Вастариен


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > "Вастариен", Лиготти
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Вастариен», Лиготти

Статья написана 5 февраля 2023 г. 22:49

Лиготти versus Борхес,

или как гносеологический (и экзистенциальный) пессимизм приводит к спорной литературе

*больше полугода ничего не писал в колонке — думаю, можно начать / возобновить с помещения сюда отзыва на рассказ Томаса Лиготти*

Наверное, некоторым мои попытки читать Лавкрафта, а теперь и Лиготти покажутся своеобразным мазохизмом.

Ну правда, есть же не только литературоведение, социологический, философский, биографический и прочий анализ(ы) художественных произведений. Есть область чистого субъективизма. Вкусовщины, говоря начистоту. И зачем, в таком случае, подверстывать свое «нравится» / «не нравится» к каким-то сложным концептуальным подходам, детализирующим обзорам и т. д. Если не нравится способ письма и ценностные ряды того же Томаса Лиготти — то именно что этот автор и его творчество просто не нравятся. Нечего тут додумывать. Живем в мире постмодерна, где все жанры, виды искусства, школы мысли и далее по списку полностью уравнены и включены в единый рынок потребления. Потребляй, в данном случае читай, что угодно, пиши отзывы об этом да и все. Не усложняй.

Но я все-таки чуть усложню.

Почему мне нравятся авторы по типу Лафкрафта или Лиготти? Потому что они, по идее, пишут ужасы. Да, в стилистике «странного реализма», «новых странных», «необычного хоррора» и т. д. Но их произведения ведь НЕ ПУГАЮТ. Тут, конечно, можно ответить — «угомонись, мы испорчены тучей фильмов ужасов, развращены скримерами, позабыли саспенс Хичкока». Не спорю. Потому и в последнее полугодие почти не смотрю современные фильмы. Переключился на того же Хичкока. И даже могу сказать, что в некоторых эпизодах большая проза Кинга может пугать. Да и экранизации по его произведениям, такие как «Сияние» или «Мизери», тоже. Но ни Лавкрафт, ни Лиготти не пугают. Не страшат. Не наводят мурашек или хотя бы эффект омерзения. Почему?

Одна из проблем — выбор повествовательной конструкции. Это, преимущественно, доминирование описаний, а не диалогов, эпистолярность вместо обычного живого повествования. Даже в чем-то преобладание публицистического над художественным в тексте. На мой взгляд, такой подход не позволяет создать ощущение ужаса у читателя. Действия, общение, обсуждения, внутренние монологи, а не голые описания — вот ключ к ужасному и пугающему. Конечно, это сложно осуществить что на экране, что в книге. На бумаге, разумеется, еще сложнее. Об этом и Быков в интервью Гордону когда-то очень верно заметил. И с помощью эпистолярных и иже с ними техник повествования ну не получается, и все тут, и у лавкрафтианца Лиготти всеми этими вихрями фраз по типу«то было неописуемо» напугать меня.

А ведь еще важнее — удивить. Ведь ставка в таких произведениях делается и на упомянутую выше странность, чуждость, ирреальность, непонятность. И гораздо лучше с этим справлялся, по пути пугая, а также используя, казалось бы, совершенно неприменимые для этого и неповоротливые для этого описательно-публицистическо-эпистолярные инструменты, кто бы вы думали? Правильно, Хорхе Луис Борхес.

А ведь правда, сравните с лиготтивским рассказом «Вастариен» такие три полу-эссе, полу-художественные миниатюры, как: «Бессмертный», «Тлён, Укбар, Орбис Терциус» и «Книга песка». Все три эти вещи создают не просто эффект странности указанными литературными приемами, но и даже что-то вроде легкого саспенса. Ужаса. Удивления. Специфического катарсиса, чтобы это слово не означало у Аристотеля. Так, например, как и в «Вастариене» (кстати, наиболее походящие друг на друга тексты), в «Книге песка» герой сталкивается с необычной, бесконечной, оттого пугающей книгой. Очень текстоцентричная книга, необычная, в лучшем духе выполненное Борхесом полу-эссе, полу-рассказ. Но эффект, реакция и ощущение после его прочтения (прослушивания) куда сильнее, чем от работы Лиготти. И понимание безумие героя более обоснованное от контакта с книгой. «Тлен...» и «Бессмертный» также эксплуатируют сюжет с найденными книгами, которые стирают грань между реальностью и написанным миром, привнося в первый второй. И опять же, несмотря на неплохую «монтажную склейку» у Томаса Лиготти в рассказе между пребыванием героя в книжно-странном мире и его в финале попаданием (видением со стороны) в мире обычном, все-таки переходы между реальным и полу-иллюзорным круче сделаны именно у Борхеса.

Так что да простят меня фанаты Лиготти, Лавкрафта и компании, но Борхес своими жизнелюбивыми и изящными историями показывает и больший эффект странности, и больший саспенс. Притом при помощи тех же литературных практик.

Но вопрос ваш ко мне может быть такой — «ну окей, тот же Борхес техничнее, больший мастер, и что? Зачем ты читаешь субъективно не впечатляющих тебя Лиготти и т. д. и в чем нас пытаешься убедить или разубедить?». А в очень простой вещи. Почему, помимо техничности и таланта (вполне предполагаю, что и Лиготти очень даже талантливый писатель) ощущение странного в «Книге песка» лучше чувствуется при прочтении, чем в «Вастариене»? По-моему, тут все просто. Борхес — гносеологический оптимист. Он, хоть и несколько консервативен, но верит, признает, убежден в ценности знания, в красоте познания, в счастье от прикосновения к глубинам бытия. Ребята же по типу самого Лиготти (не забываем про его «Заговор против человеческой расы»), Цапффе, Шопенгауэра в некотором смысле, Лавкрафта, Бенатара принадлежат к направлению культивирования ущербности человека и его культуры, нашей изначальной дефектности, и все в этом духе. И вся суть «Вастариена» в гераклитовском «многознание уму не научает», а точнее, в контексте рассказа, «процесс познания делает человеку больно». А дилемма дикобраза от Артура Шопенгауэра у Лиготти преобразуется в «без познания человек не может, но при его осуществлении он познает свою бренность, ничтожность и оттого страдает». Я с этим кардинально не согласен, стараюсь откапывать эту литературно-философско-идеологическую линию и бороться с ней. Как бы пафосно это не звучало.

