Театр народной сказки и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Театр народной сказки и научной фантастики
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Театр народной сказки и научной фантастики

Статья написана 6 января 2023 г. 15:49

Как вспоминал Шаламов уже в 1960-х,

цитата
По предложению журнала «Фронт науки и техники» я написал большую статью «Наука и художественная литература». Статья эта, обзорного характера, вызвала интерес, и я был приглашен О.В. Рудаковой — актрисой ТЮЗа участвовать в создании театра русской сказки и фантастики. Театр этот не родился, но бесед было проведено много.

Помимо Шаламова эту идею поддержал также известный фольклорист Юрий Соколов, написав в ноябре 1935 года письмо в Московский горком ВКП(б). В составленный им примерный репертуар вошли "Витязь в тигровой шкуре" Руставели, "Худжум" Василия Яна, сатирическое представление Вячеслава Аверьянова "Золоченые лбы" (видимо, по Шергину) и др.

Кто такая эта Рудакова, можно узнать, открыв справочник "Вся Москва", например, на 1927 год:

В РГАЛИ хранятся два десятка рукописей пьес Ольги Васильевны Рудаковой, последняя датирована 1968 годом.

Свою идею Рудакова изложила и в статье, опубликованной в журнале "Революция и национальности" (№ 10 за 1935 год):

цитата
О. Рудакова

К вопросу организации театра народной сказки и научной фантастики

Под'ем политического внимания и об­щественного интереса к вопросу народного творчества совершенно естественный и законный под‘ем.

Отсталые и угнетенные при царизме народности, освобожденные Октябрьской революцией, в настоящее время создают свою культуру, национальную по форме и социалистическую по содержанию.

Культурный, политический и экономи­ческий рост народов СССР выдвигает ряд совершенно новых проблем и области науки, литературы и искусства. Наша советская действительность, создавая чудесные сказки на явѵ, создавая новые формы бытия и мышления, неизбежно диктует и новые формы искусства.

Создание новой формы театрального жанра театра— народной сказки и научной фантастики— одна из таких проблем, вызванных к жизни небывалым расцветом народного творчества. Национальная культура базируется на народном творчество, включающем в себя сказки, легенды, былины, эпос, песни и т. д. — жанре, не нашедшем до сих пор выражения ни в одном из существующих театров. Да это и понятно, так как канони­зированные театральные жанры не имеют возможности охватить эти несметные богатства культурного наследия. Остальные попытки театров, ставивших пьесы такого жанра — носят чисто случайный и эпизодический характер. Приходится к сожалению констатировать полное отсутствие на театральном фронте системы, плановости в смысле показа национального творчества, популяризации достижений ленинско-сталинской национальной политики.

Вот почему в театре почти нет тех изумительных сказок, которые отразили все мечты, все чаяния угнетенных народов, тех легенд, что слагаются и по-сейчас в недрах народа, вокруг необычайных событий сегодняшнего дня.

Устное творчество всех народов пытается охватить грандиозные масштабы нашей эпохи и величие имен и дел Ленина-Сталина.

Среди разнообразных проявлений народного творчества особенное место занимает сказка, своей широкой мировой распро­страненностью и бесчисленным богатством тем и сюжетов. При том значении, которое имела и имеет в жизни человече­ства сказка, несомненно, что ясное пред­ставление об этом роде народного творчества должно войти в круг миропонимания современного человека.

Едва ли надо много доказывать влияние творчества и в частности сказки па мировую литературу и драматургию. Ре­месленники Англии, Германии еще за 200 лет до появления «Фауста» Гете, в дни своих празднеств разыгрывали «Комедию о докторе Фаусте». II Гете, создавая «Фауста», пользовался стихами нюренбергского сапожника Ганса. Геродот, Апулей, Бокаччио, Чоѵсер, Бальзак, Диккенс и другие всячески пользова­лись сказкой. Европейские драматурги также широко пользовались фольклором, записывая песни, баллады мейстерзинге­ров, трубадуров. В России были тоже свои певцы, скоморохи, балаганные клоу­ны, калики перехожие, разносившие сказки, песни, былины о событиях и героях своей эпохи. У нас и поныне существуют сказители, потешники, бахши, гусляры— лицедеи, дающие подчас целые представления-сказы, где он, какой нибудь скоморох-мезенец, не только расска­зывает содержание сказки, но и разыгрывает ее, изображая подчас один всех действующих лиц в своем импровизаци­онном спектакле. Особенно сильна театральная действенность и явно драматур­гическая композиция в сказках северных народностей.

