Тот случай, когда все сделано по учебнику, но результат — всего лишь добротная история.
По форме все сделано на отлично. Синкай, как художник, показывает то, чего от него ждут.
Громадные пространства. Ощущение полета. Гармоничные цвета. Деталировка и стилизация в одном флаконе. Уютные жилища. Динамичные и многолюдные города. Сочетание вечно обновляющейся природы и городов заброшенных. Самый живой облик персонажей. Повторение всех стандартных фишечек аниме, но без пошлости.
Получается целый мир, в котором живет магия и глаз в это верит.
Именно за этим ощущением — визуального волшебства и какого-то другого, очень доброго и правильного мира — в кинотеатры пришли те миллионы и миллионы людей, которые сделали кассу "Закрывающей...". Просто время такое, что от искусства люди хотят всего доброго и милого.
Если вам нужно это ощущение, идите в кино, вы всё это получите.
Но, как и в случае "Подземелий и Драконов: воровской чести" — мозги надо оставлять дома.
Думается, к Синкаю пришли добрые продюсеры, и совершенно не оказывая никакого давления, попросили его взять книжку "Тысячеликий герой", и сделать все строго по книжке.
— А что-то новое? А моральная неоднозначность? А какие-то сложные проблемы? Или хотя бы намеки на них?
— "Унесенная призраками" обошлась без нормального финала? Обошлась. И ты обойдешься. Не нужно произведения, нужен продукт, который не будет вызывать лишних вопросов. Никаких.
— Но я хочу нормальную развязку. Хотя бы как в "Твоём имени"
— Тебе никто не мешает. Только без фокусов!
В фильме действительно нет фокусов. Все стандартно, узнаваемо и привычно.
Есть некая героиня, у которой явно мистические сны и которая чувствует, что в её жизни что-то может измениться.
Есть юноша, который предотвращает землетрясения, закрывая некие двери. Юношу превратят в детский стульчик, с которым какое-то время будет путешествовать героиня.
Есть оживший каменный кот-трикстер.
Есть рвущиеся из дверей громадные невидимые черви, которые и вызывают землетрясения.
Есть старый родственник юноши, который даст правильный совет.
Есть вполне взрослые и состоявшиеся люди, которые что-то волшебное видят, но войти в двери им не суждено.
Есть связь землетрясения и потерянной души.
Посмотрев "Закрывающую..." очень хорошо понимаешь, что "Тысячеликого героя" надо уважать, но вещь становится шедевром, когда в ней есть что-то еще. Стандартные правила построения сюжета и следования "дуге характера" — они вроде правил дорожного движения. Можно целый день кататься по городу и никуда не приехать. Или можно врезаться в ближайший столб, если правил не соблюдать. Но точка прибытия — это правила плюс карта. Дополнительный элемент :) иначе вы вечно будете блуждать в лабиринте самоповторов.
Вот в "Аркейне" дополнительный элемент — есть. В "Поднимается ветер" тоже. И он не сводится к "социальному реализму" или "стимпанку". Истории просто нужен еще один этаж.
Когда героиня "Закрывающей..." чувством истинной любви оживляет/размораживает героя — все сделано правильно, канонично.
Но когда в "Бездомном боге" героиня втаскивает Ято из страны мертвых, просто зовя его истинным именем, в этом куда больше эмоций. И эти эмоции возможны, потому что там чуть более сложная история.
А тут будто смотришь тысячный вестерн или 100500-ый полицейский детектив — все настолько привычно, что вряд ли запомнится надолго.
.
Итог — хороший детский фильм. Еще он подходит всем тем, кто только начинает знакомиться с аниме.
Но если вы смотрели фильмы Миядзаки, если смотрели фильмы Синкая, то не увидите ничего нового.