Лоис Макмастер Буджолд «Горы скорби»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В одной горной деревне, принадлежащей семье Форкосиганов, происходит загадочное убийство девочки, которая имела физические отклонения в виде заячьей губы. Эйрел Форкосиган, отец Майлза, поручает расследование этого дела сыну. Теперь Майлз, рискуя своей жизнью, вынужден выступить против варварского древнего обычая — уничтожения детей с физическими отклонениями.
Входит в:
— цикл «Барраярский цикл» > роман «Границы бесконечности», 1989 г.
— антологию «Nebula Awards 25», 1991 г.
— антологию «Nebula Award-Winning Novellas», 1994 г.
— антологию «The New Hugo Winners III», 1994 г.
— сборник «Dreamweaver's Dilemma: A Collection of Short Stories and Essays», 1996 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «Unrivaled», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1990 // Повесть | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1989 // Повесть | |
лауреат |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1990 // Повесть |
Номинации на премии:
номинант |
AnLab / AnLab award (Analog), 1990 // Повесть |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 13 марта 2020 г.
Повесть из жизни молодого лорда Майлза Форкосигана, в которой он отправляется в глушь своих владений и сталкивается там с дикими пережитками Периода Изоляции. Чем повесть хороша — она имеет увлекательный и логичный сюжет и четкую гуманистическую мораль, что я очень ценю в литературе. Ну и опять же, у Майлза тут нет кораблей и бойцов, только ум, знания, наблюдательность и лидерские качества
vam-1970, 23 февраля 2017 г.
Из «Барраярского цикла» — небольшие штрихи из деятельности Майлза Форкосигана в промежутках между большими подвигами. Здесь -расследование убийства, связанного с традициями прошлого на Барраяре — уничтожением детей, имевших какие-либо отклонения от нормы.Дикость, но прочно сидящая в умах населения. И как эту дикость выкорчевать?
Майлз идет единственно правильным путём -распространять образование среди населения.
primorec, 23 июля 2013 г.
Думаю, что к этому моменту, проведя с Майлозом Форкосиганом уже достаточно много времени, побывав с ним в самых отчаянных переделках, у читателя появилось множество вопросов о его жизни. Очень уж много накопилось событий, происходивших между основными романами цикла и остающихся для нас с Вами неизвестными, но к которым герой постоянно возвращаются в своих воспоминаниях. Эти события постоянно всплывают во фразах и размышлениях, так что сразу ясно, что это было что-то очень важное, повлиявшее на формирование личности и характера.
Вот об одном таком событии и рассказывает эта повесть, относящаяся ко времени, когда Майлз только-только окончил военную Академию и еще полон радужных надежд по поводу своей дальнейшей карьеры, еще не ввязался в бесконечную «Игру форов».
Мы вновь оказываемся на Барраяре, который оставили уже довольно давно. Причем в этот раз нам предстоит узнать совсем другой Барраяр, тот, который был скрыт от нас за бесконечными интригами и заговорами аристократии.
Что собственно мы с Вами видели на этой планете? Дворцы, усадьбы, военные казармы, да несколько лабораторий! Вот он настоящий Барраяр. Планета контрастов, где соседствуют новейшие технологии и древние суеверия. Маленькая, затерянная в горах деревушка, для жителей которой все, чем живет наш герой — космические корабли, путешествия между звезд, медицинские технологии — лишь сказки, рассказываемые на ночь. Здесь жизнь идет так, как и сто лет назад, когда планета была оторвана от цивилизации. Здесь нет места жалости и милосердию, а лишь тяжкий труд и выживание в суровых условиях, которые диктуют жестокий закон: в этом мире нет места слабым, больным, увечным.
С таким Барраяром — полным предубеждений и презрения, древних предрассудков и суеверий — предстоит столкнуться Майлзу, расследующему от имени своего отца убийство маленькой девочки. Один из первых уроков ответственности и принятия нелегких решений, меняющих судьбы других людей.
