Однажды в открытом


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Однажды в открытом космосе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Однажды в открытом космосе

Статья написана 14 мая 2010 г. 20:01

Светлячок (Firefly, 2002-2003)
     страна США, студия FOX, жанр — телесериал, продолжительность — 15 серий (Х 42 мин)



Миссия «Серенити» (Serenity, 2005)
      страна США, студия Universal, жанр — комический вестерн, продолжительность — 119 мин.



режиссер           Джосс Уэдон
сценарий           Джосс Уэдон
операторы         Дэвид Бойд /Джек Н. Грин
композиторы     Грег Эдмонсон / Дэвид Ньюман
продюсеры        Барри Мендел /Тим Майнир

в ролях: Натан Филлион (Мэл), Адам Болдуин (Джейн), Джина Торрес (Зои), Алан Тьюдик (Уош), Саммер Глау (Ривер), Шон Маер (Саймон), Джуэл Стэйт (Кейли), Морена Баккарин (Инара), Рон Гласс (Пастор Бук)

45 летнего  сценариста, продюсера и режиссера Джосса Уэдона часто называют самым креативным человеком на современном американском телевидения, и это факт, который очень трудно оспорить. Вся немаленькая телебиография, его главное творческое кредо — это поиск сложного в простом, будь то история девушки по имени «Баффи», которая точными ударами отнюдь не хрупкой пятки разбрасывает в разные стороны штабеля слишком воинственных демонов или нуарная повесть о сумрачном вампире по прозвищу «Ангел», на исходе очередного столетия, вдруг обнаружившего внутри своего существа останки настоящей человеческой совести (Стефани -не спать, не спать !!!). Казалось бы, после подобных пошлостей, любому человеку с мало мальски развитым вкусом должно хватить одного взгляда на экран, что бы немедленно исторгнуть из себя всю эту вампирско-исстребительскую жвачку прямо на пол перед ненаглядным телевизором. Но проходит минута, затем другая, и ожидаемого отторжения не происходит: обязанные оказаться плоскими картонками, герои вдруг демонстрируют неожиданную многомерность, сюжеты блистают печальным философствованием на тему, что есть зло, а диалоги персонажей, даже самых второстепенных, обязательно превращаются в язвительные перепалки, достойные самого престижного конкурса остроумия. В такие харизмы невозможно не влюбиться, и уже к 3-4 серии, прогнозируемое отвращение сменяется неизбежным привыканием. И поверьте, не стоит в этом убеждаться на личном опыте...... если у Вас нет огромного запаса лишнего свободного времени.

Но у каждой, даже самой блистательной идеи всегда есть конечный потенциал, который постепенно выдыхается подобно коллекционному шампанскому. Поэтому всегда лучше не дожидаться, пока из-за твоего плеча появится грозная рука с целью поставить точку в твоем предложении, проще самому перевернуть страницу и начать заново, с красной строки. И пусть это новое предложение будет разительно отличаться от предыдущего: из мрачных катакомб, скрывающихся под личиной благопристойного американского городка оно оторвется от нашего времени и грешной планеты, что бы воспарить в самые глубокие, неизведанные дали. Например — в космические.



Под нехитрые аккорды задорной ковбойской песни, космические просторы бороздит небольшой транспортный корабль класса «Светлячок», который и по форме действительно напоминает летающее насекомое, (см. скриншот). Его назвали «Serenity» (спокойствие, безмятежность) в честь самого масштабного сражения 6 летней давности, после которого в данном секторе Космоса воцарилась власть демократического Альянса. Альянс на словах провозглашает демократические свободы, но на деле — не признает иных точек зрения и политических режимов и стремится навязать всем жителям Галактики собственное видение политического идеала (неужели, не напоминает одну вполне земное государство, которая располагается к востоку от Берингова пролива?- Нет?-Ну и ладно). Однако, с мраморной поступью новых «вселенских демократизаторов,« экипажу «Серенити» совсем не по пути. Почти все они — бывшие солдаты, проигравшие в схватке за независимость, в той самой битве, которая и дала название кораблю — ныне скитающиеся по космосу в незавидной роли изгоев, авантюристов, охотников за случайной наживой. У них нет сверхзадачи по свержению ненавистного режима и установлению всеобщего мира, маломощные двигатели «Светлячка» тянет вперед лишь вечно пустое пузо, да желание срубить пару лишних долларов. И неважно, что под ногами сверкает не стремя, а палуба комического корабля, а рука привычно ложится на рукоять плазменного бластера — вместо верного шестизарядника. Во всем остальном, отбросив нелепые условности, они — первые настоящие ковбои грядущего 26 века.

