Путешествия во времени в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > Путешествия во времени в советской фантастике-3. На этом самом месте
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Путешествия во времени в советской фантастике-3. На этом самом месте

Статья написана 20 апреля 2023 г. 00:08

От темы путешествий во времени отойти непросто: достойных внимания произведений более, чем достаточно. Хоть я и пытаюсь ограничиваться русскоязычной фантастикой последних советских десятилетий, вспоминается многое. Да и читатели блога кое-что напомнили, огромное им спасибо!


Рисунок В. Юрлова. к роману "Когда спящий проснется" в сборнике Герберт Уэллс "Война миров. Когда спящий проснется. Рассказы" (М.: Правда, 1987 г. Серия: Мир приключений).


Заодно отдам должное английскому писателю Герберту Уэллсу, с «Машины времени» которого (как основополагающего произведения хронофантастики в целом), я начал свой первый обзор хроноперемещений (см. запись «Путешествия во времени. Советский анабиоз»). Как отмечают мои читатели, в статье с темой «анабиоз» стоило бы сослаться на роман Уэллса «Когда спящий проснётся» (1899), где герой проспал двести лет, а за это время изменился мир и баснословно увеличились финансовые накопления персонажа. Я упоминал это произведение в своём материале о книге советского фантаста Георгия Мартынова «Гость из бездны».


Рисунок А. Говорковского к роману Г. Мартынова "Гость из бездны" (Л.: Лениздат, 1962).


Желание преодолеть время человечество лелеяло веками. Но именно Уэллс эту идею литературно огранил и воплотил в своей книге, указав на два основных признака хронофантастики: фигуру путешественника во времени и некое устройство, которое путешественника переносит. При этом под «устройством» может пониматься всё что угодно. На днях я посмотрел фильм «Воля» (2019), изобилующий временнЫми пятлями, так там герой прыгает во времени, делая себе инъекции некоего препарата, разработанного его отцом. Персонажу нужно лишь сосредоточиться и «почувствовать» время и место, в которое он хочет попасть.


Рисунок М. Салтыкова к роману А. Громовой и Р. Нудельмана "В Институте Времени идет расследование." (М.: Детская литература, 1973 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики).


На том же самом месте, переносясь в хронокамерах, оказываются и сотрудники Института Времени в фантастическом детективе Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана «В Институте Времени идёт расследование» (1973), где герои тоже петляют во времени. Недавно я вспоминал эту вещь... В доказательство — цитата из этого романа «..Вышел он из камеры тут же, в лаборатории, — ведь камера перемещается только во времени, а не в пространстве». Но верно ли это утверждение?

Кстати, открывая эту книгу, я был настроен благожелательно. Мне казалось, что я готов к возможным недостаткам произведения, которые могли быть объяснены эпохой создания романа и требованиями советских редакторов. Оказалось, что готовился я совсем не к тому… Авторы огорчили меня тем, что ради экспериментальной проверки — будет ли существовать один из героев в будущем, если исчезнет в прошлом, легко допустили убийство человека. Авторам был нужен труп на первых страницах романа – и они организовали смерть (самоубийство) персонажа. Поражает неприкрытое равнодушие к жизни человека: при любом исходе этого мерзкого эксперимента на выходе — трупы (один или два). Толком обосновать добровольную смерть героя авторы, естественно, не смогли, потому что она абсолютно нелогична. Были бы Громова с Нудельманом сейчас живы, я б им напомнил, что для подобных экспериментов вообще-то существуют подопытные крысы и кролики, которых, подчёркиваю, мне тоже жалко...


Рисунок художника Г. Новожилова из журнала "Смена" № 8 за 1969 г. к роману "Кто есть кто?".


Первая публикация романа А. Громовой и Р. Нудельмана состоялась в 1969 году в популярном журнале "Смена". Роман печатался под названием "Кто есть кто?" в одиннадцати номерах журнала (с № 8 по № 18).

Но я несколько отвлёкся... Всех заинтересовавшихся отсылаю к комментариям под моей записью "Путешествия во времени. Советский анабиоз", где я в разговоре с подписчиком Dubon Heeb высказываю свои претензии авторам романа более подробно. Кстати в комментариях к другой записи "Путешествия во времени в советской фантастике. Туда — сюда и последствия" у меня случился резкий спор с оппонентом, отказывавшем хронофантастике в праве называться научной. Должен напомнить, что литературная НФ — это фантастические произведения, сюжет которых строится на развитии событий, ставших возможными в результате ВЫМЫШЛЕННЫХ научных открытий и технологий. В основе НФ всегда лежит некое ДОПУЩЕНИЕ в области науки (от физики и биологии до гуманитарных наук), в том числе и допущение возможности перемещений во времени. Идеи, используемые в НФ — условны. К НФ-идеям, неприменим критерий буквальной научной правды, она всегда метафорична. Добавлю, что для НФ в целом, особенно для НФ советского периода, характерна атмосфера творческого научного поиска. Ещё один признак НФ — изображение социальных последствий тех или иных достижений науки.


