Влюбленная Смерть, или Уход в состоянии «больше желать нечего» — это мечта
Билл Перриш поимел от жизни все. Успешная новостная фирма. Отличная репутация. Знакомство с самыми влиятельными людьми страны. Куча бабла. Две дочки, уже давно отправившиеся в самостоятельное плавание. А впереди еще немало свершений. 65 – не возраст.
Так казалось до того момента, когда на пороге особняка Перриша появился смазливый паренек, в которого вселилась сама Смерть.
Смерть, пришедшая за Биллом, но согласная отложить свою работу на то время, пока Периш побудет ее проводником по миру людей. Месту, где Смерть решила провести небольшой отпуск.
О встрече с Разрушительницей наслаждений снято и написано за историю человечества немало. Постановщики Joe Black создали любопытный сплав философского размышления о Жизни, Любви, Смерти, комедии и мелодрамы. Акцент сделав именно на последнем поджанре. Хотя проявляется он далеко не сразу.
В основе ленты пьеса Альберто Каселлы «Смерть берёт выходной». А точнее Meet Joe Black является ремейком фильма 1934 года («Death Takes a Holiday»), переделанного и выпущенного под тем же названием в 1971 году.
Первой мы видим историю человека, получившего возможность осознанно и вдумчиво попрощаться с миром живых.
Билл (Хопкинс )– сильный, харизматичный бизнесмен, всю жизнь создававший могучую фирму, несущую людям новости. Правдивые, прошу заметить новости. Перриш находится на том почти недостижимом для медийщиков уровне, когда может не обращать внимания на давление и желания власть имущих. Не поддаваться их влиянию, не искать благосклонности, а просто хорошо делать то, к чему лежит душа – позволять своим ребятам сообщать новостные сюжеты. Хотя о фирме Билла мы почти ничего не узнаем, складывается именно такое впечатление – быть может, обманчивое.
И вот накануне своего 65-летия он вплотную сталкивается с тем, против чего бессильны деньги, влияние и прочие общественные инструменты. Взамен Перриш получает то, чего почти никто не имеет. Возможность устранить один из самых обидных факторов кончины – ее внезапность. Билл четко знает, что как только его «гость» решит завершить свой отпуск – закончится и жизнь Перриша. А следовательно ему нужно закончить все недоделанные дела, осознать, что самое главное в жизни, вспомнить все хорошее, что было, сделать то, что еще не сделано для своих дочерей. И с миром, осознав, что «больше желать нечего», отправиться к предкам.
Именно этим Перриш и займется. Дав возможность старшей, не самой любимой дочурке провести грандиозный прием в честь его юбилея. А главное – донеся свою концепцию любви и счастья до младшей.
Хопкинс хорош. Энергичный, несмотря на возраст, живущий полной жизнью, властный, жутко занятой, сильный мужчина, столкнувшийся с непостижимым. Некоторое время потративший на приятие того факта, что его жизнь окончена, а рядом неотлучно пребывает сама Смерть. Со временем начавший проявлять характер, настаивать на своем, спорить с визитером, вести себя жестко. Заодно проявляя свои лучшие качества. Способность искренне любить близких. Не поддаваться на привлекательные предложения, идущие вразрез с совестью. Бороться за свои идеалы. Прощать оступившихся, наказывать подлецов.
Жаль, переключив свое внимание на мелодраматическую историю любви, которой не суждено сбыться в полной мере, создатели Блэка недоработали историю самого Перриша и не завершили разговор о смысле жизни. Линия осознанного прощания с жизнью знатно намечена, но в процессе подзаброшена.
Концепция хороших воспоминаний – единственного, что люди могут забрать с собой в могилу – становится одной из главных в ленте. А ведь не поспоришь – немногочисленные моменты счастья, или состояния близкого к нему, оставшиеся в памяти, действительно крайне важны.
Но красной нитью «Блэка» становится не умирание, а Любовь. Одно из важнейших чувств, то без чего наше бытие теряет всякий смысл. То, что дает полноту счастья, возможность летать как на крыльях, жить на полную, каждой порой кожи, каждым вздохом и прикосновением. Опять ж – ничего не возразишь. Заодно постановщик поразмыслили над тем, что такое, собственно говоря, настоящая любовь. Придя к выводу, что «когда берешь, что нравится – это не любовь, любовь – доверие, жертвенность, ответственность за поступки, умение прощать, признавать ошибки – жить во благо любимой». И третий раз сложно не согласится.