Снова в седле и сам Джосс Уэден: его почерк угадывается с первого кадра, с каждого персонажа и практически любой реплики. Оторвавшись от привычной мифологической реальности, автор «Светлячка» развлекает зрителя необыкновенно колоритными персонажами, бьющим в самое яблочко подбором актеров и ироническими отсылками, как к современности, так и к недавней истории. Но придуманный им маскарад и не стремится скрывать лица знаменитых гостей: под маской конфликта между Альянсом и Независимыми легко угадывается война американского Севера и Юга, сражение за Серенити оборачивается легендарной битвой при Геттисберге, а в самой структуре злополучного Альянса, представляющего собой политическое объединение США с Китаем сокрыт иронический ответ на популярный вопрос: «На каком языке будут разговаривать наши потомки через пару столетий?» — словно в насмешку над серьезностью нынешних геополитиков, все герои фильма ругаются исключительно на китайском. Вдобавок ко всему, здешние сюжеты — это целая пригоршня иголок, добродушно и беззлобно подкалывающих всю признанную киноклассику вестерна: от фордовского «Дилижанса» до «Великолепной семерки» с хрестоматийным ограблением поез грузового космического корабля и непременным удиранием от кровожадных индейцев, простите, конечно же Пожирателей. А уж фирменные уэдоновские диалоги — это и вовсе отдельная песня. Культовый американский писатель Элмор Леонард однажды заметил: «Если диалог звучит так, как будто бы его кто-то написал – это плохой диалог» Надо ли говорить, что к «Светлячку» эта фраза не имеет ни малейшего отношения?

Но эта музыка длилась совсем недолго. Сейчас уже трудно назвать конкретную причину, по которой боссы телевизионного подразделения Руперта Мердока приложили столько усилий, для того, что бы задушить собственный проект, но факт остается фактом. Сначала сериалу выделили самое худшее эфирное время, потом намеренно сэкономили на рекламе, а в довершении всего, при показе перепутали очередность серий, переставив начало в самый конец. Проведите маленький эксперимент: возьмите Вашу самую любимую книгу, оторвите ей обложку, разрежьте ножницами на 15 частей, перемешайте в случайном порядке, а потом попробуйте перечитать получившуюся груду макулатуры. Что, все равно нравится? Одно из двух: либо Вы — неисправимый фанат, который знает наизусть каждую строчку любимого произведения, либо — один из продюсеров телеканала FOX. В результате подобного головотяпства, «Светлячок» отправился не на Аллею телевизионной славы, а прямиком на самую главную студийную помойку: после показа первых 11 серий, он был снят с эфира, оставив участь знакомства зрителей с оставшимися частями для ДВД. И напрасно капали фанатские слезы и белели костяшки пальцев, уставших от печатания гневных писем, адресованных руководству телеканала FOX. Бережно продуманная Уэдоном на сто серий вперед, история была собрана в огромный черный мешок и захоронена еще до того, как успела издать первый младенческий вскрик. 30 декабря 2009 года, авторитетнейший американский журнал The Hollywood Reporter, подводя итоги первой декады нового века, назвал закрытие Firefly одной из крупнейших ошибок в истории американского телевидения.


