В 1973 году московское издательство "Изобразительное искусство" выпустило комплект почтовых открыток с репродукциями картин художников Алексея Леонова, Андрея Соколова под названием "В глубинах Вселенной". Тираж набора 150 тысяч экземпляров, и встретить его у букинистов несложно. Но тем не менее можно наткнуться и на современный цветной репринт, сразу выделяющий излишней белизной бумаги и более плотным картоном открыток, из-за чего пачка новодела в три раза толще старого родного оригинала.
При ближайшем рассмотрении выясняется что репринт, изготовленный на новой технике, значительно уступает оригиналу полувековой давности как в части цветопередачи так и по не менее важному параметру — детализации изображений. Причем разница настолько бросается в глаза, что её можно узреть даже на простейших домашних фотографиях, представленных ниже.
Три набора, слева направо, 1 и 2 — оригинальные, 3 — новодел. Надо конечно признать что и у оригинальных наборов цветоперадача весьма пляшет от экземпляра к экземпляру.
Картинка "Старт "Востока"". Цвета старых откыток блекловаты, но детализация более мелкая, это видно по разведенным фермам стартового стола. У новодела ажурные конструкции прости слиплись в единый черный монолит.
Картина "Утро в космосе". Открытки 1973 года отличаются по сочности цветов, номер 2 существенно ярче номера 1, но новодел номер 3 — цвета хоть и яркие, но плоские, без полутонов, как в дурном флэт-дизайне.
Открытка ""Полдень" планеты двух солнц". Номер 1 темнее номера 2, а номер 3 — темнее старых открыток до такой степени что даже пропадает гало от правого солнца, а в тени кристалла морозобойные ячейки застывшей лавы-чешуи вообще сделались невидимыми. Может для сканирования была использована открытка по качеству как номер 1 а не номер 2.
"В кратере Марса". Новодел я вообще убрал из сравнения, потому что даже на исходниках 1973 года видны сильные различия. Верхняя открытка бледновата, нижняя сочнее, но за счет перелива краски на нижней открытке смазаны все мелкие детали — кактусы, скафандры, гусеничные траки вездехода.
Вывод неутешительный. Даже для любительских изданий требуется не просто хорошее сканирование старых открыток и альбомов, а тщательный выбор из нескольких экземпляров одного и того же издания, по той причине что многотиражная полиграфия прошлого века давала большой разброс по качеству воспроизведения. Для изданий же профессиональных необходимо фотографирование непосредственно оригиналов картин. Право слово, бесполезно делать например альбом репродукций, отталкиваясь от крошечных открыточек размером 6 на 9 сантиметров, тогда как настоящая картина — размером метр на полтора.