Харлан Эллисон Эликсиры


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Харлан Эллисон – «Эликсиры Эллисона»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Харлан Эллисон – «Эликсиры Эллисона»

Статья написана 19 июня 2023 г. 17:02

С творчеством Харлана Эллисона я познакомился ещё в конце 90-х годов, когда мне в руки попала игра «I Have No Mouth, and I Must Scream», двухмерный, сильно забагованный (по меньшей мере в том варианте, который имелся у меня на диске) квест. О том, что он основан на рассказе какого-то автора я знать не знал – в тех широтах, где я обитал, об интернете в те годы даже не слышали. Но, когда спустя много лет «У меня нет рта, а я хочу кричать» попался мне в каком-то сборнике, я полез в сеть почитать об авторе. Оказалось, что Харлан Эллисон – один из самых титулованных и одновременно один из самых скандальных авторов, и количество его наград сравниться лишь с количеством инициированных им судебных разбирательств, под его каток попал даже Джеймс Кэмерон с «Терминатором». Я был заинтригован. Затем я начал смотреть оригинальный «Звездный путь», и один из лучших эпизодов этого сериала, «Город на краю вечности», был написан Эллисоном! Я был заинтригован ещё больше. Но наши издатели игнорировали автора – видимо, «пиратское» издание «Азбуки» не стимулировало ни Эллисона, ни отечественных книгопечатников к сотрудничеству. Лишь в 2022-2023 году вышли два тома «Эликсиров Эллисона», объёмной ретроспективы произведений автора за 50 лет. Я жадно набросился на книги... Набросился, и был разочарован, поскольку ожидал абсолютно другого.

Тем, кто только начинает читать Эллисона нужно иметь в виду сразу несколько вещей. Во-первых, почти все его рассказы, даже написанные в юном возрасте, наполнены старческим брюзжанием и вечным недовольством. Люди не такие, мир не такой, общество не такое, всё прогнило, в прошлом было плохо, в настоящем – не лучше, а в будущем будет только хуже. Во-вторых, судя по опубликованным в сборнике текстам, Эллисон считает себя самым прогрессивным, самым объективным, самым умным владельцем самого белого пальто на всей планете. Демонстративно выставляя себя альфа-самцом, он словно бы пытается компенсировать какие-то комплексы, превращая творчество в почти что психотерапию. В-третьих, «Эликсиры...» содержат фантастику в гомеопатических дозах. Куда больше в них бытовых зарисовок, статьей, эссе, автобиографических заметок и реалистичной прозы, написанной низким площадным языком. В-четвёртых, почти все собранные под обложкой истории устарели, причём не так, как устарело, например, творчество Азимова и Брэдбери – описанные ими фантастические технологии могут казаться наивными, но заложенные идеи продолжают быть актуальными. А вот творчество Эллисона, основанное на эпатаже, по нынешним временам кажется очень вялым – то, что шокировало читателей в 60-е годы в наши ревущие двадцатые не вызывает ни удивления, ни интереса. Даже упомянутая во втором пункте декларируемая «прогрессивность» и «правильность» автора в итоге тоже оказываются устаревшими, превращаясь в откровенный реакционизм.

Для тех, кого эти четыре фактора не пугают, расскажу немного о содержании сборника.

Примерно 1/6 часть обоих томов вообще не является рассказами в привычном понимании, это многочисленные предисловия, послесловия, биографии и автобиографии. И их реально много. Для того, чтобы добраться до художественных текстов в первом томе придётся прочитать тридцать с лишним страниц таких вот «введений» как от самого Харлана, так и от редакторов и коллег по фантастическому цеху – с кратким содержанием рассказов, восхищением Эллисоном и перечислением премий и наград. Поскольку личность автора (не только Харлана, но и любого другого) меня, как читателя, интересует очень редко, подобная трата места на страницах сборника кажется сомнительной идеей.

