Грэм Макнилл «Ангел Экстерминатус»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера ) | Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Генетические эксперименты, мутации | Артефакты | Сверхъестественные способности, супергерои | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Пертурабо – мастер осады и палач Олимпии. Долгое время он жил в тени своих братьев-примархов, недовольный обыденными и позорными заданиями, которые выпадали его Легиону. Когда Фулгрим предлагает ему возглавить экспедицию, отправляющуюся на поиски древнего и опасного оружия ксеносов, Железные Воины и Дети Императора объединяются и отправляются прямиком к эпицентру звездного водоворота. Преследуемые выжившими после резни на Истваане V и призраками с мертвой эльдарской планеты, им нужно работать быстро, если они хотят освободить разрушительную силу Ангела Экстерминатус!
Входит в:
— цикл «Warhammer 40,000» > цикл «Ересь Хоруса»
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- Foghost (1), Kashiwagi (1), Stahlmanns Eisenfrau (1), О. Ананьина (2), А. Дубова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ramzes007, 23 февраля 2025 г.
ОК, с кучей но.
Перед прочтением я все-таки надеялся, что это будет книга о ДВУХ примархах, где они играют роль центральных персонажей, но Макнилл посчитал, что Детям Императора он итак посвятил в прошлом целый роман, так что эта история на деле оказалась почти целиком о IV легионе, Детям уделено внимания постольку поскольку. Есть несколько эпизодов, описанных со стороны Люция, но вот от лица Мария, Юлия Кесорона, Эйдолона представлено в очень скудном объеме. Единственный, кто удостоился от Макнилла более менее полноценной сюжетной линии это Фабий, и то мне кажется он это сделал из желания связать историю со своим циклом про Хонсю. Окраски событий от лица Фулгрима нет совсем, кроме 5 страниц, что лично для меня стало огромным разочарованием, поскольку в одноименной книге за Фулгримом было очень интересно следить. Что по итогу сделали с этим персонажем... тут только тихо плакать. Я прекрасно понимаю авторскую идею насчет динамики развития характера и образа Фениксийца, что в этом и прикол — чтоб читатель увидел в какую мразь превратился некогда совершенный сын Императора за несколько лет галактической войны, но, к сожалению, это теперь просто скучный и плоский персонаж. Настолько скользким, жалким сделал его Грэм, что Третий стал похож на карикатурного злодея гедониста вместо комплексного, сложного героя. Пертурабо же наоборот, получился очень расчетливым и внушающим, еще и финал раскрывает Пертурабо с интересной стороны, проливая свет на его мотивацию, на то, чего он самом деле всегда хотел и что мечтал построить. Забудем каким показал его Френч в «Багровом Кулаке», если там это душный, замкнутый Мегатрон, то здесь это рациональный боевой инженер, стоик, титан и просто гигачад.
Помимо крутого Пертурабо, Макнилл придумал нечто настолько bad assнутое под названием «Никона Шарроукин», что по сравнению с этой птицей меркнут даже полубоги, книгу можно было бы спокойно назвать «12 подвигов Шарроукина», настолько этот чел крут.
Экшен звезд с неба не хватает, да и его не так много: ниочемная осада Гидры Кордатус, где примарх расправляется со всеми противниками за 2 секунды, классная абордажная мясорубка в середине книги, скучная финальная битва за артефакт.
На самом деле вся эта сюжетная линия с поиском артефакта, кмк, весьма посредственна, похожа на штампованный скучный квест из фентезийного произведения прошлого века. Одемонивание Фулгрима можно было засунуть в повесть, а роман вместо этого посвятить какой-нибудь масштабной операции по захвату космической системы силами Железный Воинов, тем самым показать их сильные стороны через осадное мастерство, то в чем они лучшие. (да, я знаю есть книга «Железный Шторм», но ее пока не читал). Сомнительно как-то писать про РПГ-квест целый роман, тут вообще-то Ересь, полномасштабный конфликт с участием триллионов людей все дела.
Мелькают интересные противопоставления стоиков и гедонистов, но именно, что мелькают, без должного раскрытия конфликта, Железные просто весь роман поражаются отбитости своих кузенов. Есть классная сцена с Камнерожденным, прибывающим на корабль III легиона и пробующим на вкус всю палитру безграничного наслаждения, благо его вовремя оттуда вытаскивают.
Нет сюжетных веток со стороны простых смертных, а было бы очень любопытно взглянуть на внутреннюю кухню IV легиона с перспективы рядовых гвардейцев, как воспринимают Пертурабо и его сыновей прикомандированные силы маленьких людей.
