Параментальный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Хоррор, мистика и саспенс» > Параментальный параоккультизм. "Матерь Тьмы" Фрица Лейбера
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Параментальный параоккультизм. «Матерь Тьмы» Фрица Лейбера

Статья написана 24 декабря 2022 г. 17:36
Размещена:

Кроме «Ведьмы» и нескольких десятков мистических рассказов Фриц Лейбер написал еще один роман в жанре хоррор – «Матерь Тьмы». Это история о писателе, столкнувшемся с потусторонним существом, вызванным к жизни скрытой магией большого города.

Четыре года назад у писателя Франца Вестена умерла жена. Франц тяжело пережил ее смерть и лишь спустя три года начал приходить в себя. Все это время он топил горе в выпивке и сам не помнит многого из того, что делал. Например, когда и где купил рукописный трактат «Мегаполисомантия». Автор книги, Тибо де Кастри рассказывает о магической стороне роста и жизни больших городов, которые в будущем станут местами скопления невиданных человечеству сил и обретут собственный разум. Вместе с книгой к Францу попал и дневник самого Кларка Эштона Смита, легендарного современника и друга Лавкрафта. Смит лично знал де Кастри и был адептом его учения. Заметки Смита полны страха и восхищения перед оккультным знанием мага. Кроме Смита последователями де Кастри были и другие писатели – от Джека Лондона до Амброза Бирса.

Поначалу Вестен не принимает написанное всерьез, но вскоре ему является таинственная фигура, которая подает знаки, связанные с тайнами работы и жизни Тибо де Кастри. Франц Вестен понимает, что призрак, не отступится, пока тайны де Кастри не будут раскрыты. И более того, ему грозит опасность.

Явления призрака в книге можно перечесть по пальцам одной руки и большого впечатления они, прямо скажем, не производят. Хотя и окутаны романтичным флером таинственности, в целом убедительным, но все же слегка напускным.

Да и собственно ужаса в книге не так много, преобладает чувство гнетущей тревожности, беспокойного присутствия кого-то или чего-то. В этом по большей части и заключается обманчиво-бесхитростное обаяние «Матери Тьмы». Напряжение в романе не то чтобы растет по мере приближения к финалу, оно скорее равномерно и постоянно и сопровождает каждый шаг Франца Вестена вкрадчивым, сладко сосущим под ложечкой саспенсом. Реши какой-нибудь смелый режиссер воплотить «Матерь Тьмы» в кино (Не Ардженто, это другое. Совсем!), вышел бы неплохой слоубернер с таинственной атмосферой, поиском ответов на каверзные загадки и множеством мистификаций, которые ведут к другим мистификациям. И вот здесь-то начинаются перегибы, которые сильно портят все дело.

Слишком много Фриц Лейбер сгреб в одну кучу, слишком много псевдомистического тумана напустил, пересолив книгу околофилософскими и околосущностными размышлениями и размышлизмами, неизбежно вызывающими к жизни коварную греческую приставку пара-, обозначающую как нам известно, два замечательных наречия – вокруг да около. Вот она, истинная беда этой книги. Сплошные блуждания вокруг да около. Пара-, пара-, пара-, от которых нет спасения. Параментальные сущности в параоккультном тумане парафеноменальной природы. И этого там с большим запасом. Чтоб уж наверняка. Лучше перегнуть, чем недогнуть.

С одной стороны с писателем сыграла злую шутку чрезмерная приверженность готической традиции, в кильватере которой стойко идет сюжет, а с другой последствия психоделической революции 60-х годов, которая катком прошлась по мировоззрению всех без исключения американских интеллектуалов. Нью-эйджевое сознание получившее второе дыхание в эпоху хиппи, любит химерический синтез теорий, идей и концепций, что, кстати, не всегда плохо. По крайней мере, если речь о фантастике. Но и хорошо тоже, увы, не всегда. В случае с «Матерью Тьмы» скорее можно говорить о втором варианте.

Подобный взгляд на вещи можно, как ни странно, обнаружить у Филипа Дика во многих его романах. А дружеские посиделки Франца Вестена с бывшими хиппи, вспоминающими 60-е вообще можно ничтоже сумняшеся вставить хоть в «Помутнение», а хоть и в сам «ВАЛИС». Да и почти в любой роман Дика. Это настолько похоже, что даже подозрительно. Во всяком случае, атмосфера пост-хипповского интеллектуального похмелья узнается в такие моменты безошибочно.

Добавляют перца довольно смелые в общем контексте, хоть и несколько неуклюжие, эротоманские подробности, кое-где даже на грани приличий. Не то чтоб они были к месту, но Фриц Лейбер посчитал нужным их включить. И тут уже влияние не сексуальной революции 60-х, а больше эзотерического либертинизма, которому Лейбер не преминул отдать дань, упомянув среди прочих авторов своей эклектичной концепции Маркиза де Сада и Барона Захер-Мазоха.

