Конечно, рецензия на этот сериал должна быть в видеоформате, чтобы хор терминаторов с балалайками наяривал музыку Архиповского, а человек-рэпер ударно читал частушки о былинных подвигах славного витязя.
Но в сериале, совершенно очевидно, не было лишних денег, так и в этой рецензии все будет очень экономно.
Это яркая попытка молодой команды, которая находится в процессе борьбы с собственным клиповым мышлением /то есть проблемы с целостностью повествования и хорошим вкусом/.
Создатели первого сезона учатся если не всему сразу, то очень многому одновременно /а значит многого не умеют/.
Потому, если нарезать сериал на пятиминутные отрывки — вернуться к первому формату команды — получится куда как интереснее.
Но что сделали, то сделали, надо анализировать.
.
Пародия — да, но...
Как социальная пародия на современное общество, на множество типажей, на кучу предрассудков и дурацких привычек, получилось просто отлично (кроме политики).
Проблема в том, что основной приемом, с помощью которого достигается эффект — гипербола привычных вещей, за которыми сохраняются их недостатки. Её пользуют в хвост и в гриву. Если лифт, то будет подниматься десять часов, и будет как лифт в обычной "брежневке", если электричка, то между планетами, но все такая же многолюдно-неряшливая, если глава корпорации, то непременно планетарной, но с замашками самодура.
Еще в деле метафора, например, с костром во время охоты, который пламенел синими виртуальными кубиками, но этого куда меньше. Аллегория — по минимуму (она почти вся исчерпывается роботами).
А почему? Гипербола позволяет дать необычную картинку, которую, тем не менее, узнает зритель. Таких картиночек очень много. Сделаны они эффектно, красиво, ярко, динамично (и еще много хороших слов).
Комедия в целом — да, но...
Часть пародийных ситуаций доводят до уровня сценок, нормальных шуток, шутки разной остроты, приличия, политического окраса (не всегда удачного, в шестой серии получилась откровенная агитка в стиле Холодной войны) и даже уровня культурного багажа. Смешно было в первой серии (не везде), смешно и в последней (тоже не везде), и нет ни одной, от которой было бы только скучно. Но в каждой серии есть эпизоды, когда точно не смешно, а тоскливо.
Мораль — да.
Вот этого добра много и временами только мораль вытягивает на себе фабулу, заставляет хоть как-то смотреть. Однако же временами она становится слишком прямолинейной, предсказуемой, потому скучной и мотивацию к просмотру снижает. "Перековка" Барагозина, судьба мальчишки с большого рынка на кольцах Сатурна и т.п. — это именно мораль, к ней подводят, её показывают. Создатели поставили на жизнерадостность, оптимизм и желание сделать людей светлее.
Живой робот с характером — да.
Вот это получилось — аналог "ВАЛЛ-И" с поправкой на социальную действительность и заселенное внутрь сознание.
Фермер, который центральный человеческий персонаж — да.
При всех адских косяках сценария актер тянет своей харизмой. Плюс робот с фермером составляют живую комедийную пару и без них можно было бы говорить о тотальном провале сериала.
Продуманный мир и адекватные персонажи — нет.
Пародия съела будущее. Это надутое до масштабов Солнечной системы настоящее, в котором люди действуют именно сегодняшними штампами и методами, причем индийский фильм где-то рядом. Да, кладбище с аватарами покойников, которые анимируются по их записям в социальных сетях, это неплохо. Но куча фантастических элементов тупо взята из других фильмов при вмонтирована средствами Афтерэффекта, без всего представления, а как эти штуковины изменят мир. Получается не будущее, а лавка фокусника и сваленные в кучу театральные декорации. На это накладывается масса глупостей в поведении отдельных людей. Их мозги тоже съела пародия.
Поэтому, кстати, не веришь в большую часть персонажей. Совсем. Актеры стараются — Барагозин с отсутствующим разумом это добротная актерская работа. А образы почти все статичны и поступки персонажей как в глупом фарсе. Как Барагозин выходит на новый уровень, так и фермер должен был вылезти из своего ватника и кепки, а ватник будто к туловищу приклепанный. В результате пародия становится сатирой не столько злой, сколько кондовой, туповатой и самоуничижающей.
.
Для меня, субъективно, "Кибердеревня" стала заложницей успешного старта на интернет-платформе. От пятиминутного ролика надо сразу прыгать к другому коммерческому формату, к сериалу, сохраняя того же исполнителя главной роли, ту же стилистику. В результате от коротких комедийных историй до полноценного сериала создатели "сюжетно и персонажно" так и не дотянули.
Самое грустное, что создатели теперь с продолжений этой истории долго не слезут. На второй сезон вышли, деньги будут, значит, надо гнать продукт. Стилистику и общий замысел будут эксплуатировать (что понятно), но в продолжениях всегда бывает сложно их развивать, слишком много глупостей нагородили в первом сезоне...
Так смотреть или нет?
Смотрите пятиминутками. Не нравится эпизод — смело пропускайте (слабых эпизодов хватает). Это полотно назвать целостным можно очень условно.
А в пятиминутках можно увидеть и синюю изоленту, которой заклеивают иллюминатор космического корабля, и шахтеров-миниатюризаторов и много чего еще. Будто декораторы и мастера спецэффектов говорят обычным режиссерам: блин, вы можете снять что-то оптимистическое? Нет? Тогда снимем мы. И пытаются. Хотя у декораторов тоже с идеями не все в порядке...
Это лучший фантастический альманах-эпизодник в российском кино этого года, но и одно из серьезных разочарований.