За затянутость, скучную центральную линию и за то, что Макнилл умеет описывать всякую необъяснимую, мутировавшую нечисть и прочие мерзости, как мало кто, ставлю 6.5/10.
Нэнбала, 11 мая 2021 г.
Если поставить все 54 тома «Ереси» рядом, то станет заметно: «Ангел Экстерминатус» самая объемная из книг серии. Редакторы BL, видимо, давно махнули рукой на Макнилла и позволили тому пихать в текст все, что тот посчитает нужным. Роман в итоге получился немного… странным, немного затянутым, но в целом – сильным.
Первая странность сюжета — к нему не подводит абсолютно ничего. Эльдары (или же один и тот же эльдар), рассказавшие об Ангеле Экстерминатус и тем самым заложившие основу сюжета — появляются из ниоткуда вначале и исчезают в никуда в конце. Книги «Ереси» читала не по порядку и не все, сначала подумала, что пропустила какой-то сюжет с их участием — но поверхностный гуглеж имён Каручи Вора и Варучи Вора показал, что за пределами «Ангел Экстерминатус» они не упоминаются вообще нигде, ни в предыдущих книгах, ни в последующих, ни даже в лоре игры их нет. Мотивация действий этих эльдаров объясняется парой фраз, притом настолько расплывчатых, что поле для домыслов остаётся широченное — тут уж каждый сам решит, хорошо это или плохо.
Не считая невесть откуда взявшихся эльдаров (персонажей класса «сюжетная необходимость»), сюжетные линии начинаются примерно там, где они прервались в предыдущих романах. В «Ангеле Экстерминатус» переплетаются три линии — легиона Детей Императора, глубоко падших в ересь и превративших себя в славящих Принца Разврата чудовищ, легиона Железных Воинов, также присягнувших Хорусу (но пока еще не Хаосу), и лоялистов-партизан с корабля «Сизифей». Интересно, что у каждой сюжетной линии свои настроение и тональность. «Сизифей» — внезапно легкая приключенческая история с непобедимыми героями, всегда уходящими от опасности (часто созданной их собственным безрассудством) за секунду до трагедии. Линия Детей Императора — вархаммер мистический: в Фулгриме и его свите на момент действия «Ангела» не остаётся ничего человеческого, они не вызывают сочувствия и воспринимаются больше как монстры или сами демоны — хтоническая злая сила, без неоднозначности или иной точки зрения. Что-то от людей остаётся разве что в Люцие и, в меньшей степени, в Фабие. В противоположность Детям Императора Железные Воины и особенно их примарх Пертурабо — главный герой романа — показаны до крайности человечными. Они также на стороне еретиков, но желания, которые ими движут, обыденны и лишены всякой высшей цели или мистического налета: зависть, стремление возвысить себя, жажда признания, нередко заставляющие забыть о братстве и чести и совершать весьма мерзкие поступки. Для Четвёртого Легиона, в отличие от Третьего, на первый взгляд ещё есть путь назад, и потому их сюжетная линия имеет почти трагическое звучание.
Интереснее всего в романе личность Пертурабо — центральной фигуры происходящего. Главное, он довольно мало похож на себя в исполнении других авторов серии. Макнилл определенно хотел глубже раскрыть его личность, показать, что он достоин сопереживания — но в итоге практически свёл к нулю основные недостатки Пертурабо, изъяны, из-за которых тот и оказался втянут в Ересь. Если вначале автор ещё пытался обрисовать его сверхчеловеческую ярость и жестокость, то уже ближе середине романа они пропадают: ярость удаётся сдержать, а на смену жестокости, толкавшей убивать союзников за невовремя сказанное слово, приходит неожиданное благородство или даже милосердие к достойному противнику, чего за Пертурабо отродясь не водилось. Хорошо показать детские мечты и забытые надежды, чтобы вызвать сочувствие — плохо, когда персонаж перестаёт узнаваться. Так что Макнилл, на мой взгляд, в очеловечивании Пертурабо перегнул палку.
Из достоинств романа могу отметить внимание к раскрытию личностей героев (даже второстепенных). Сочнейшие длинные описания, создающие неповторимую мистическую атмосферу: карнавалия Фулгрима или спуск Пертурабо к центру мира — очень запоминающиеся сцены. Отлично показано влияние варпа: не через внешние атрибуты (вроде гаснущих звёзд из «Где Ангел...» от Сваллоу), а через его воздействие на личность. Варп изменил многих, притом наряду с теми, кто обрёл темную демоническую силу, были намёки и на изменения в «чистых душой», например, в Шарроукине — все же варп сам по себе беспристрастн и каждому воздает по заслугам. Понравилось, как Макнилл активно и умело использует образы из мифологий разных народов, что особенно заметно в прологах «Теогонии», но и не только там. Наконец, очень весело находить «пасхалки» — отсылки Макнилла на другие свои произведения (пробирка «Хонсу» или миниатюрный титан «Пёс войны», который не нравился Форриксу) или на последующие события в лоре (приёмный отец Фулгрима буквально перед нахождением примарха смотрит на картинку в книжке, где «изображён воин в синих доспехах, борющийся с многоруким змееподобным чудовищем» — кто это, если не Робаут Жиллиман и не сразивший его демонпринц-Фулгрим). Настоящая постмодернистская игра.
