(АХ, СТРАХ, СТРАХ… — окончание)
Постепенно литературный horror сошел на второй план. Разумеется, продолжали появляться важные для жанра произведения, такие как «Я – легенда» (1954, “I Am Legend”) Ричарда Мэтисона,
«Призрак дома на холме» (1959, “The Haunting of Hill House”) Ширли Джексон
и «Что-то странное грядет» (1963, “Something Wicked This Way Comes”) Рея Брэдбери,
но палочку лидера перехватило кино (к классическим чудовищам добавились послевоенные страхи перед Бомбой, Инопланетянами и Наукой), а несколько позже к нему пристроились комиксы и телевидение. Комиксы, особенно серии «ужасов» издательства «Entertaining Comics», благодаря яркости и дословности, балансирующей на грани мерзости, стали впрыском свежей крови, оживляя эстетику horror-а (вспомним, что в 50-х годах XX века в американском кино все еще действовали сильные ограничения, и некоторых вещей ни в коем случае не дозволялось показывать). Именно комиксы стали оплотом gore – кровавого horror-а.
«Ребенок Розмари» (1967, “Rozemary’s Baby”) Айры Левина
и несколько позже «Изгоняющий дьявола» (1971, “Exorcist”) Питера Блэтти,
использовавшие для устрашения религиозные мотивы, имели успех и воодушевили многих последователей. Однако подлинным ренессансом литературный horror обязан другому писателю. Когда в 1974 году вышел из печати роман «Кэрри» (1974, “Carry”),
а годом позже – роман «Салимов удел» (1975, “Salem’s Lot”), horror обрел свою суперзвезду.
Огромный успех книг Стивена Кинга привел к тому, что horror вновь вошел в моду. Энн Райс в романе «Интервью с вампиром» (1976, “Interview with the Vampire") придала новый колорит образу вампира и увлекла за собой остальных поклонников;
сделали карьеру Дин Кунц
и Джеймс Херберт,
а Клайв Баркер своими «Книгами крови» (1984—1985, “Book of Blood”) погружался глубже в страну боли и отвращения, чем кто бы то ни было до него.
Несколько позже Баркер превратился в образцового писателя для молодых авторов, сочиняющих экстремально кровавую разновидность horror-а – splatterpunk. Появлялись психологические, медицинские, метафизические, космические "ужастики" – но все они все так же старались пробуждать у читателей страх. Ибо в конце концов horror – для тех, кто любит бояться. И это осталось неизменным.