Всем памятна сцена из фильма "Тот самый Мюнхгаузен", когда барон стреляет в каминную трубу, убивает утку, и та, по пути зажариваясь, падает на блюдо в готовом виде. В книжке я этого не нашёл. Нет ничего удивительного, что эпизод из культового фильма вытеснил из памяти первоисточник.
А в первоисточнике утки отдельно, каминная труба отдельно...
...и зажаренная в полёте дичь — тоже отдельно.
Многое в приключениях Мюнхаузена даётся в стиле простонародных шванок. Жанр грубый сам по себе. Но и на этом фоне есть тошнотворные эпизоды (если вообразить все детали). Вот первый из них.
Мюнхаузен увидел на озере множество уток, но в ружье у него оставался только один заряд. Как захватить побольше уток? Шнур и кусочек сала.
цитатаЯ закинул в воду этот кусочек сала и с радостью увидел, как ближайшая утка быстро подплыла и проглотила его <...> Так как прикреплённый к шнуру скользкий кусочек сала очень быстро выходил сзади непереваренным, то его проглатывала следующая. кусочек сала пропутешествовал по внутренностям всех уток, не оторвавшись от шнура. Утки были нанизаны на шнуре, словно бусы на нитке.
Все технические решения Мюнхаузена такие же, как в чертежах Леонардо да Винчи. Описание похоже на заявку на выдачу патента ("способ ловли уток"). Новизна и изобретельский уровень имеются. Но в выдаче патента отказали бы — отсутствует "промышленная применимость" (невозможно получить заявленный результат на практике). Но идея завораживающая.
1) Доре.
2) У Елисеева можно разглядеть подробно всю цепочку, включая кусочек сала, торчащий из последней утки. Это и будет чертежом к патентной заявке Мюнхаузена.
3) Майофис впечатлён предысторией — озеро полно уток. Два варианта: детский (ранний) и взрослый (поздний). У Майофиса антураж дворянского галантного века.
4) У Фёдорова начало процесса: сало заглочено первой уткой, но ещё не вышло. Фёдоров стилизуется под деревенского художника-самоучку — трактует приключения Мюнхаузена как собрание народных шванок.
5) Акатьева создаёт фантастическую перспективу (лист снова не раскладывается). Формальные приёмы на первом месте.
6) Дядя Коля Воронцов прибег к коллажу.
Древний сюжет. Первая научно-фантастическая идея полёта человека (тут главное, что "научно"). Идея оказалась ошибочной, но ошибка всё же не на поверхности лежала.
1) Этот рисунок Доре, по-моему, самый растиражированный из серии про Мюнхгаузена. Чем-то притягивает взгляд. Вроде бы просто стоит барон, а чувствуешь, что нет — летит. Доре — большой мастер.
9) Воспроизведение Алимовым композиции Доре (в цвете).
2) Скобелев и Елисеев в 1971 году поместили летящего барона в петербургское небо на фоне шпиля Адмиралтейства.
3) Можаева несколько лет спустя пришла к той же идее — барон парит над Петербургом. Шпиль — Петропавловской крепости (но без ангела с крестом — обычное советское умолчание для детских книжек).
4) Майофиса заинтересовал упорядоченный вектор полёта. Стая уток летит клином, но часто, как все видели, неким зигзагом. Вот он — этот зигзаг с махоньким Мюнхаузеном на конце шнура (там же где-то должен быть и кусочек сала).
Майофис настолько впечатлился этой картиной, что поместил птичий зигзаг (с несколькими фламинго!) на форзац книги.
5) Интересно, что Гальдяев через много лет тоже нарисовал зигзаг летящей стаи.
6) У Филоненко — момент отрыва от земли.
7) Бритвин использует яркие краски в своей сюите: голубой барон над голубой Невой.
8) Попытка молодой художницы перестроечной эпохи развенчать авторитеты — снизить подвиг Мюнхаузена, показать бреющий полёт над заболоченным берегом.
10) И ведь Устинову пейзаж с камышами милее городских видов.
11) Фёдоров продолжает забавляться имитацией наивного стиля.
12) Воронцов ставит интересный эксперимент: барон летит держась зубами за тот конец веревочки, который свисает из клюва первой утки (а не из заднего прохода последней). Что ж, так тоже можно в теории (патента всё равно не видать).
Через каминную трубу домой проник сам Мюнхаузен, плавно снижаясь (сворачивая головы уткам). Повар на кухне был, но огонь в камине не был разведён, поэтому никто не зажарился: ни утки, ни барон.
1) Доре.
2) Елисеев.
3) Филоненко.
4) Двоскина вернулась к своей концепции: это всего лишь театр, разыгрываемый малышами. В данном случае малыши изображают стаю уток. Как эти детишки соединены между собой? Кому Мюнхаузен уже свернул шею? Нет, одними картинками приключения не превращаются в политкорректные. Надо в книжке текст менять. Подлинному Мюнхаузену (даже в пересказе Чуковского) недолго осталось быть в детской литературе.
А на лету были зажарены куропатки. У Мюнхаузена на сей раз порох был, а пули закончились. Так он шомпол зарядил и выстрелил. А шомпол — это длинный металлический стержень. Ну и всё — куропатки, летевшие идеальной линией, все оказались нанизаны на шомпол.
1) Доре наглядно показывает, как такое было возможно.
2) Поскольку шомпол от пороха и от трения о стенки ствола раскалился, все куропатки оказались зажаренными. Барон с удовольствием перекусил. Этот момент рисовали в 1971 году Скобелев и Елисеев.
Много лет спустя эту же тему отразил один Елисеев в своей новой сюите. В левой стороне разворота — эволюция головастика в лягушку — никакого разумного объяснения этому рисунку нет. В советские времена художники себе такого позволить не могли. Елисеев, глотнув воздух свободы, отрывается по полной.
3) Майофис показал как насадку перепёлок на шомпол (аскетичный стиль издания для взрослых)...
...так и гурманские радости грациозного кавалера (пышный барочный стиль издания доя детей).
4) Белякова продолжает оригинальность.
5) Самойлов наконец-то поместил первую иллюстрацию к "Приключениям Мюнхаузена". Картинка вполне оригинальная.
6) Алимову нет нужды выдумывать новые ракурсы — глаз радует сама его неповторимая манера.
7) Возможно, целящийся Мюнхаузен был нарисован Бритвиным к эпизоду с куропатками.
8) И у Фёдорова привычная композиция — но в его стилизации наивный художник и не мог бы ничего другого выдумать.
9) Двоскина.
10) Отвлечённый коллаж Воронцова.