Ещё 1/6 обоих томов – это бытовые заметки о том, как Харлана Эллисона всё раздражает. Здесь мы найдём истории о его отношениях с матерью и отцом, впечатления о том, как он слетал в 60-х годах в южные штаты на марш в защиту чёрных, нравоучительную историю о том, как Эллисона обманула подружка, истории о том, как его рассказы и статьи резали и цензурировали и как он был этим возмущён. Например, во втором томе приведено две версии рецензии автора, написанной на заказ – «полная» и сокращённая редактором газеты, а также гневное письмо редактору относительно этих правок. В чём смысл публикации подобного рода материалов мне не совсем понятно, разве что для того, чтобы снова показать, каким «возмутителем спокойствия» был автор. Хотя аргументация в гневном письме на самом деле находится на уровне современных срачей в комментариях, и не удастся даже восхититься тем, что Харлан изобрёл ранее не виданную версию матерного загиба. Также в этих заметках можно оценить, насколько лицемерен автор – обрушиваясь в «Густо-красном моменте» на хоррор-фильмы с критикой из-за обилия крови и убийств женщин, он не упоминает многочисленные шовинистические выпады в своём творчестве, изнасилования и даже каннибализм, которые так часто встречаются в его рассказах. Но кино – это для быдла, а вот у Харлана белый плащик. Более-менее интересными в этой категории для меня показались две истории: трогательная «Моя мать», как понятно из названия, посвящённая матери автора и её похоронам и «Похоже, Тотошка, мы не в Канзасе» о том, как Эллисон работал над созданием научно-фантастического сериала, и о том, как сериал ожидаемо провалился. Эта история всё также полна желчи и мелочной мстительности, но хотя бы показывает нам, простым читателям, закулисье создания успешного (или не очень) телепродукта.

Следующая 1/6 – так называемые «скрытобиографические» рассказы. Они представлены в виде художественной прозы, их главных героев зовут не «Харлан», но всё равно ты понимаешь, что это чуть беллетризованные дневниковые заметки. Во-первых, персонажей выдаёт фирменный скверный характер, а во-вторых, невольно и против своего желания изучив биографию автора при чтении сборника, ты находишь прямые пересечения событий этих рассказов и событий из жизни Эллисона. Вот он встретил на вечеринке писателей писателя-кумира своей молодости, вот повёз подружку своей девушки в Мексику на аборт, вот мотался по барам и пьянствовал с какой-то случайной компанией, вот в детстве он крадёт игрушки из коробок с хлопьями... Выглядит всё это также нелепо, как пациент на приёме у уролога, который начинает свою речь со слов: «Знаете, у моего друга тут одна проблема...».

Итак, половина сборника позади, а пока что нам не встретилось ни фантастики, ни чего-либо заслуживающего внимания читателя, которому интересна литература, а не авторское самолюбование. Что там будет в следующей 1/6?

А там сугубо мейнстримная проза, завязанная на американских реалиях 60-70-х годов, которая, как я уже говорил, катастрофически устарела, а для России и вовсе никогда не была актуальной. Например, история чёрной бродяжки, которая стала свидетелем убийства, совершённого мафией. Бандиты открыли на неё охоту, и в течение рассказа она самыми разными способами уничтожает тех, кто хочет её убить (примерно также же как в любом стандартном ужастике, из числа тех, которые Эллисон так ругает). Шок-контента в этих рассказах отгружено изрядно, но после условных Ирвина Уэлша или Чака Паланика современного читателя сложно удивить скверно и скупо описанными сценами секса или насилия, поэтому несмотря на некоторую культурную ценность с точки зрения истории, читать подобное для удовольствия откровенно бессмысленно. Эти рассказы напоминают творчество школьника, который узнал несколько ругательств, однажды покурил травку, а также понял, откуда берутся дети, и теперь бравирует этими своими достижениями на каждом углу. При этом, я не говорю, что на таком материале нельзя написать что-то интересное, например, уже упомянутые Уэлш и Паланик полностью построили свою карьеру на грязи и чернухе, но читать их всё равно намного интереснее.

Предпоследние 1/6 книги – это бесформенное сюрреалистичное нечто, которое сложно как-либо классифицировать. В эту категорию я отношу краткие кусочки и/или наброски рассказов, не получившие развития, и слепленные воедино без особого старания, описания наркотических трипов, маскирующиеся под сюрреализм и трансгрессивную прозу, бессюжетные философствования обо всём и ни о чём, биографии вымышленных личностей и т.д. Из этих рассказов можно создать идеальный набор для любителей искать глубинный смысл и натягивать сов на глобус. Опять же, хиппи в 70-е годы, наверное, были бы в восторге, но лично мне читать описание деяний вредной личности с околобожественными силами, которая портит жизнь людям в течение всего октября как-то не с руки.