Считается, что лучшие книги написаны на собственном, выстраданном опыте и вдохновлены жизнью. Именно так обстоит дело с «Тремя Матерями скорби» Томаса де Квинса, с чьих страниц сошел жуткий мистический образ Матери Тьмы, навеянный не только античными Гекатой и Кибелой, но и диккенсовскими реалиями современной ему Англии.

Для Лейбера же вдохновением служила не столько жизнь, сколько другие писатели, которых он беспрестанно поминает на страницах своей книги. Не будь Лавкрафта и К. Э. Смита, Бирса и Дэшила Хэммета и многих, многих других американских авторов первой половины 20-го века, его «Матерь Тьмы» не появилась бы на свет. Вот они-то и есть литературные отцы собирательного образа, вышедшего из-под пера писателя. Поэтому родства между Матерями де Квинси и Лейбера не больше, чем между двумя совершенно чужими друг другу однофамильцами.

Эту книгу можно оценить двояко – и хорошо, и не очень. Но в обоих случаях оценка будет сдержанной. Если «хорошо», то без лишних восторгов, «плохо» — без особого разочарования. А в целом — не хорошо и не плохо, а примечательно. Это интересная попытка реанимировать кондовый лавкрафтианский хоррор старой школы спустя сорок лет после смерти демиурга с учетом переменчивых веяний иной эпохи. Ну что ж… Любопытно-любопытно.





1001
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 2022 г. 21:53
Весьма пресно. Ужасов как таковых практический нет. Очень сильно раздувшийся рассказ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2022 г. 22:14
Ну, кое-что все же есть. Но да, очень мало. Я надеялся на гораздо большее
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2022 г. 22:53
Кое-что, да. Я тоже надеялся на большее.


Ссылка на сообщение24 декабря 2022 г. 23:03
Согласна, такое словоблудие.


Ссылка на сообщение25 декабря 2022 г. 10:42
Спасибо за рецензию.
Я помню когда был анонс этого романа, люди прям радовались этому событию)
Я думал, что наверное прям качественная работа, раз столько ожидающих.
А по итогу вижу одни средние отзывы ???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2022 г. 11:24
Мне роман Лейбера очень зашёл, но он не для всех, это точно. Если бы меня попросили посоветовать книгу ужасов, я бы порекомендовал что-то более стандартное, укладывающееся в рамки жанра. В «Матерь тьмы» есть жуткие эпизоды, но даже на вики жанр определен как городское фэнтези. Плюс нужно знать и желательно любить бэкграунд, иначе устанешь от перечисления списка незнакомых имен в книге и будешь такой типа «кто все эти люди?!» Тут оставлю свой отзыв с форума: «Матерь тьмы» мне кажется ближе к «Истории с привидениями» Страуба, так же несколько историй встроены в основную канву сюжета, присутствуют любопытные теории, некоторые связаны с реально существовавшими людьми (Кларк Эштон Смит, Джек Лондон, Амброз Бирс и др.), Сан-Франциско как полноценный участник событий, есть атмосфера, загадка, для меня это было увлекательное чтение, а кому-то покажется скукой. Из минусов — очень быстрая развязка, такое ощущение, что автор поторопился закончить книгу, а зря, я бы ещё читал и читал.
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2022 г. 11:34
цитата qwerty616
очень быстрая развязка, такое ощущение, что автор поторопился закончить книгу, а зря, я бы ещё читал и читал


Мне кстати развязка больше всего понравилась когда

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

бумажный голем на Франца Вестена напал


Бэкграунд, да, крайне специфицеский, тут именно на любителей и ценителей рассчитано. Бирса и прочих знаю и люблю, но все равно очень многое за уши притянуто, в том числе и культ. Хотя задумка и хороша, но воплощение так себе
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2022 г. 12:49
qwerty616
Спасибо за иную точку зрения :beer:
Ещё не дошёл до «История с привидениями», для начала с ней ознакомлюсь, если понравится, попробую и «Матерь Тьмы».
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2022 г. 19:40
RayOver Пожалуйста :beer:
да, «История...» это мастрид для любителей жанра. А у Лейбера очень удачные рассказы, можно начать с них.
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2022 г. 11:44
Я тоже многого ждал, как минимум очень страшной истории. А по итогу... нууууу... Довольно любопытно, конечно, как образец творчества позднего Лейбера, сумма всех его литературных вкусов,и пожалуй, на этом все. Не стопроцентный провал конечно, читать можно, но только ради галочки скорее. Для общего развития. Хотя светлые места есть, но мало их, слишком мало


⇑ Наверх