Живет сказка и у наших классиков, таких— как Лев Толстой, А. М. Горький, Гоголь, Лесков, Короленко и др. Поэты: Пушкин, Жуковский, Блок, Брюсов и др. пользовались не только сказочной формой, но и темой, и сюжетом.

Сказка издавна изучалась у нас и в других странах. Еще около 60-х годов А. Пыпин поднял вопрос о методах клас­сификации сказок. Одновременно с этим появились работы Гана, англичанки Гомм, П. Владимирова, А. Сумцова и др. Наиболее значительна работа финского ученого Аарнэ, собравшего около 2000 типов сказки.

Задача современной фольклористики более сложная, так как здесь должно рас­сматривать сказку не только с точки зрения тематической и хѵдожественной, где бесконечно много разнообразия стилевых, языковых и ритмических особенно­стей, но и с точки зрения социальной.   Кто не знает, что сказка играет в народе ту же роль, что и литература?

Кто не знает, что сказка отображает классовую борьбу, являясь в то же время ее наиболее острым орудием. Сказка изучается такими представителями нашей советской науки, как И. П. Павлов, который черпает из этих сюжетов материал для своих научных работ по вопросу происхождения образного мышления. Образное мышление — это сущность сказки, образное мышление — это основа театра.

И театр, как искусство синтетическое, владеющее всеми средствами отображения, изображения, демонстрации, театр, оперирующий живыми образами, может и должен найти особые методы подачи сказки.

При имеющейся большой сети театров у нас нет до сих пор такого, который мог бы показать всю сокровищницу культурного наследия.

Театр народной сказки и научной фантастики должен стать именно тем центром, где систематически и планово будут показаны необычайные достижения в области народного творчества.

Этот, беспрерывно пополняющийся резерв творческой жизни освобожденных народов, будучи сценически претворен и показан, создаст подлинно новый ориги­нальный жанр театральных представле­ний.

Театр народной сказки и научной фантастики открывает необ‘ятные возможности для охвата не только наследия и сказочной действительности сегодняшнего дня, по и для прогноза грядущего.

Выявляя национальное творчество в форме театральных постановок, включающих сюда все виды фольклора, мы тем самым определяем и развиваем ростки социалистической культуры.

Тов. Сталин говорил не раз о том, что надо шире популяризовать национальное творчество. Не раз выступали А. М. Горький, Демьян Бедный, говоря о сказке, как о сбывшейся мечте, о символах ковра-самолета, скатерти-самобранки и т. д.

«Надо попробовать связать эту сказку с действительностью, показать, как она осу­ществилась»— говорит А. М. Горький.

Творческая фантазия народа-раба та­ила в себе не только мечту о лучшей жизни, но и бесчисленные зародыши на­учных, и технических мыслей, которые силой Октября из чудес превратились в факты. Мысль, зажатая в тиски, рвалась наружу, делались попытки к осуществле­нию идей и гибли Кулибины, Посошковы, гибли холопы Никишки на изобретенных ими крыльях, платились головой, гибли на «Журавлях»,на «Виршинных крыльях», на крыльях своей мечты, гибли люди, дела и проекты.

В нашей стране уничтожено всякое насилие над творческой личностью, уничтожены предрассудки, дурманы религии, раб освобожден, он — победитель, он творец новой жизни, новой сказки на яву, и он готов, этот великан из сказки, шаг­нуть еще дальше, он готов обогнать есте­ственный ход событий, он желает мечтать   о завтрашнем дне, создавая его сам.

«Надо мечтать»— сказал В. И. Ленин, «человек должен изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками. Когда есть какое-нибудь соприкосновение между меч­той и жизнью, тогда все обстоит благо­получно. Вот такого-то рода мечтаний к несчастью слишком мало в нашем движении (IV том. стр. 492-493).

Создавая советскую сказку, мечтая о завтрашнем дне, народы СССР творят ее по-иному. Сюда входят не только герои сегод­няшнего дня, но и чудеса строительства и чудеса советской науки и техники, и фантастика становится иной. Постепенно видоизменяясь, сказка включает в себя все новые и новые элементы и особенно элементы научной фантастики, и старая форма сказки как бы переходит в новое качество, —создается новый вид сказки — сказки мечты о третьей действи­тельности. Не случайно подслушал А. М. Горький команду эпохи, не случайно предлагает он; Знать не только две действи­тельности —прошлую и настоящую, ту, в Творчестве которой мы принимаем извест­н о е участие, нам нужно знать еще третью действительность — действитель­ность будущего. Мы должны эту третью действительность как-то включить в наш обиход, как то изображать ее.

