Плетнёва С Кочевники


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Плетнёва С. Кочевники русских степей IV-XIII вв. (2003).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Плетнёва С. Кочевники русских степей IV-XIII вв. (2003).

Статья написана 25 февраля 2023 г. 00:28

Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья. Воронеж. ВГУ. 2003г. 248 с. мягкий переплет, увеличенный формат.

Прошло уже много веков, степи Украины и Южной России уже не пересекают кочевые роды, разбивая то тут, то там стойбища и выпасы. История степняков, по крайней мере на сегодняшний день, в нашем регионе закончена, и только археологи могут извлечь из забвения следы тех людей, которые когда-то жили и умирали в этих землях. Они немы, но раскопки могут попробовать поговорить с ними. Это были ближайшие соседи Киевской Руси, её вечные враги и, отчасти, порой союзники, и их история является неотъемлимой частью развития нашей страны, колоссально повлиявшей на средневековое восточнославянское общество. В этом плане прав почтенный Лев Гумилёв, утверждавший, что историю кочевников нельзя выбрасывать из контекста истории Руси (вопрос о комплиметарности и прочих вольностях нашего друга деликатно оставим за скобками).

Поможет ли нам Светлана Плетнёва в постижении тайн наших старых соседей?

Будучи студентом, я читал её работу “Кочевники Средневековья: поиски закономерностей” (1982), которая произвела хорошее впечатление, по крайней мере, там была стройная концепция, которых так жаждут все, кто только вступает на тернистый путь истории. Книжица, которую мы сегодня рассматриваем (у Плетнёвой их много) позиционируется как учебное пособие, по которому юный археолог должен постигать азы регионального кочевниковедения, она должна давать, так сказать, теоретическую и, отчасти, практическую базу. Теория, в целом, схожа с более ранними работами Плетнёвой: история кочевых обществ делится на три стадии — “таборное” кочевье, то есть классическое, основанное на перекочёвках и грабежах общество, “родовое” кочевье — “курень”, то есть переход к ограниченю территории перекочёвок и более упорядоченному ведению хозяйства, и, наконец, третья, полукочевая, то есть переход к осёдлому образу жизни, земледелию, и — городам (“кочевые города” — любимая тема нашего автора). Причём автор делает основной упор именно на появлении городов, в классическом средневековом смысле, как центров ремесла, торговли и культуры земледелия. То есть, перед нами классическая картина ступенчатой эволюции социально-экономичской жизни общества — от масштабных кочевий к более упорядоченному и продуктивному земледельческому обществу. Какие же племена призывает Плетнёва себе в помощь — гуннов, хазар, венгров, печенегов, гузов, “чёрных клобуков” (торков), ну и, само собой, половцев. Целого тысячелетия, от ВПН до монгольских орд, должно хватить для доказательства базовой идеи. Насколько удачно?

Пожалуй, у учебника нужно исправить заголовок. “Кочевники русских степей”? Разумнее назвать её “Могилы кочевников русских степей”, поскольку практически весь цивилизационный процесс “кочевого тысячелетия” она конструирует на основе данных погребений. Нет, о своём любимом Саркеле она пишет пару страниц, ещё полстранички посвящяет Таматархе-Тмутаракани, однако, парадоксальным образом, связующей нитью всей истории кочевников стали погребения. Отчасти это можно понять, поскольку это единственный более или менее полноценный археологический памятник, который остался от всех перечисленных выше культур, он позволяет фиксировать ритуалы погребения, их численность, статусные предметы, и так далее.

Но одновременно с этим, погребения остаются памятником статичным, и на основе их можно зафиксировать определённые тенденции в социальном строе кочевой элиты, провести параллели между погребальными ритуалами и религиозными воззрениями, языческими и нет, можно изучать инвентарь — всё это важно и даёт безумно много материала. Но, хотим мы этого или нет, это памятник, на котором крайне сложно выстроить цельное видение общества — в этом плане археология поселений более ценна. Конечно, я не археолог, и знающие люди могут меня поправить, если я не прав.

