Замиль Ахтар Стальные боги


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Seidhe» > Замиль Ахтар "Стальные боги" (2020)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Замиль Ахтар «Стальные боги» (2020)

Статья написана 27 мая 2023 г. 12:26

Признаться честно, выхода романа Замиля Ахтара Стальные боги я ждал с нетерпением. Прежде всего интриговал тот факт, что автор родом из Саудовской Аравии, и заявления, что созданный мир "навеян историей и мифами Ближнего Востока", но и упоминания, что в романе присутствуют "лавкрафтианские мотивы, джинны и астральная магия" выглядели, как минимум, многообещающе. Не менее многообещающими были и рекламные постеры:

CENTER

И вот книга прочитана. Можно ли сказать, что я разочарован целиком и полностью? Скорее нет, чем да. Оправдались ли мои ожидания хотя бы наполовину? Ответ тот же. Поэтому давайте разберёмся по-порядку.

Миропостроение вызывает целый ряд вопросов, на которые нет ответов. Перед нами противостояние двух держав, которые условно можно назвать калькой с мусульманского Востока и христианского Запада. И не так важно, какой исторический период был выбран за основу — эпоха Крестовых походов или противостояние Османской империи европейским властителям, потому как образы противоборствующих держав у нас чисто собирательные. Итак, имеется Сирм со столицей в городе Костани, в котором без труда угадывается Константинополь/Стамбул, и империя Крестес со столицей в Гиперионе, являющаяся собирательным образом «христианской Европы». К сожалению, никаких подробностей ни об одном, ни о другом государственном образовании Ахтар нам не поведает. Не будет экскурсов ни в историю (не считая нескольких историй о деяниях великих предков сирмянского шаха и воспоминаний героев о прошлых битвах), ни в особенности государственного устройства, ни в экономику с демографией. На дворе у нас, вроде как, заря Нового времени, если по земным меркам, потому как вовсю уже используются аркебузы и пушки, но совершенно непонятно, на какие производительные силы опираются правители любого из государств, и какой общественно-политический строй в них царит. То же самое касается и религиозной составляющей. Крестесцы верят в Архангела и двенадцать ангелов, которые от христианства, скажем так, максимально далеки, а сирмяне и другие народы восточной части этого мира поклоняются богине Лат, плюсом есть ещё «нехорошие» богиня Хавва и бог Ахрийя, но в чём именно состоят различия между религиями, хотя бы ну уровне основных положений и догматов, нам тоже, к сожалению, не расскажут.

В центре сюжета — попытка предводителя крестесцев Михея Железного завоевать Костани, отбив его у неверных, с одной стороны, и судьба бывшего янычара по имени Кева, который десяток лет назад совершил небывалый подвиг, убив на поле боя мага, и теперь снова призван ко двору шаха. Оба мужчины пережили в своей жизни личные трагедии, оба чётко видят свою цель, оба готовы на всё ради её достижения, но путь их не будет простым, и обоих ждут как головокружительные успехи, так и стремительные падения. В романе нашлось место и масштабным сражениям, и политическим интригам, и различным видам магии, которая играет в повествовании немаловажную роль. Пересказывать все сюжетные повороты я, разумеется, не стану, потому как одним из неоспоримых достоинств романа является именно их неожиданность, да и героев своих Ахтар, в лучших традициях тёмного фэнтези, не щадит от слова совсем, но...

Но дальше начинаются проблемы с общей логикой повествования. Дело в том, что зачастую в действиях героев она попросту отсутствует. Чтобы было понятно, о чём я веду речь, приведу один, но показательный пример. Представьте себе ситуацию: вражеская территория, где-то там, в ночи, рыскают враги, готовые в любой момент тебя прикончить, и вот внезапно вдалеке показывается странная фигура в низко надвинутом на глаза капюшоне. Что должен сделать нормальный предводитель? Никогда не догадаетесь! Он должен взять двух ближайших соратников, которые являются при этом «ценными кадрами», и выбраться из укрытия навстречу этой самой фигуре! Блин, Замиль-бей, ну как так-то?! И подобных моментов в романе достаточно, поэтому сопереживать героям порой попросту не получается. Не добавляет очков автору и внезапное появление новых игроков «из-за пределов карты», если можно так выразиться, благодаря которым разрешается тот или иной конфликт или выигрывается та или иная битва. Карта мира вообще выглядит недостаточно масштабной, поэтому совершенно непонятно, откуда собираются армии в десятки тысяч человек, насколько быстро они способны передвигаться, как происходит их снабжение и чем они банально кормятся. Но и это ещё не всё! Временами автор предлагает несколько... неоднозначные, назовём этот так, решения проблем, встающих перед героями. Хотите ещё пример? Да запросто! Крестесцы применили на поле боя особые ракеты, издающие душераздирающие звуки, от которых лошади буквально сходят с ума. Знаете, какое гениальное решение находит прославленный Кева? И снова ни за что не догадаетесь! Он предлагает... отрезать лошадям уши! И дело даже не в том, что автор, видимо, попросту не понимает, что собственно слышат все млекопитающие, хоть лошадь, хоть человек, вовсе не теми ушами, что торчат из головы, а в том, что внезапно оглохшие лошади, которых дрессировали при помощи голосовых команд, будут совершенно бесполезны на поле боя.

Придираться к стилю написания романа особо не стану, но повествование от первого лица сложно назвать достоинством, да и разговаривают/думают все герои практически одинаково, из-за чего достаточно сложно переключаться с одного на другого. Ещё сильнее раздражает тот факт, что могучие воители, пережившие множество битв и отнявшие десятки, если не сотни жизней, всю книгу плачут, чего-то пугаются и страдают по прошлому. Получается не шибко убедительно. В целом, чувствуется, что роман написан начинающим автором, и временами тексту прям очень недостаёт хорошего редактора, но это дело поправимое — не всем же сразу шедевры выдавать?!