Подводя итог: роман не лишён недостатков, но определенно стоит потраченного на прочтение времени. Пропускать не стоит.
Тимолеонт, 27 августа 2018 г.
Столько важных и известных персонажей Вархаммера сразу... Оговорюсь, что «основной сюжет» здесь здорово провисает и буксует — поиск якобы супер якобы оружия якобы для всеобщей победы над Императором. Здесь всё очень просто и примитивно — сразу же устами обоих действующих примархов говорится, что всё это подлянка Фулгрима, ну и любому человеку, хоть поверхностно знакомому со вселенной очевидно, что Фениксиец пошёл за демоничеством. Это скучновато и не слишком интересно.
Сильная сторона романа заключена в персонажах и их взаимодействии. Пертурабо, который до прочтения казался мне самым скучным из всех примархов вообще, ВНЕЗАПНО раскрывается как очень интересная и неординарная личность, которой, несмотря на предательство, хочется сопереживать. Его мотивы понятны и ясны, их не принимаешь, но понимаешь. Их с братом психологическое, а в некоторых моментах и прямо боевое противостояние показано очень мощно, внушает.
Прочие действующие лица тоже хороши. Тут и высокомерность Люция Вечного, его поединки с Шарроукином, зловещие эксперименты Фабия, трагедия отряда выживших после Истваана V Железных Рук и их последнее, отчаянное противостояние — всё это по-настоящему захватывает.
Да и с точки зрения мифологии вселенной роман здорово показывает «эволюцию» Железных Воинов и Детей Императора, как они менялись и начинали свой путь проклятых легионов-предателей. И да, автор не смог устоять перед искушением и ввёл в действие персонажей своего самого первого романа — «Железного шторма». Их участие, а так же последнее слово книги:«Хонсу» — откровенно порадовали.
Uhu, 10 октября 2014 г.
Первоначально Грэм Макнилл планировал сделать героями «Ангел Экстерминатус» легион Детей Императора. Однако в ходе работы намерения автора изменились. Как он сам указывает в послесловии к роману: «...чем больше я писал, чем дальше продвигалось действие, тем яснее я понимал, что эта история — вовсе не про них. Да, они играют важную роль, но эта книга — целиком о Пертурабо.» В итоге читатель получил довольно необычную смесь истории двух легионов, драмы и по-макнилловски масштабного боевика.
Весь сюжет построен вокруг шаткого союза гедониста Фулгрима и рационального педанта Пертурабо. Фулгрим уже хорошо знаком из предыдущих книг. В «Ангеле Экстерминатус» читатель продолжит наблюдать его падение, превращение из опасного сумасшедшего в нечто более худшее. Куда сложнее и интереснее окажется Пертурабо, чью противоречивую личность Макнилл постепенно раскрывает на протяжении всего романа. Отношения между двумя братьями, состоящие из сплава взаимной неприязни, недоверия и лжи, захватывают. Поведение примархов в полной мере передается их астартес, и читателя будет ждать целое царство интриг, затаенной злобы и надменности. Прибавим сюда по-макнилловски красочные описания боев, безумств во имя Слаанеш, ужасов апотекариона Фабия… и получается действительно интересно.
Ошибочно думать, что «Ангел Экстерминатус» — это «еще одна книга про очередной легион». Роман служит мостом к немаловажным событиям, имеющим значительные последствия в «будущем» сорокатысячника.
Но если говорить о недостатках книги, то здесь «всплывают» лоялисты, отыгрывающие в романе почтенную роль «рояля в кустах». Они откровенно скучны, и даже такой яркий персонаж как Никона Шарроукин не спасает ситуацию. В главную сюжетную линию противостояния примархов они не вплетаются, а для статистов им уделено неоправданно много внимания. И когда интереснейшее повествование постоянно прерывается рассказами о занимающихся повседневными делами лоялистах, это портит впечатление от прочтения.
Резюмируя, скажем, что роман удался, и дошедший до него читатель не пожалеет о потраченном времени. В оценке произведению долго колебался между 8 и 9, однако концовка романа все-таки побудила поставить более высокую оценку.