Прошли годы, но скандал, поднявшийся вокруг закрытия сериала все не желал утихать. Тем временем, «Светлячок» очень успешно стартовал на ДВД, став одним из самых продаваемых телевизионных релизов, вошел во всевозможные чаты и топы на правах «лучшего НФ-сериала из когда-либо снятых», а на престижном сайте IMDB его рейтинг устремился в такие выси, до которых редко добираются даже признанные телевизионные тяжеловесы. Начавшаяся 2 года назад, история отчаянно требовала если не прямого продолжения, то как минимум — закономерной точки, и благодаря давлению фанатов, потокам гневных писем и жалоб, она ее получила: в 2004 году, кинокомпания Universal объявила о запуске производства кинокартины «Serenity» — закономерном развитии и окончании сюжетной линии покойного «Светлячка». Перед сценаристом и режиссером Уэденом встала, по истине титаническая задача: спрессовать все наработки почти 100 серийного проекта до двухчасового формата, да вдобавок сделать это таким образом, что бы суть происходящего была понятна, как фанатам сериала, так и людям, которые о нем впервые слышат. А что бы и эта миссия не показалась ему слишком простой, на производство фильма Уэдену выделили фантастическую для фантастического же кино сумму — целых 38 миллионов (для справки: некоторые видеоклипы стоят дороже). Летите к своим неизведанным далям, гражданин и не забудьте вернуться с прибылью!

Созданная в результате всех этих сюжетных и бюджетных сокращений, «Миссия Серенити» вышла точной копией своего легендарного телевизионного прародителя, словно его очередной эпизод, так и не снятая, но заветная и желаемая 16 серия. И уже не так важно, что события, легшие в основу сценария, по первоначальному замыслу Уэдона должны были происходить лишь во втором сезоне сгинувшего сериала и подразумевали обязательное продолжение. И безразлично, что при работе ножницами над телом цельного сюжетного замысла приходилось резать по живому, отправляя под стол целые кровоточащие пласты, которые так и сгинули там без следа. И даже плевать, что за всем этим обрезанием и кромсанием, эпическая история «Светлячка» съежилась как дикобраз, которого обстригли до размеров комнатного пуделя. Главное, что на огонек к зрителю снова прилетел тот самый «Светлячок».

Сюжет киноверсии представляет собой квинтэссенцию всего телевизионного творчества Уэдона: скрипя обветшалыми жанровыми штампами, как плохо смазанная телега, он внезапно вырывается вперед с грацией пантеры и скоростью лесной лани. Его сериальное творчество всегда славилось сценарными «матрешками», когда беря в руки обыкновенную, знакомую всей детворе фигурку, зритель никогда не может заранее предположить, что из нее выпадет уже в следующую секунду: едкая перепалка, пронзительный монолог или неожиданный сценарный поворот. Глядя «Миссию», невозможно избежать сознательных параллелей с вышедшим в тот же год третьим эпизодом «Звездных войн». Там, где Лукас старается придавить зрителя к полу своим тяжелым, 200-миллионным бюджетом, что бы затем пройтись по нему всем весом громоздких спецэффектов, Уэдон предпочитает вилять, юлить, изворачиваться всем своим располосованным сценарным телом, в итоге достигая своей цели гораздо лучше прославленного мастодонта. Ведь весь фон очередной космической оперы — всего-лишь ширма, спрятавшись за которой сценарист и режиссер приглашает нас к неожиданно серьезному разговору, касающегося нашей современности: что есть настоящая свобода, где проходит ее тончайшая граница с принуждением, что есть настоящая утопия, и останется ли она таковой, если за нее заплатить ужасную кровавую цену. Удивительно, но по сравнению с этими нехитрыми истинами,которые опираются на корни из соответствующего телесериала, именно «Месть ситхов» со всем ее высокобюджетным убожеством кажется развесистой «Санта-Барбарой», но никак не наоборот.


Но гораздо сильнее, чем подробности сверхсекретных экспериментов и зловещей Самой Большой Тайны Альянса, зрителей удерживают у экранов  проверенные сериальные герои.  Уэдон прекрасно усвоил главную формулу успеха телевизионного многосерийного фильма: зрительская любовь прямо пропорциональна убедительности персонажей. Здесь нет четкого деления на героев и злодеев, вместо белых и черных цветов приветствуются многочисленные смешения самых разных оттенков.  Классические герои Дикого Запада, помещенные в обертку высокотехнологичного будущего, каждый из них «и хороший, и плохой, и злой» — и все в одном флаконе. В лучших традициях классического вестерна, поступки и моральный выбор героев вместо них самих определяет лишь ситуация: главный положительный персонаж, герой войны, капитан Мэл (Натан Филлион) может бросить случайного прохожего на съедение каннибалам — если того требует его долг перед остальной командой. И наоборот — единственный четко отрицательный персонаж, безымянный Оперативник (Чиветел Эджиофор) обладает хладнокровием японского самурая и очень убедительной мотивацией. Запущенная «русская рулетка» перемешивает в собственном барабане ответы на поставленные вопросы, осталось только подождать, пока она остановится и нажать на курок.