Плетнёва пишет о погребениях — но рассуждает о городах. Но в этом случае ей не следовало брать такую широкую панораму кочевых обществ, поскольку её концепт можно схлопнуть к основному предмету её научных штудий — Хазарии, единственного социо-политического организма средневековой Степи, который, по её мнению, прошёл все три стадии. Впрочем, и здесь масса вопросов. В других работах, как можно убедиться, Плетнёва постоянно колеблеться в своём понимании, что такое “город”, который в её толковании очень расплывчат. Хазария, с её точки зрения, была торговой державой, поэтому городов там не может не быть... Для понимания специфики она ввела понятие “степной город”, но чёткого определения этого термина в её работах мне отыскать не удалось. Наоборот, в разных трудах она сомневается в городской природе даже Саркела, что уж там говорить о Семендере или о безымянном Маяцком комплексе? Само собой, она не берёт в расчёт ни Фанагорию, ни Таматарху, ни Боспор с Сугдеей, поскольку эти порты существовали и до хазарского владычества, и после. В числе городов Плетнёва упорно называет Итиль, однако атрибутировать его непросто, поскольку он так и не был найден по сей день. Все прочие примеры, особенно гунны, да и половцы тоже, даже близко не подходят под пресловутую “третью стадию”.

Но размытость концепта не главная проблема “учебника” — главная беда в том, что Плетнёва не показывает образ обществ, которые описывает. Читателю нужно уже иметь определённую базу, чтобы читать это пособие, и для первичного ознакомления он не годится. Конечно, автор говорит пару общих определений в каждом случае, но потом сразу переходит к погребениям, и за ними теряются те черты общества, которые Плетнёва старается реконструировать своими “тремя стадиями”.

Но, что не отнять — об археологических памятниках автор пишет воистину увлекательно, и атрибуция находок напоминает захватывающий детектив, пусть даже и с повторяющимся сюжетом. Археология на страницах этой книги представляется живой и ищущей наукой, которая вырывает из забвения целые цивилизации. Чего стоит одна только загадка разрушенных, или, точнее, разрозненных костяков в могилах? Какая тайна стоит за этим? Её будут разгадывать будущие поколения учёных.

Итак, назвать это “учебное пособие” исчерпывающей книгой по истории кочевых обществ, значит сильно ей польстить. Кочевые общества здесь не раскрыты совершенно, упор делается на другое. А вот как учебник по атрибуции археологических памятников для полевиков — вполне годится. Для тех, кто ищет более глубокие обобщающие работы — лучше возьмите хотя бы старенький томик из “Археологии СССР”, “Степные империи древней Евразии” Кляшторного-Султанова, или “Кочевники Евразии” Крадина. Книга Плетнёвой, боюсь, будет недостаточно полной для широких мазков.

Рецензия на книгу Елены Успенской "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" — https://alisterorm.livejournal.com/33961....





252
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 февраля 2023 г. 08:33
цитата AlisterOrm
работами Плетнёвой: история кочевых обществ делится на три стадии — “таборное” кочевье, то есть классическое, основанное на перекочёвках и грабежах общество, “родовое” кочевье — “курень”, то есть переход к ограниченю территории перекочёвок и более упорядоченному ведению хозяйства, и, наконец, третья, полукочевая, то есть переход к осёдлому образу жизни, земледелию, и — городам
Основная проблема с этой концепцией в ее не экологичности. Если смотреть на степь не как на бескрайний простор, а место для выпаса скота, первая стадия стремительно откатывает в индоарийское прошлое ранней бронзы, если не старше. И там остается. Пастушьи миры саморегулируемые, иначе однажды окажешься на вытоптанной земле при вычерпанном колодце. Летовки, зимовки, источники... Всё поделено.
Другое дело, что продуктивность старых русских степей по Докучаеву и имеющиеся данные по полуаридным и аридным регионам могут не вполне накладываться.
цитата AlisterOrm
Рецензия на книгу Елены Успенской «Раджпуты.
Самое интересное в кшатриях Северной Индии — они были очень хороши в клановых разборках и очень не очень при обороне государства.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2023 г. 02:15
цитата ааа иии
Если смотреть на степь не как на бескрайний простор, а место для выпаса скота, первая стадия стремительно откатывает в индоарийское прошлое ранней бронзы, если не старше.

Да. Именно поэтому археолог Валерий Флёров который год настаивает, что Хазария не была классической «степной империей», и имела другую природу.

цитата ааа иии
Другое дело, что продуктивность старых русских степей по Докучаеву и имеющиеся данные по полуаридным и аридным регионам могут не вполне накладываться.

То есть?
цитата ааа иии
Самое интересное в кшатриях Северной Индии — они были очень хороши в клановых разборках и очень не очень при обороне государства.