Планета туманов. — Л.: Детская литература, 1967 г. Кстати, этот сборник с рассказом Ольги Ларионовой "На этом самом месте" я в 1967 году самолично купил в книжном магазине и храню по сю пору.


Так вот, относительно места. В подавляющем большинстве фантастических произведений хронопутешественники по прибытии в намеченную эпоху вылезают из своих машин времени на том же самом месте в прошлом или в будущем, где в момент старта находился их аппарат. А вы никогда не задумывались, что будет буквально через несколько секунд (хоть в прошлом, хоть в будущем) на том самом месте, учитывая вращение Земли вокруг своей оси, вращение Земли вокруг Солнца и постоянное движение Солнечной системы в космосе? Да что там Солнечной системы! Вся наша галактика с безумной скоростью постоянно куда-то несётся. Этот факт замечательно использовала писательница Ольга Ларионова (нет, не моя родственница, даже не однофамилица, см. мою запись «Ольга Ларионова и её фантастика») в оригинальном рассказе «На этом самом месте» из сборника «Планета туманов» (1967).


Иллюстрация Б. Стародубцева к рассказу О. Ларионовой "На этом самом месте" в антологии "Планета туманов". (Л.: Детская литература, 1967 г.).


Сотрудники Лаборатории ТВП (трансвременных перемещений) в рассказе Ларионовой никак не возьмут в толк, почему фотоаппаратура их хронокамеры-батискафа, забрасываемой на два миллиона лет назад, ничего не фиксирует, кроме черноты, усеянной какими-то светлыми точками...

ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.





988
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 апреля 2023 г. 01:06
цитата
На днях я посмотрел фильм «Воля» (2019),
А можно ссылку на Кинопоиск?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2023 г. 09:49
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2023 г. 09:55
Спасибо!


Ссылка на сообщение20 апреля 2023 г. 01:19
Уэллс был не первым https://fantlab.ru/work419943
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2023 г. 10:24
цитата
Уэллс был не первым...


У меня нигде не написано, что Уэллс был первым.

У меня написано:
«...отдам должное английскому писателю Герберту Уэллсу, с «Машины времени» которого (как основополагающего произведения хронофантастики в целом), я начал свой первый обзор хроноперемещений (см. запись «Путешествия во времени. Советский анабиоз»).
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2023 г. 10:34
Прошу прощения..8:-0
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2023 г. 11:07
Нет проблем.


Ссылка на сообщение20 апреля 2023 г. 01:47
цитата Lartis
Да что там Солнечной системы! Вся наша галактика с безумной скоростью постоянно куда-то несётся.

Примечательный рассказ. Увы, Ларионова не освоила до конца теорию относительности. Лет пять назад я дискутировал по этому рассказу.
Справедливости ради замечу, что и сам не очень хорошо представляю течение времени в неинерциальных системах отсчёта, но уж выделение некоего Пупа вселенной, неких «абсолютных координат», относительно которого какие-то объекты движутся, это устаревшее у Ларионовой представление. Увы, ничего подобного в природе нашей Вселенной нет, и «заякорить» машину времени в некоей точке пространства невозможно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2023 г. 09:48
То есть, к машине времени вопросов нет?
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2023 г. 13:24
Неа, нету. :)
Как и к сверхсветовых полётам.
Каждый выдумывает как умеет. Или, если не умеет, использует распространённый, типовой, устоявшийся фантдоп.
Забыл, как рассказ называется... а, роман это, Карсак «Бегство Земли». Там двухэтапный полёт был: сначала к границе тяготения звёздной системы, потом временной скачок, чтобы пройти барьер, потом опять сверхсветовые двигатели.
Так что нет, вопросов нет. :)
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2023 г. 13:37
У меня к рассказу другая претензи что ж они сразу так налддолго то? почему сразу в прошлоее то?


Ссылка на сообщение20 апреля 2023 г. 01:54
Если воспользоваться классической иллюстрацией пространства-времени как поверхности с гравитационными ямками-массами, то скорее машина времени, двигаясь по оси времени назад, не только не вырвется из тяготения Земли, но и провалится в центр планеты.


⇑ Наверх