В итоге, вместо закономерной точки, история «Светлячка» закончилась восклицательным знаком. Кое-как связав воедино толстые сюжетные узелки, фильм Уэдона с треском фанеры пролетел мимо кассовых сборов, с трудом окупив собственный бюджет, зато ушел из проката не с пустыми руками, а сверкая, торчащей из кармана престижной премией «Хьюго» «за лучший фантастический сценарий». Справедливость восторжествовала, позволив каждому получить по праву причитающееся: Уэдону — свою первую крупную премию, фанатам — долгожданное подобие финала. И лишь телевизионное подразделение корпорации Руперта Мердока, телеканал FOX, по-прежнему называют никак не иначе, чем «Убийцей культовых сериалов». Впрочем, на подобную популярность глупо пенять. Как гласит в таких случаях, проверенная временем пословица: «По работе — и награда».

Для того, что бы почувствовать себя настоящим ковбоем не нужно ни длинных сапог, ни закрученного лассо, ни даже проворного мустанга. Скорее это не профессия, не призвание, а особое состояние души, при котором невозможно пребывать в любой клетке, пусть она даже сделана из чистого золота. Все что нужно — это ветер, бьющий в лицо, запах костра и кусочек прерии, который так и тянет назвать «домом». Но если и этого нет под рукой, то сойдет и частичка бескрайнего звездного неба. Тот самый кусок, куда притягиваемые сиянием планет и  ослепительным блеском звезд, слетаются в поисках полной свободы все новые «Светлячки».





1685
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение16 мая 2010 г. 17:29
Никогда не был каким-то особым поклонником «Светлячка»«Серенити» и лучшим фильмом за 5 лет не считаю ;-), но практически со всем написанным в рецензии согласен. Сериал (и фильм) очень приятный с собственным запоминающимся стилем, жаль, что закрыли. Результат сравнения с «Местью ситхов» тоже поддреживаю, главное воспоминание о третьем эпизоде Лукаса (как впрочем и втором) — это скука. В общем, спасибо за подробный анализ и интересные подробности. :beer: Вот только «Баффи» я вряд ли заставлю себя посмотреть: не могу перебороть собственное предубеждения против сериала о девочке и вампирах, да и времени свободного не настолько много 8:-0
ЗЫ. Не могу вспомнить так сразу: что такое фарскейп? Как будет по нашему?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2010 г. 17:39

цитата Halstein

Вот только «Баффи» я вряд ли заставлю себя посмотреть: не могу перебороть собственное предубеждения против сериала о девочке и вампирах, да и времени свободного не настолько много

И зря. Как и в других проектах Уэдона, в нем главное — не идея, а исполнение.;-)

цитата Halstein

Не могу вспомнить так сразу: что такое фарскейп? Как будет по нашему?

«На краю Вселенной»
 


Ссылка на сообщение16 мая 2010 г. 17:56

цитата fox_mulder

«На краю Вселенной»

Спасибо! Помнил ведь, что знакомое название. Тоже пока не довелось посмотреть 8:-0


Ссылка на сообщение11 сентября 2010 г. 18:51
Сериал лично мне понравился больше чем фильм. В фильме переделаны характеры некоторых героев, ИМХО от этого стало только хуже.


Ссылка на сообщение28 января 2011 г. 18:56
Мерси, посмотрим это.


