15. В рубрике «Рецензии комиксов» на стр. 74 размещены два текста.
15.1. Рецензия Павла Матушека/Paweł Matuszek носит название:
Полгода назад издательство “Kultura Gniewu” опубликовало альбом “Exit” – обширное собрание произведений швейцарца ТОМАСА ОТТА. Благодаря этому любители комиксов смогли ближе познакомиться с этим необычным художником и при оказии насладиться извращенным удовольствием общения с horror-ом и макабром. И вот теперь нас приглашают отправиться в очередное путешествие в мир кошмаров.
“Cinema Panopticum” представляет собой замкнутой целое. Альбом складывается из четырех независимых эпизодов, соединенных ситуационной рамкой. В нем рассказывается о девочке-подростке, которая хочет развлечься в луна-парке, но не имеет достаточно денег, чтобы хватило на билет хотя бы на один аттракцион. В конце концов она забредает в шатер с вывеской “Cinema Panopticum”, в котором ей показывают четыре странные истории. Первая – это “Hotel/Отель” – о решительно нетипичном месте, где можно найти пищу и ночлег. Второй эпизод – “Czempion/Чемпион” – об особых перипетиях профессионального борца и о том, что смерть всегда права. Третья история – это “Experyment/Эксперимент”, представляющая удивительную, но успешную методику лечения близорукости. Четвертая – “Prorok/Пророк” – содержит жизнеописание параноидального безумца, который возвещает приближение конца света и, вопреки всему, оказывается прав. В конце девочка узнает многое о самой себе, но уносит с собой эту тайну, убегая из луна-парка.
ОТТ вновь прибегает к своим излюбленным средствам выражения, то есть гротеску и макабру, подчеркнутыми черным юмором, хотя этим разом комиксу не хватает элементов черного юмора. “Cinema Panopticum” не обманывает ожиданий. В этом альбоме мы находим визуальное извращение того же типа, что и в альбоме “Exit”. Видно также, что главный недостаток специфического творчества швейцарца – анекдотичность его эпизодов, которые не могут развиться в более длинные и сложные истории. Однако художник сознательно использует как достоинства, так и недостатки своего стиля.
Общение с рисунками ОТТА, выскобленными острым ножом и не поясняемыми текстом, имеет в себе нечто общее с экзорцизмом над теми частями нашей психики, которые мы тщательно скрываем перед другими людьми. Чтение этого комикса – это скорее мазохистское удовольствие, но очень трудно от него оторваться.
Thomas Ott “Cinema Panopticum”. “Kultura Gniewu”, 2006 (ТОМАС ОТТ “Cinema Panopticum”. “Kultura Gniewu”, 2006)
(Окончание следует)