Вероника Валкова/Veronika Válková (род. 28 августа 1970) – чешская писательница фэнтези (под псевдонимом Адам Андрес [Adam Andres]), историко-приключенческих повестей для молодежи, доктор исторических наук (PhDr), автор учебников для школьников, учительница гимназии.
Родилась в Праге, район Штванице (Štvanice). После окончания начальной школы училась (1985—1989) в гимназии Na Pražačce, Прага 3 в художественном классе, где на втором году обучения и начала писать свой самый известный фэнтезийный роман “Wetemaa”. В 1990—1998 годах училась на факультете искусств Карлова университета по специальности латинский язык и история. В 2003 году окончила докторантуру и защитила диссертацию на основе работ, связанных с антропономастикой. В 2011–2013 годах прошла интенсивный курс обучения английскому языку со сдачей квалификационного экзамена. В 2013–2015 годах обучалась педагогическому консультированию на факультете искусств Карлова университета.
Трудовая карьера складывалась следующим образом:
1987 – экскурсовод в государственном замке Емниште (Jemništĕ, отсюда и началась история “Wetemaa”);
1988 – экскурсовод в государственном замке Духцов (Duchcov);
1989 – экскурсовод в государственном замке Карлштейн (Karlštejn);
1989 – 1990 – таможенный декларант ČSAD;
1994 – настоящее время – преподаватель истории и латинского языка (с 2013 – также консультант по вопросам образования) в гимназии Na Pražačce.
За три недели до своего 20-го года рождения Вероника Валкова дописала свой первый роман, которым двумя с половиной годами позже дебютировала в жанре. «В январе 1993 года в чешских книжных магазинах появилась книга под названием “Wetemaa – kniha osudu jedenácti družiníků krále Gudleifra”. В то время никто не догадывался, что автор, использовавший псевдоним Adam Andres (Адам Андрес), это 20-летняя на момент написания Вероника Валкова, что этот дебютный роман получит премию «Золотой Икар» и что этот роман откроет длинную серию книг, которые ныне считаются культовой чешской сагой фэнтези.
Основное вдохновение для написания “Wetemaa” юная писательница почерпнула из исландских саг. Она начала писать в то время, когда жанра «фэнтези» в Чехословакии не было, и ее книга получилась самобытной и оригинальной, не подверженной влиянию традиций фэнтезийных книг и сохраняющей свежую северную атмосферу. Что читатели больше всего ценят в саге, так это то, что, хотя она не испытывает недостатка в фантастических элементах, начиная с элементарной магии и заканчивая деяниями повелителей драконов, книги серии, тем не менее, очень реалистичны.
Действие саги происходит в вымышленной стране Элладе со своими мифологией, языком и культурой, которая по своим чертам напоминает европейское средневековье. Как и любая другая страна, Эллад имеет богатую и волнующую историю. Это записано орлиным пером самой Судьбой на страницах священной книги, спрятанной в древней горной святыне.
Первые две книги “Wetemaa – kniha osudu jedenácti družiníků krále Gudleifra/Ветемаа – книга о судьбе одиннадцати спутников короля Гудлейфра” (1992, переиздана 2005)
и “Wetemaa II. O cestě do Jižního Edagwonu/Ветемаа II. О путешествии в Южный Эдагвон” (1995, переиздана в 4-х томах 2005) образуют единое целое.
Эллад на протяжении четырех веков был охвачен братоубийственными войнами между двумя ветвями королевской семьи, происходящей от общего предка – короля Ане: Кунов и Мильтидов. Обе ветви стремятся объединить страну под своим правлением, но старые боги благоволят королю Гудлейфру из линии Мильтида. Когда он родился, они предсказали, что именно он объединит страну, и каждый из одиннадцати богов выбрал по одному своему посланнику, чтобы помочь ему в выполнении этой трудной задачи. Однако мало кто верит в это пророчество, потому что Гудлейфр родился калекой. Первая книга описывает судьбу спутников Гудлейфра до того, как они достигают королевского замка, а вторая рассказывает о совершаемых ими в дальнейшем героических деяниях, будь то поиски в сердце горного хребта Данкрад с целью найти книгу судьбы «Ветемаа», в которой содержится важнейшая информация, или путешествие в Южный Эдагвон за останками основателя линии Мильтидов.
В последующих книгах автор возвращает нас в прошлое Эллада, во времена, когда страна была разделена на множество княжеств, конкурировавших за гегемонию. На фоне историй отдельных героев складывается течение сложных событий, которые приведут сначала к объединению Эллада королем Ане, а затем к ее разделению на два королевства». Речь идет о романах:
“Hrútvang/Хрутванг” (1996, переиздан 2008);
“Sága o Halldorovi z Mortaluny/Сага о Халльдоре из Морталуны” (2004); “Rytíři kněžny Rhonwen/Рыцари принцессы Ронвен” (2004);
“Sága o Wannovi, synu Orlygově/Сага о Ванне, сыне Орлыга” (2006); “Wetemaa – Koruna Élladu/Ветемаа – корона Эллада” (2013).
Первые две книги саги иллюстрировала сама писательница, последнюю – художник ПЕТР КОПЛЬ.
ПЕТР КОПЛЬ совместно с Вероникой Валковой создал также замечательный комикс “Wetemaa – komiks, 1 dil” (2012).
Под этим же псевдонимом Адам Андрес писательница опубликовала рассказы: “Malucha” (2003, ант. “2003: Česká Fantasy”; 2014, ант. “Klenoty česke fantasy”)
и “Nezapomeṅ” (2005, ант. “2005: Česká Fantasy”). Оба рассказа были переведены на польский язык и опубликованы в журнале “Nowa Fantastyka” (№ 2/2006 и 10/2006). Другие рассказы: “Neni cesty spĕt/Нет пути назад” (2008, ант. “Časovir”); “Tarantrof” (2015, ант. “Legendy české fantasy”);
“Klub na ochranu jednorožců/Клуб по охране единорогов” (2016, ант. “Bájná stvoreni”).
(Окончание следует)