Ссылка на сообщение30 января 2011 г. 20:07
Никто не в курсе о каких-нибудь новых проектах Уидона? Жалко такой талант, надеюсь у него не пропало желание создавать сериалы, после всего, что творят с ними телеканалы. Финал Ангела пока никто не побил по отрезанности, по-моему. Как можно на таком моменте обрывать историю?!:-(((
А Светлячок- мой проводник в мир сериалов ). Причем я был в таком шоке от того, что он закончился, когда я только погрузился в его замечательный мир, что сразу-же пересмотрел все 14 серий заново. ^_^
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 января 2011 г. 21:12

цитата Dr. Feelgood

Никто не в курсе о каких-нибудь новых проектах Уидона? Жалко такой талант, надеюсь у него не пропало желание создавать сериалы, после всего, что творят с ними телеканалы

«Кукольный дом», но это скорее разочарование. :-( Сейчас Уэдон подался в Голливуд, в 2012 году на большом экране можно будет увидеть первый его опыт работы с блокбастерами — в экранизации марвеловского комикса Мстители.;-)

цитата Dr. Feelgood

Финал Ангела пока никто не побил по отрезанности, по-моему. Как можно на таком моменте обрывать историю?!

Телевизионные боссы решили закрыть сериал, когда до конца пятого сезона оставалась всего одна серия. Причем, причиной закрытия были даже не рейтинги, просто руководство захотело запустить новое реалити-шоу, и лучше места, чем тайм-слот Ангела, они, видите ли найти не смогли. И все, что мог сделать Уэдон в сложившейся ситуации — лишь немного видоизменить сюжетную арку, что бы подсластить горькую пилюлю. Дальнейшее продолжение истории Ангела (как впрочем и Баффи) стало доступно лишь для читателей одноименных комиксов.;-)
 


Ссылка на сообщение31 января 2011 г. 13:03

цитата fox_mulder

Сейчас Уэдон подался в Голливуд, в 2012 году на большом экране можно будет увидеть первый его опыт работы с блокбастерами — в экранизации марвеловского комикса Мстители.

Я читал, кажется в новостях на сайте «Мира Фантастики», что Джосса сняли с работы над Мстителями, из-за того, что он запросил слишком большой бюджет.:-(
 


Ссылка на сообщение31 января 2011 г. 13:12

цитата Dr. Feelgood

Я читал, кажется в новостях на сайте «Мира Фантастики», что Джосса сняли с работы над Мстителями, из-за того, что он запросил слишком большой бюджет.

Очевидно, Мир Фантастики — это не самый достоверный источник информации. Согласно, куда более компетентному американскому сайту IMDB, Уэдон все еще значится сценаристом и режиссером Мстителей, съемки продолжаются, и премьера состоится уже в 2012 года. Кстати, кроме этого проекта, Уэдон так же является соавтором сценария ужастика «Хижина в лесу» и одним из четырех сценаристов еще одного марвеловского кинокомикса, «Капитан Америка», оба фильма должны выйти на экраны уже в этом году.;-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:01
О, господи, опять эти дуратские кинокомиксы %-\
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:16

цитата Paf

О, господи, опять эти дуратские кинокомиксы

В принципе, как показывает кинопрактика, даже из дурацких комиксов можно сделать неплохое кино. Как пример- «Хранители», бертоновские «Бэтманы»...... Другое дело, что в жанре кинокомиксов преобладает откровенная халтура, а стоящих проектов — единицы.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:23

цитата fox_mulder

Как пример- «Хранители»

Боялся смотреть, но к своему удивлению — понравились. Отличное умное развлекательное кино с нотками серьезности, довольно неожиданно. Однако же, это исключение, тем более в современном голливудском кинематографе, да на столько редкое исключение, что примеры в голову за последние лет 15 не идут.

цитата fox_mulder

Другое дело, что в жанре кинокомиксов преобладает откровенная халтура, а стоящих проектов — единицы.

Да что тут далеко ходить, вон талантливого французского режиссера Мишеля Гондри посадили снимать «Зеленого Шершня» — у меня мурашки по коже от одного трейлера %-\ К чему это нужно было? Тем более самому Гондри...
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:29

цитата Paf

Да что тут далеко ходить, вон талантливого французского режиссера Мишеля Гондри посадили снимать «Зеленого Шершня» — у меня мурашки по коже от одного трейлера К чему это нужно было? Тем более самому Гондри...