Не всё так грустно, свои яркие страницы в истории у них были. Правда, самые яркие закончились дхаураджем, но зато красиво.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2023 г. 10:02
цитата AlisterOrm
Хазария не была классической «степной империей», и имела другую природу.
Да была ли в мире хоть одна «классическая» империя. Ясен пень, держава с выходом к морю и Волге не будет сопоставима с монголо-маньчжурским миром. Так и Сарай не Каракорум
цитата AlisterOrm
То есть?
Докучаев рисует для относительно ему недавнего прошлого обилие легкодоступных биологических ресурсов. Плотность населения могла быть повыше, а маршруты покороче чисто азиатских регионов.
цитата AlisterOrm
Не всё так грустно
Да это не то, чтобы грустно и походы на Шри-Ланку имели место быть. Но на Юге, а на Севере линия развития кшатрии-ополчения-раджпуты-сикхская хальса-армии европейского образца.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2023 г. 23:19
цитата ааа иии
Да была ли в мире хоть одна «классическая» империя. Ясен пень, держава с выходом к морю и Волге не будет сопоставима с монголо-маньчжурским миром. Так и Сарай не Каракорум

Ну, судя по тому, что я читал у того же Флёрова, есть большие сомнения по поводу широко развитой торговли за пределами черноморских портов, даже у Волги.
цитата ааа иии
Докучаев рисует для относительно ему недавнего прошлого обилие легкодоступных биологических ресурсов. Плотность населения могла быть повыше, а маршруты покороче чисто азиатских регионов.

Ну не зря же в эти края рано или поздно происходили откочёвки с востока. Те же половцы пришли же из западного Казахстана, вряд ли от жирной жизни.
цитата ааа иии
Да это не то, чтобы грустно и походы на Шри-Ланку имели место быть. Но на Юге, а на Севере линия развития кшатрии-ополчения-раджпуты-сикхская хальса-армии европейского образца.

Ну не, на Юге это уже совсем другое, это Виджаянагар, Тамилнад, и прочее, у них да, бывали рейды и на Ланку. Раджпуты же варились в своём регионе, но периодически недурно отражали атаки мусульман. Но сильно нерегулярно, скажем так. Да и евро-армия... Снайдер-Энфилд явно скорострельнее и лука, и всяких чакр.


Ссылка на сообщение27 февраля 2023 г. 06:48
цитата AlisterOrm
есть большие сомнения по поводу широко развитой торговли за пределами черноморских портов, даже у Волги.
Иран через море, полагаю. И, хотя, если не ошибаюсь, покровский отмечал, что всю трансальпийскую торговлю можно было б засунуть в пару товарных вагонов — сасанидское серебро у манси Приобья доказывает, что циркуляция имела место быть.
цитата AlisterOrm
Ну не, на Юге это уже совсем другое
Вот именно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2023 г. 12:14
цитата ааа иии
Иран через море, полагаю. И, хотя, если не ошибаюсь, покровский отмечал, что всю трансальпийскую торговлю можно было б засунуть в пару товарных вагонов — сасанидское серебро у манси Приобья доказывает, что циркуляция имела место быть.

Через Волгу — да, но транзитом. В хазарских «полугородах» не было найдено следов широкой чеканки монеты, и её скопления, как в эмпориях или у торговых узлов, в том же Приильменье.


Ссылка на сообщение27 февраля 2023 г. 21:09
так Итиль не найден, хазарские гавани могли быть где-то еще.
Фокус в том, что Волга неудобна и для моряка, вопреки кажущимся преимуществам дельты, и для строителя.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2023 г. 22:14
Сам живу на Волге, имею представление. Но, как говорится, надо же ж что-то делать? По Уралу до Булгарии всё равно не доберёшься.
Итиль да, так и остался загадкой. Уже и в Волгограде его искали, всё без толку.


Ссылка на сообщение27 февраля 2023 г. 22:51
цитата AlisterOrm
Но, как говорится, надо же ж что-то делать?
Как что? Перевалку.
цитата AlisterOrm
Итиль да, так и остался загадкой.
В 2020 огромные надежды подавали Семибугры в Астраханской области. https://www.rgo.ru/ru/article/chto-ud... Ничего не слышно?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2023 г. 23:46
цитата ааа иии
Как что? Перевалку.

Я так понимаю, примерно это и планировали.
цитата ааа иии
В 2020 огромные надежды подавали Семибугры в Астраханской области. https://www.rgo.ru/ru/article/cht...... Ничего не слышно?

Да не, пока вроде астраханцы заглохли. Даже не знаю, копают ли там. Да и вообще, если там достаточно крупное городище, до его атрибуции ещё долго ждать.


⇑ Наверх