У создателей ленты недурно получилась арка зарождения чувства Сюзан и Джо, позволяющая отследить в картине элементы удачных мелодрам, которых по пальцам пересчитать (с ходу вспоминается, пожалуй «Кейт и и Лео», «Хороший год», «Рыцарь дня», «Дом у озера», "Прогулка в облаках"). Начиная с романтической сцены в кафе и прощания с поворотами вразнобой, завершившейся нехилым нежданчиком. Продолжая реакциями каждого из пары. Девицы – которой папа все уши прожужжал о необходимости поймать стрелу Амура и познать настоящую Любовь. И существа, впервые в физическом теле столкнувшегося с бурлением гормонов и притягательностью самки противоположного пола. Вспыхнувшим как феникс недолговечным романом. И даже его завершением, позволившим понять и принять свою судьбу.
Во многом удача этой линии строится на работе актеров.
Питт, прощающийся с образом слащавого мальчика, проявляющий все больше граней лицедейского таланта.
Бесстрастно-ироничный, с легкой тенью улыбки на устах, высокомерный, неловко растерянный субъект, великолепно держащий мхатовскую паузу при знакомстве (чем-то напомнило недавнего Песочного человека). Сдержанно-вежливый, не использующий жесты, с огромным молчаливым интересом следящий за самыми обычными действиями и поступками людей. «Обаятельно-робкий и сильный мужчина».
Наслаждающийся своим отпуском, во многом наивный, открывающий для себя обычные для людей жизненные мелочи типа орехового масла или поцелуя. Отпускающий фразы, способные стать цитатами («Вам людям не угодишь — приходишь — плачете, не приходишь — торопите»).
Одинокий, отлично знающий свой долг, шикарно способный пропускать мимо сарказм («как с гуся вода»), похоже, вступивший в своеобразный «кризис среднего возраста».
Особенно хорошо смотрится на контрасте с живым, полным порывов, эмоционально жестикулирующим парнем в начале.
Понятно, что образ Ангела Смерти, не знакомого с бытом его подопечных, откровенно неправдоподобен и притянут за уши, но эту жирную условность, в принципе, можно попустить.
Сюзан (Форлани, чья голливудская карьера не слишком сложилась). Молодой доктор, стажирующаяся в муниципальной больнице. Поразительно милая «трепетная лань» в ожидании большой любви, застенчивая, не поднимающая взгляда, пораженная внезапной влюбленностью. Достойный объект страсти даже для Ангела смерти.
Второстепенных героев в ленте не сады (театральное происхождение фильма сказывается), но каждый может похвастать отличительной чертой.
Дрю (Вебер). Пронырливый и беспринципный бизнесмен нового времени. Правая рука Перриша, бойфренд Сюзан. Умен, напорист, истекает ядом по отношению к гостю Перриша. Мелкий гаденыш, сразу почуявший опасность для его отношений с Сюзан, исходящую от Джо.
Эллисон (Харден). Старшая дочь, ревнующая к младшей, и, похоже, так и не нашедшая себя в жизни. Посему столь много времени уделяется вечеру в честь именин отца. Больше заняться бывшей богатой девчонке, а ныне даме средних лет все равно нечем.
Ее супруг Куинс (Тэмбор). Простоват, не особо умен. Бывший неудачник, поймавший удачу за хвост , вступив в перспективный брак. Мировой парень, душа компании. Пытается доказать, что он тоже может кое-чего в бизнесе, что приводит к неловким ситуациям и откровенным провалам.
Фильм, даже по современным меркам поражает хронометражем (без копеек три часа), развивается неспешно, часто концентрируясь на стильных костюмах и платьях, деталях особняка Перриша, его офиса или ярком фейерверке. Герои не гнушаются театральными монологами, философскими сентенциями, долгими беседами, или напротив, молчанием.
Немного добавляет живости фильму линия борьбы за компанию Перриша. Стоит иметь в виду, что эта арка изрядно второстепенна, не оказывает особого влияния на магистральный сюжет. Да и заканчивается слишком уж неправдоподобно. Поверить в то, что Дрю купится на эту шитую белыми нитками провокацию, не получается при всем желании.
Не пожалели постановщики некоторой доли оптимизма, грустно вздохнув о неизбежности жизненных циклов, когда старое не просто уступает место молодому, у которого еще все впереди. Но и готово изо всех сил защищать свое наследие. Что уже немаловажно.
Эрго. Мелодрама, смешанная с философскими размышлениями о Жизни и Смерти. Неплохие актерские работы, удачная романтическая линия. А вот о смысле жизни и уходе из нее разговор получился скомканным. Да и хронометраж у ленты монструозный.
Режиссер: Мартин Брест
В ролях: Брэд Питт, Энтони Хопкинс, Клер Форлани, Джэйк Вебер, Марша Гей Харден, Джеффри Тэмбор, Дэвид С. Ховард, Луис Келли-Миллер, Джанни Ст. Джон, Ричард Кларк, Джин Кэнвилд