Я уже давно заметил, что в Голливуде начался мощный режиссерский кризис, вот и назначают на постановку блокбастеров кого попало с опытом работы в других жанрах: рекламщиков, клипмейкеров, мультипликаторов, документалистов, режиссеров арт-хауса. И в 99 процентов случаев, всегда — с удручающим результатом. %-\


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:04

цитата fox_mulder

выделили фантастическую для фантастического же кино сумму — целых 38 миллионов (для справки: некоторые видеоклипы стоят дороже)

Нет, не стоят ;-) Но если сравнивать по стоимости одной минуты экранного времени, то да, разница значительная, не в пользу фильма 8:-0
Сегодня посмотрел наконец-то первую серию сериала Свелячок и очень впечатлен — досмотрю обязательно до конца 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:08

цитата Paf

Нет, не стоят Но если сравнивать по стоимости одной минуты экранного времени, то да, разница значительная, не в пользу фильма

Ну это была лишь фигура речи.8:-0
На самом деле, полагаю, что ты и сам прекрасно знаешь, что для современного Голливуда 38 миллионов фактически равносилен бюджету картины категории Б.;-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:16

цитата fox_mulder

На самом деле, полагаю, что ты и сам прекрасно знаешь, что для современного Голливуда 38 миллионов фактически равносилен бюджету картины категории Б.

Однако же это не мешает людям снимать за «какие-то» 7 млн. $ то же «Помутнение» с полным набором звезд, которое стало наверное лучшей экранизацией Дика на данный момент или «Синекдоха, Нью-Йорк» за 20 млн. $, которе вообще шедеврально 8:-0 Они прада кое-как отбили свои деньги в прокате, но и в америке на деньги равнозначные категории фильмов Б, снимают фильмы категории экстра-класс 8-) Хотя кому я это объясняю :-D;-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:21

цитата Paf

Однако же это не мешает людям снимать за «какие-то» 7 млн. $ то же «Помутнение» с полным набором звезд, которое стало наверное лучшей экранизацией Дика на данный момент или «Синекдоха, Нью-Йорк» за 20 млн. $, которе вообще шедеврально Они прада кое-как отбили свои деньги в прокате, но и в америке на деньги равнозначные категории фильмов Б, снимают фильмы категории экстра-класс

Ну здесь речь-то идет не об артхаусе и авторском кино, а о космической фантастике, от которой, что в первую очередь ожидает обычный рядовой зритель ? Правильно — космические перелеты, зрелищные сражения, короче — пециэффекты. А на 30 миллионов, по этой части не очень разгуляешься.:-)))
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:31

цитата fox_mulder

Ну здесь речь-то идет не об артхаусе и авторском кино, а о космической фантастике, от которой, что в первую очередь ожидает обычный рядовой зритель ?

Я немножко упустил нить разговора 8:-0:-))) С другой стороны, опять же — какие за последнее время были интересные нф-фильмы на космическую тематику, тем более дорогие? Мне в голову в первую очередь приходят «Луна» и «Груз» (Cargo), которым и спец-эффекты то не потребовались особо и сняты они были за 5 млн. каждый и смотреть приятно, хоть и не шедевры, но качественный продукт. А из дорогих вообще на ум никто не идет, да еще чтобы для массового проката было предназначено... Может я чего из виду упускаю? 8-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2011 г. 21:38

цитата Paf

Может я чего из виду упускаю?

В том то и дело, что качественную космическую фантастику сейчас куда проще отыскать на маленьком экране, нежели на большом. Тот же «Светлячок» (+ Серенити), тот же «Звездный крейсер Галактика» в гораздо большей степени напоминают целостные художественные произведения, чем какие-нибудь очередные космические кинокомиксы или отвратительный перезапуск Звездного пути.


Ссылка на сообщение25 марта 2012 г. 20:16
Мне так понраивлся и сериал и фильм. ЖАль что сериал закрыли.:-(((>:-|>:-|>:-|


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 12:48
8:-0 Запоздалое спасибо за статью =)
Страницы: 12

⇑ Наверх