Наконец, последняя одна шестая часть сборника – это, собственно говоря, фантастика, причём «ненаучная». Никакой радости от исследований или открытий, никакого взгляда в будущее, только гнетущая серость бытия, ворчание и гнев на то, как всё плохо. Дискутируя с омерзительным обществом настоящего и будущего, Эллисон эксплуатирует классические правила демагога от доведения до абсурда в «Покайся, Арлекин!» до соломенных чучел в «Человеке, поглощённом местью». Сами рассказы строятся, скорее на идее, а не на выстроенной драматургии, потому, зачастую, не имеют сюжета, и начинаются ни с чего, заканчиваясь ничем. Попытки Эллисона добавить «реализма» в линейное повествование оказываются не слишком удачными, потому что хорошая история – это не только мысль вроде «А что, если бы в игровой автомат вселился призрак?», но ещё персонажи и их развитие, их действия и реакции, оценка идеи с разных сторон, и иногда даже критически, но автору самокритика неведома, поэтому он создаёт нежизнеспособные миры и плоских героев, опять же, играя исключительно на протухшем эпатаже. Попытки превратить идею в сюжет у Эллисона приводят лишь к тому, что нежизнеспособные идеи воспринимаются ещё более нежизнеспособными. Впрочем, в этом разделе коэффициент читабельных рассказов куда больше, чем во всех остальных. С десяток вполне тянут на 7 из 10, но, если учесть, что в двух томах «Эликсиров...» больше сотни произведений, статистика довольно печальная.

Поначалу я подумал, что, возможно, дело не в Эллисоне, а во мне – я напридумывал себе гениального автора, мечтал прочитать его истории два десятка лет, и оказался жертвой синдрома завышенных ожиданий, но, открыв на fantlab оценки сборника увидел, что в основной своей массе читатели со мной согласны – ни к одному рассказу нет оценки 8, лишь несколько набрали больше 7,5, а некоторые имеют позорный рейтинг около 3 (по меньшей мере, на момент написания данной рецензии). И как так вышло? Откуда столько наград, столько хвалебных рецензий, такая слава? Может быть, Харлан Эллисон умудрился пустить пыль в глаза своим современникам и соотечественникам, а мы, российские читатели XXI века свободны от агрессивного самопиара автора и оцениваем его творчество более-менее объективно?

«Эликсиры Эллисона»
Харлан Эллисон
Эликсиры Эллисона / The Essential Ellison   [= The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded]
2001, сборник






1335
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 июня 2023 г. 18:33
Большое спасибо! А то переживал, что не обзавелся двухтомником столь именитого автора:-) Теперь с души отлегло. Вы, наверно, где-то усугубили и обострили, но в целом посыл понятен. Я тоже долгое время Эллисона только по репутации скандалиста знал, но вот несколько лет назад прочитал в цифре два тома из его трехтомника, изданного Полярисом в конце прошлого века, и там было все не так мрачно-никудышно. Много фантастики. Хоть он и впрямь ,во многом устарел, как вино, превратившееся в уксус.
Скорее от его рассказов получаешь удовольствие, понимая, как его идеи трансформировались в творчестве авторов следующих поколений. Припадаешь к истокам, так сказать;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июня 2023 г. 18:45
Ну, возможно, как источник идей — да. Многие произведения, которым лет 70-80 читать не так интересно, кажется, что всё это уже было, пока не задумаешься, что, возможно, именно из них это самое «всё было» и вырастает.
 


Ссылка на сообщение19 июня 2023 г. 21:40
Там не все так плохо, поверьте. Санскрит ниже верно написал — проблема в том, что это сборка для старых знакомых, что называется. А мы полностью были и остаемся оторваны от тех реалий, это все мимо прошло. Если убрать подростковые рассказы (которые в таких сборках даются традиционно, чисто ради отслеживания « с чего все начиналось») и кучу эссе, оставив одни рассказы — получится вельми хорошо. Ладно, еще можно убрать социально-расовые вещи, все таки эта тематика всегда была особенно больной именно для американцев, нам оно как-то побоку. Условном говоря, если ужать этот двухтомник до «полуторника» — было бы очень фундаментальное впечатление. Он действительно невероятный и провокативный фантазер. Правда, нужно понимать, что упомянутые Уэлш с Палаником это вообще с другого фронта авторы, это чистая контркультура, там чем больше чернухи и дерьма, тем лучше. А Эллисон при всей своей колючести туда все же не рвался, и странно их сравнивать (да и неправомерно, скажем так). Но писал хорошо. Советую все же подумать над приобретением.
 


Ссылка на сообщение19 июня 2023 г. 22:36
Да, я этого не избегу, если еще останется через месяцок — к зарплате — в наличии)) Я очень Эллисона уважаю, многие рассказы нравятся ,общепризнанные шедевры прежде всего.
И рассказы на межрасовую тему я бы точно со счетов не сбрасывал. В больших городах России — это очень важная и острая тема, так что чужой опыт всегда пригодится.
Я вот негритянскую литературу люблю. Уже три года, например, жду когда же МИФ издаст «Невидимку» другого Эллисона — Ральфа — а они все не мычат, не телятся.
 


Ссылка на сообщение19 июня 2023 г. 23:25
цитата vfvfhm
И рассказы на межрасовую тему я бы точно со счетов не сбрасывал
Иногда забавно получается то что автор точно не планировал Пробный камень Рассела
 


Ссылка на сообщение20 июня 2023 г. 01:44
Да, отличный рассказ! Еще в девяностые его прочитал в сборнике, изданном СЗ.