Что автору по-настоящему удалось, так это непредсказуемый финал! Я ожидал чего угодно, и приблизительно к середине книги стало понятно, на чьей стороне симпатии автора, но под конец Ахтар сумел удивить. Во-первых, в дело вмешались по-настоящему могучие сущности, и появились туманные намёки, что в мироустройстве всё не так просто. Во-вторых, на последних пятидесяти страницах «вотэтоповоротов» едва ли не больше, чем за весь роман до этого. Ну, а в-третьих, история получилась действительно законченной, хотя заделов на будущее оставлено вагон и маленькая тележка.

Подводя итог, могу сказать, что авансом выставляю роману 8 баллов. Замилю Ахтару явно есть куда расти, и фантазия у него богатая, но с текстом нужно работать гораздо тщательнее. Миру «Стальных богов» не хватает масштабности, продуманности географических и экономических реалий, да и более глубокие экскурсы в религиозные системы в виде каких-нибудь отрывков из священных текстов и древних легенд однозначно не помешали бы. Но читать первую книгу цикла было достаточно интересно, поэтому и продолжение читать буду. Надеюсь, писательское мастерство автора будет расти от романа к роману, да и обещанных «лавкрафтовских легенд» автор в следующих томах добавит поболее.

Что касается рекламных обещаний и их соответствия действительности, вновь обратимся к рекламным постерам:

CENTER

"Один из самых громких дебютов последних лет в тёмном фэнтези" — не соответствует, по двум причинам. Во-первых, "Стальные боги" — это не дарк ни разу. Да, достаточно жёстких моментов в романе хватает, но общая атмосфера совершенно не "дарковая", да и герои, при всей неоднозначности их поступков, на характерных для жанра негодяев и подонков всех мастей не тянут совершенно. Во-вторых, даже на Западе читателей у Ахтара не сказать, что хотя бы десятки тысяч за прошедшие с момента публикации годы, поэтому на "самый громкий дебют" роман вряд ли тянет.

"Экзотичный и продуманный мир, навеянный историей и мифами Ближнего Востока" — соответствует лишь отчасти. Экзотичность и этнический колорит действительно присутствуют (весьма своеобразные ангелы, не менее своеобразные джинны, экскурсы в историю описываемого мира, действительно навеянные историей указанного региона), но всё какое-то поверхностное, без глубины.

"В центре повествования — два выдающихся воина, стоящие по разные стороны баррикад» — соответствует полностью.

"Безжалостный автор, обрушивающий на своих героев жестокие удары судьбы" — соответствует полностью, пусть порой сделано это и довольно "топорно", если можно так выразиться.

"Роман начинает цикл, но в то же время обладает завершённым сюжетом" — соответствует полностью, за что автору — респект и уважуха! Читатели, которым не зайдёт первый роман, не останутся обиженными — историю всех главных героев Ахтар поведал до конца.

Одним словом, чего бы там не писали разочарованные читатели, рекламные обещания издательства скорее соответствуют действительности, чем нет. А уж исполнение — это вопрос второстепенный. В конце концов, даже Гай Гэвриел Кей свою писательскую карьеру тоже не сразу со "Львов Аль-Рассана" и "Сарантийской мозаики" начинал!

А вот что касается "лавкрафтианских мотивов" — этого добра хотелось бы побольше. Как минимум, больше о внешнем виде Архангела и Двенадцати, да и о культах Хаввы и Ахрийя более подробно рассказать бы не помешало. Да и вообще, потусторонней жути и хтони роману отчаянно не хватает,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

а морская звезда с гигантским человеческим глазов в заднице в голове

с нагнетанием атмосферы жути справляется не сказать, что очень хорошо... 8:-0

В любом случае, судя по западным обложкам трилогии, в следующих романах могущественные сущности присутствовать будут, так что будем почитать, как говориться.

CENTER

И ещё один момент. В своём отзыве на этот роман уважаемый iRbos написал следующее: "Подозреваю, ещё не один ряд копий будет сломан в священных войнах вокруг романа". Как выяснилось, он был совершенно прав. В качестве иллюстрации приведу скрин счётчика баллов за отзывы:

CENTER

:-))) Честно говоря, я довольно давно перестал обращать внимание на выставленные плюсики, но тут прям с удивлением обнаружил диаметрально противоположные мнения о качестве собственной писанины. Должен признаться, что не припомню, чтобы какой-либо из более чем тысячи двухсот моих отзывов собирал бы столько +/- всего за сутки со времени размещения. Одним словом — ждём новых отзывов и мнений уважаемых лаборантов! К дискуссиям и обсуждениям — готов! 8-)

P.S. Что за сцена изображена на обложке российского издания — так и не понял.





180
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 мая 2023 г. 12:01
цитата Seidhe
P.S. Что за сцена изображена на обложке российского издания — так и не понял.


А что за сцена на оригинальной обложке понятно?
Просто в своё время, ещё до анонса цикла Фанзоном, меня именно оригинальная обложка к нему привлекла.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2023 г. 13:01
Да, что за сцена на оригинальной — вполне понятно. Я себе совсем по-другому это представлял, но в целом — по тексту.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2023 г. 13:38
Мне просто кажется что на нашей обложке попытка перерисовать ту же сцену, добавив в неё восточного колорита из Assasins Creed.
Судя по всему попытка неудачная не только по форме, а и по содержанию.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2023 г. 13:45
Нет. На оригинальной обложке именно сцена из книги — один из ГГ и предмет его воздыханий на лодке посреди море видят нечто (будет спойлер).
Что изображено на нашей — тайна сия велика есть


⇑ Наверх