Повесть короткая и динамичная, более социальная и психологическая, чем приключенческая, объясняющая очень многое в характере нашего героя и его дальнейших поступках. Случай, позволивший Майлзу взглянуть на свой мир совсем под новым углом, а на свое увечье- глазами других людей, научиться воспринимать себя таким, какой он есть, отыскать в слабости силу. Один из поворотных моментов, определяющих цели и принципы, закаляющих характер.
god54, 12 августа 2013 г.
Как мне кажется, автор снова дает возможность читателю несколько отвлечься от бесконечных приключений и дать ответы на некоторые вопросы, которые накопились в предыдущих книгах. А посему предложила три разноплановые повести. В данном произведении, почти классическом детективе, главный герой выступает в роли следователя и раскрывает тяжкое преступление. Не скажу, что шедевр детектива, но написано довольно длинно с массой деталей и пояснений, хотя дело было совсем простое, особенно, если пользоваться химическими препаратами. В итоге, если читать цикл, то и эта повесть должна быть прочитана.
bbg, 6 июня 2012 г.
Аристократия... Многие ли понимают истинное значение этого слова? Я задумался об аристократическом воспитании. Майлзу тут совсем немного лет. Двадцать два или двадцать три? Не помню. Он закончил имперскую академию. Кто научил его такой мудрости в решениях? Граф Петер Форкосиган? Или регент Эйрел Форкосиган? Не знаю, но если заглянуть внутрь себя — многие поступили бы так же? Дело ведь, в сущности, ясное. Найти отца-детоубийцу и предать справедливому суду. И как действует Майлз...
Нелёгкое дело быть Голосом Форкосигана. Он справился.
Retar, 17 декабря 2011 г.
Определенно понравилось..Майлз становится все взрослее, начинает терпимее относиться к своему внешнему виду.. В очередной раз доказывает, что люди с какими-то физическими недугами достойны жизни. И опять речь идет об отвественности, свливающейся на совсем еще мальчишку.. Его приговор убийце служит прекрасным доказательством того, что с этой ответственностью Майлз справляется..
Также было интересно взглянуть на «внутренности» Барраяра.. Так сказать, новости из глубинки..) Присутствует хорошая детективная составляющая..
VAI, 3 июня 2011 г.
Воспоминания... Майлз только что закончил академию и у него короткий отпуск. Но вместо отдыха на него наваливается проблема, связанная с его положением Форкоссигана — лорд должен исполнять правосудие среди своих людей. И дальше следует детектив. Несложный, на первый взгляд, ведь выяснить правду так легко: допрос под суперпентоталом сразу выявит вину или невиновность человека. Вопрос в том, что потом делать с этой правдой... И двадцатилетний Майлз видит, что приговор, который он должен вынести, должен быть продиктован не просто следованием букве закона, а честью и долгом лорда, отвечающего за каждого из своих людей. И отвечающего за судьбу всей планеты. И действия Майлза в этой ситуации куда сложнее, чем взятие штурмом очередного космического корабля...
Да, на Барраяре — феодализм. Но если там правят такие лорды, как Майлз, то там хочется жить... И пусть вокруг нищета и отсталость — путь уже обозначен и это не путь одного человека или даже одной деревни — это путь всей планеты. Воевать в космосе, сражаться с захватчиками, погибать и побеждать можно, только имея на своей спиной народ, тех простых людей, за которых и воюешь!
Nadia Yar, 26 ноября 2010 г.
Очень хорошая повесть — глубокая, умная, человечная, такой и должна быть настоящая фантастика. От собственно НФ здесь мало: это детектив, в котором сын феодального лорда Майлз Форкосиган расследует убийство ребёнка в бедной деревеньке в горах своей вотчины. Младенца убили согласно старинному обычаю уничтожать «мутантов», а под это определение на Барраяре подпадает любой калека. У убитой девочки была заячья губа — никакая не мутация, конечно, что не мешает ни барраярцам, ни нашим абортмахерам уничтожать таких детей. Вообще количество нелюди, одобряющей и требующей истребления калек и больных, сейчас зашкаливает, и это делает повесть неприятно актуальной: у Буджолд действие происходит в изолированной феодальной культуре, которую правительство за шкирку тащит в космический век, а у нас всё наоборот: отказались от космического века, добровольно движемся в феодализм и варварство, а правительство и радо. На Барраяре прогрессом считается отказ от детоубийств, а у нас — их легальность и доступность. Поэтому, когда читаешь такие вещи, как «Горы скорби», от контраста становится особенно обидно.