Ссылка на сообщение19 июня 2023 г. 19:20
Спасибо, интересное мнение. Тут дело вот в чем. Сам исходник — однотомная ретроспектива автора за 50 лет, разбитая нашими издателями на два тома — предполагает, что покупатель уже знаком с автором. То есть если вы американец, любитель фантастики и смежной литературы, постоянный зритель «Стар Трека» и т.д., собиратель антологий и т.д., то имя Эллисона для вас уже на слуху и вы предполагаете познакомиться с автором ближе. И все вводные (подростковое творчество, автобиографии, дифирамбы от коллег) — вполне в традиции юбилейного американского издания. Для того же, кто берет книгу автора впервые, подростковые рассказы и автобиографии — конечно, повод для недоумения. В этом смысле идеально был составлен отечественный трехтомник от «Поляриса»: обращение к российскому читателю, совсем немного раннего творчества, а дальше — только рассказы, собственно фантастические, иногда реалистические, иногда эссеистика на ту же тему, что и рассказы до и после. Поэтому новое издание идеально заходит тем российским читателям, которые знают и любят Эллисона по рекомому полярисовскому трехтомнику и изданию от «Азбуки», разбираются в нюансах личности и прозы Эллисона и скучали по этому автору в связи с тем, что его долго у нас не публиковали. Таким читателям приятно и об авторе узнать больше из первых уст, и полюбившиеся рассказы в новых переводах почитать. Возможно, имело смысл начать знакомство с автором именно с рассказов. Да, Эллисон — моралист, каждый рассказ он подчиняет идее, но, возможно, эффект его короткой прозы в Вашем случае был нивелирован долгим ожиданием того, когда же начнется собственно проза, пока Вы продирались через многочисленные вступления. Если же начать с рассказов, особенно с подлинно пронзительных, таких как «Молитва...», «Нокс», «Все звуки страха», «Нью-Йоркский обзор Бёрда», или даже с эссеистики, такой как «Говорящие гримасы и грани»,   «Труп», «Вбивание гвоздей», впечатление будет совсем иным. Впрочем, возможно, Эллисон просто не Ваш автор)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июня 2023 г. 19:28
Скорее все же не мой. Да и компановка сборника сильно разочаровала.
 


Ссылка на сообщение22 июня 2023 г. 23:33
Харлан Эллисон мастер обалденных названий. Дальше заголовка сами рассказы у него не получаются.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2023 г. 12:40
Санскрит спасибо! Замечательно перевели мысли в слова. Тоже хотел сказать про Эллисона именно так. :beer:
 


Ссылка на сообщение20 июня 2023 г. 12:45
Спасибо единомышленникам! :beer:


Ссылка на сообщение19 июня 2023 г. 23:00
Эллисон один из лучших новеллистов.. Хорошая Литература.. Для меня лично второй после новеллиста Балларда..


Ссылка на сообщение20 июня 2023 г. 07:33
Да, Эллисон весьма неровный товарищ, но если говорить про данный сборник, я вижу там три крутейших вещи (Солдат, На живописной трассе, Мальчик и пёс) и две весьма крутые (Спасблок, Только стоячие места). Но я согласен, что начинать лучше с трёх-томника поляриса. Там в первом томе процентов 60, на мой вкус, отличных рассказов.


Ссылка на сообщение20 июня 2023 г. 11:53
Эллисон, безусловно, прекрасен и вечно актуален. Именно потому что брюзжит, плюется желчью и выгуливает белый плащик.

А кто не?..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июня 2023 г. 12:41
БНС, например, не.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2023 г. 13:00
БНС не ставил перед собой целью злить, раздражать и вызывать у читателей оздоровляющее ощущение дискомфорта. Эллисон ставил, продолжает вызывать после смерти — значит, шалость удалась.


Ссылка на сообщение22 июня 2023 г. 22:24
Замечательно! Я тоже много писал об Эллисоне. Теперь окончательно убедился, что понял его правильно. Правильно понял его и Станислав Лем, всыпав ему как следует.
«устарели, причём не так, устарело, например, творчество Азимова и Брэдбери» — здесь пропущено как.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2023 г. 10:08
Благодарю, пофиксил опечатку


Ссылка на сообщение25 июня 2023 г. 17:32
Просто это не сборник лучшего как у того же Гаррисона или Мартина а на 50% неликвид и всякие там предисловия и не фантастика К тому ряду рассказов с медальками тут месту не нашлось
У Поляриса подборка была лучше


⇑ Наверх