П.С. Потом в биографии Лиготти на фантлабе все-таки вычитал, что не зря мне виделось сходство с Борхесом.

П.П.С. О влиянии Бенатара не в известном таковой связью сериале "Настоящий детектив", а в сай-файной "Тьме" — в рецензии на этот сериал от меня.

"Вастариен" на фантлабе





1137
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 февраля 2023 г. 23:05
А кто пугает?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2023 г. 23:07
Да тут даже не о «пугает», а просто «удивляет», выдает эту самую странность, создает эффект чуждости, инаковости, неизведанности, необычности и т. д.


Ссылка на сообщение6 февраля 2023 г. 09:29
Лиготти хорош. В смысле тёмен.;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2023 г. 11:49
Темен в слишком двояком смысле :-)
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2023 г. 12:46
В каком??
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2023 г. 17:25
Одна темность в ценностном смысле (нигилизм, философия антинатализма и т. д.), и другая темность — в плане подачи, формы. Не справляется — на мой взгляд — Лиготти с борхесообразным стилем (публицистическая форма как вариант художественного повествования).
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2023 г. 18:11
Теперь понял. И опечатка была.
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2023 г. 18:32
И прошла)) спасибо


Ссылка на сообщение7 февраля 2023 г. 01:16
Про гносеологический оптимизм Борхеса — это вы здорово сформулировали. Всегда это чувствовал, но сам бы не додумался. И вспомнилось видео:
https://youtu.be/bNxzQSheCkc#t=07m30s

Бог его знает, что там с таймкодами в ссылке, так что словами — имею в виду фрагмент с 07:30
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2023 г. 17:23
борхус120, спасибо за отзыв и видео! Ознакомлюсь обязательно )


Ссылка на сообщение11 февраля 2023 г. 21:33
Как мне кажется, во времена Лиготти эпистолярность стиля была аналогом нынешнего мессендж-общения на ладошке. Ещё не так давно я бы привёл в качестве примера ныне устаревший «репортаж» трясущейся камерой. Время Лиготти другое. Иные темп жизни, поколение, сознание. Вспомните эффект «Войны миров» Уэллса.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2023 г. 08:54
ХельгиИнгварссон, давно не списывались с вами в комментариях) спасибо за отзыв. Я просто не рассматриваю Лиготти как автора из другого времени. Более чем наш современник. Да, конечно, можно сказать, что сейчас, в бурный век цифры, эпохи-моды в искусстве особенно сменяются очень быстро... но даже если и так. Подобный концептуальный хоррор, как жанр, у Томаса Лиготти ну просто не выходит (
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2023 г. 12:18
osipdark

Вы просто обычно читаете и рецензируете то, что обыкновенно мне совсем незнакомо! 8:-0

А про Лиготти хоть что-то, хотя подробно и по тексту не готов. С одной стороны, он ретроград и направлен в прошлое со своим эпистолярным стилем. С другой — родился в 50-х двадцатого века, писать начал в 80-х. Телефон-телеграф тогда точно не был настолько индивидуальным общением, как сейчас — взять хотя бы телефонистку на проводе. Для человека с фобиями это много значит! Зато почта в Америке работала почти как британская, и сроки доставки уже не 17-18 века ) Но это лишь моё мнение :beer:


Ссылка на сообщение12 февраля 2023 г. 11:05
цитата osipdark
И вся суть «Вастариена» в гераклитовском «многознание уму не научает», а точнее, в контексте рассказа, «процесс познания делает человеку больно».

Да нет там такой сути, в рассказе этом. Он вообще не о том, не о философии и не о Шопенгауэре. Он о том, скорее, что сон — это вполне независимое от видящего его явление. Как, скажем, капкан. А капкан может и захлопнуться. Если честно, в творчестве Лиготти я вообще не вспомню ни одного рассказа, где «многознание уму не научает». Уму оно как раз везде научает, вот только какой это ум, и по зубам ли он учащемуся — это вопрос. А еще у Лиготти, в отличие от Лавкрафта, очень четко проведена грань между умом практическим, когда точно знаешь, что делаешь и к каким результатам это приведет, и умом ритуалистическим, когда шпаришь наугад, и это вдруг срабатывает, хотя «а пацаны и не ждали».
цитата osipdark
Я с этим кардинально не согласен, стараюсь откапывать эту литературно-философско-идеологическую линию и бороться с ней. Как бы пафосно это не звучало.

Звучит действительно пафосно. Надеюсь, средства борьбы — не рецензии, а что-то более весомое?
А вообще, вся эта философская нагрузка, очень модная в последнее время, восприятие Лиготти особо не обогащает. В чем-то даже портит, вполне возможно — слишком уж охотно его норовят записать в «свои» некоторые маргиналы. Я как бы против маргиналов ничего не имею, но вот читаю Лиготти, вижу одно — прекрасное, самобытное, зачаровывающее, — а потом натыкаюсь, что о нем пишут другие, и будто двух разных авторов читаем. Интересная рецепция.


⇑ Наверх