Oleg_D_, 29 ноября 2010 г.
Абсолютнейшая фантастика! Где можно найти среди элит, а тем более во власти, таких человечных, принципиальных, неравнодушных людей?! Все остальное в данной повести к фантастике не имеет отношения. Это яркое произведение, почти притча, о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Финальное решение суда можно назвать соломоновым, и оно, как и описанный путь к нему, отлично вписываются в то, что я слышал о существующих, но относительно замкнутых социумах с сильной «родо-племенной» составляющей. Особенно сильные и трогательные чувства это произведение вызовет у тех, кто любит детей. Горько, что на самом деле людей с подобной моралью не бывало (и будет ли когда?) у власти.
Yazewa, 26 мая 2010 г.
Такие вещи может быть (вернее сказать, наверняка) не такие захватывающе, как космические баталии, головоломные детективы и политические заговоры. Но они — о том, что гораздо важнее, чем драки, приключения и всяческие авантюры. Они — о людях. Собственно, вся настоящая литература — об этом.
Можно иронизировать по поводу умницы-Майлза или раздражаться из-за приземленности проблемы: убийство младенца-урода в полудикой деревушке... было бы о чем! Но вопросы, которые подняты в этой повести, стократ важнее того, флотилия какой выдуманной планеты победит в очередной звездной войне. Тем более, что — стоит лишь чуть изменить антураж! — проблемы в человеческом обществе все те же: и острый дефицит милосердия, и ксенофобия, и жуткие скелеты в семейных шкафах...
Вот только не к каждой проблеме прилагается умный и честный человечек, выстрадавший право судить...
Мух, 5 августа 2010 г.
На мой взгляд, одна из лучших вещей цикла. Собственно детектиный сюжет идет вторым планом, нас, в отличие от классического детектива, интересует не «кто убийца», а уроки, вынесенные из расследования детективом. И первый раз в полном объеме — тема ответственности, ответственности, свалившейся на двадцатилетнего мальчишку — а ведь Майлз тут мальчишка. Он не исключение в плане моральной отзывчивости — Айвен, пожалуй, еще бы и вс. мелочь выгреб из карманов... В общем, очень убедительный шаг к «взрослости» Майлза.
Farit, 9 октября 2010 г.
Рассказ добрый и честный, но уж очень видно желание автора побыстрее сделать «как надо».
Анри д_Ор, 15 июля 2010 г.
Эту повесть я тоже могу отнести к одному из лучших произведений цикла. Строго говоря это детектив, который как всегда должен ответить на вопрос «Кто убил?». Но вот содержание этого детектива не может не тронуть: расследование убийства младенца, убитого за то, что у него оказались физические отклонения. И сам следователь — покалеченный в результате покушения на отца двадцатилетний Майлз Форкосиган. И судебное решение, вынесенное им. Все направлено на то, чтобы произвести максимальное впечателение.
незнайка, 15 марта 2010 г.
Очень поучительная повесть про человечность во всех отношениях и аспектах. Про то что нужно ценить и беречь жизнь какой бы она не была.
Lantse, 9 февраля 2010 г.
Мне эта повесть понравилась больше других повестей в сборнике. И в других книгах видно, что Майлз умеет сопереживать другим людям, как потому, что он от природы наделён этим даром, так и потому, что ему самому пришлось много пережить. Но здесь это сопереживание носит для Майлза, пожалуй, самый личный характер; он готов на всё, чтобы такое больше не повторилось.