Театр народной сказки и научной фантастики должен включить в свой обиход все три действительности. Пользуясь не только сказкой и ее фантастикой, но и научной фантастикой, он должен поставить ряд проблем как в философии, так и в любой отрасли науки и техники. Но нам нужны не голые вымыслы, а художественно-перспективные произведения, которые раскрывают возможность науки и техники в условиях планового строительства СССР. Именно здесь мы должны противопоставить буржуазным «невидимкам» нового человека, видимого всем миром.

Выявляя достижения народного творчества. с одной стороны, и достижения техники и науки— с другой, мы в своеобраз­ных театральных представлениях показываем политический, культурный и технический рост народов СССР.

Театр народной сказки и научной фантастики по глубине содержания и моно­литности своих форм должен усилить жажду борьбы за прекрасное будущее, должен пробудить еще ярче, еще сильнее творческую мысль народа-победителя.

Вопрос о создании театра народной сказки и научной фантастики рассматри­вается в соответствующих инстанциях. Ряд крупных деятелей театра, науки и литературы идет навстречу этому начинанию. Орггруппа ведет подготовительную работу по изданию репертуара, куда, помимо специально сделанных для театра пьес, могут быть включены и уже суще­ствующие пьесы фольклорного жанра.

При театре должна быть организована драматургическая лаборатория, где будет создаваться не только репертуар для данного театра, но и для театров других республик. Театр намечает два основных и главных сектора в этой мастерской. Сектор фольклорно-драматургнческий и сектор научно-драматургический.

Едва ли надо приводить еще какие-ли­бо доказательства своевременности орга­низации театра сказки и фантастики. Эта необходимость назрела, и надо как можно скорее сделать мечту о таком театре реальной действительностью.




Файлы: 1400.pdf (1644 Кб)


625
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 16:03
ждем комментариев про то, что вот американцы обязательно сделали бы и вообще, кто эта Рудакова? она первый журнал нф создала?
стопудов, бездарь


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 16:15
Андрей Вячеславович, мне всегда было необычайно жаль, что вы не пишете хотя бы обзоров.


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 17:33
Это начало той волны отечественной фэнтези, которая на гребне принесла сказы Бажова и «переводы» Липкина?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 17:53
цитата ааа иии
Это начало той волны отечественной фэнтези

нет, это фальшстарт жанровой специализации
а та волна началась с поражения «команды» Крупской и реабилитации сказки, в рамках   сталинского курса на традиционность и патриотизм
В постановлении ЦК ВКПб от сентября 1933 года сказка была названа жанром необходимым в советской литературе для детей.
Вот после этого и поперло.
А в 1929м Крупская почти все сказки из библиотек дочистила.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 20:44
Спасибо за ответ.
Статья датирована 1935 годом, обсуждаются Золоченые лбы (Шергин?) через 7 лет Бажов уже Сталинскую получит. Мальчишу-Кибальчишу уже два года, в следующем Прокофьев шандарахнет Петей и Волком.
Крупская... Так с позиций советской (если не поповичей 19 века) морали и высоких материй (вроде воспитания поколений, снабжения примерами) место фантастики и беллетристики однозначно в урне. Вон, тот же Варлам Шаламов известен достаточно для 1959 года злой статьей об одной художественной ошибке, романтизации уголовщины, писателями-классиками и 1920-х. И в популярности оных — зло.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 20:56
цитата ааа иии
Статья датирована 1935 годом

тогда очень быстро реагировали на такой запрос
Сталин как-то упомянул, кажется, аргонавтов, через три месяца была куча греческих мифов в продаже.
цитата ааа иии
место фантастики и беллетристики однозначно в урне

ну, Крупская боролась именно со сказкой. Причем на максималках. До фантастики у неё руки не дошли, хотя в списках книг, не рекомендуемых к закупке библиотеками, журнала «Красный библиотекарь» фантастика попадалась, включая Беляева.
А так, самый крупный заруб между подразделениями госиздата был по поводу публикации Курочки Рябы. Крупская была настолько против, что аж Луначарский разруливал. Напечатали.


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 23:31
О, как раз эту инфу искал, спасибо! Точка бифуркации однако.


⇑ Наверх