Митио Каку "Будущее человечества"
На самом деле название этой книги гораздо длинней: «Будущее человечества: Колонизация Марса, путешествия к звездам и обретение бессмертия». Правда, перечисленными темами содержание не исчерпывается, к ним можно добавить еще хотя бы робототехнику, перспективы развития ИИ, трансгуманизм и механизмы эволюции. И все равно это будет далеко не полный охват «Будущего человечества». Не смотря на сравнительно небольшой объем, книжка получилась поистине энциклопедического размаха.
Хотя Митио Каку и сделал блестящую научную карьеру, всемирно известным он стал только после того, как занялся популяризацией науки. Множество книг, выступления по телевидению, участие в производстве научно-популярных передач – все это сформировало ему репутацию человека, который может доступно и сравнительно просто рассказывать о сложных вещах. Успеху способствовало еще и то, что наш популяризатор науки прекрасно разбирается в научной фантастике и приводит в своих бестселлерах примеры из фильмов и книг данного профиля.
В «Будущем человечества» Митио Каку ставит перед собой по-настоящему амбициозную задачу: прогноз развития нашего вида на тысячелетия вперед. Не он первый, не он последний. И фантасты этим баловались, и ученые от них не отставали. Самым впечатляющим упражнением на эту тему можно считать «Последних и первых людей» Олафа Стэплдона. Но сам Митио Каку в «Будущем человечества» постоянно ссылается на «Создателя звезд» (что неудивительно, так как там речь идет о развитии цивилизаций на космическом уровне, по сравнению с этим описанное в «Последних и первых людях» напоминает возню в песочнице), ему явно хочется, чтобы его книга стала в один ряд с текстами Олафа Стэплдона, но, увы, размаха не хватает. Стэплдон был все-таки ни чем не связан, он полностью отдался основной идее, а у Митио Каку, хочет он того или нет, есть вполне четкая рамка для мысленной работы – современные научные достижения.
Начинается книга поистине эпично: семьдесят пять тысяч лет назад происходит чудовищное извержение вулкана в Индонезии, человечество практически вымирает. Заканчивается она не менее грандиозно: человечество либо спасает Вселенную от гибели в далеком будущем, либо находит способ мигрировать в другую, стабильную и молодую. Оба этих события (одно – реальное, второе – воображаемое) придают книги элегантную завершенность и работают на основную идею: если человек не покорит космос и не придумает, как расселиться по разным планетам, его не ждет ничего хорошего, либо очередной вулкан уничтожит жизнь на планете, либо прилетит какой-нибудь дерзкий астероид, да и нельзя исключать ситуацию, что сами друг с другом покончим. Покорение околоземного пространства и освоение планет Солнечной системы, чаще всего, принято рассматривать с точки зрения либо экономической выгоды, либо политико-стратегической. Митио Каку ставит на первое место абстрактный с точки зрения отдельного поколения, но при этом, безусловно, базовый принцип: выживание всего вида. Служение будущему – это та еще идеология, особенно когда невозможно при жизни увидеть плод своих трудов. Но, замечает автор, ведь строители средневековых соборов тоже не могли увидеть окончательный результат своих усилий, и это не мешало им возводить свои устремленные к небу здания. Так-то оно так, но подобный путь – это всегда путь энтузиастов и одиночек, народы в целом не заразишь идеей строить космический корабль, который полетит к звездам через сто лет. Митио Каку понимает это и возлагает надежды по первоначальному освоению космоса именно на энтузиастов, неслучайно в первой трети книги часто упоминаются Джефф Безос и Илон Маск. Настолько часто, что невольно приходит мысль о проплаченной рекламе. Но для дальнейшего развития освоения Солнечной системы надо, чтобы финансирование соответствующих проектов стало не частным, а государственным. Хотя, с другой стороны, мы не знаем, как изменится государственное устройство в будущем, когда данные вопросы станут актуальными.
Митио Каку ведет свой рассказ последовательно: из прошлого в будущего. Сперва читатель узнает о зарождении космонавтики. После этого ознакомится с существующими достижениями в этой области. Затем автор будет ставить перед человечеством все более сложные задачи. Надо вернуться на Луну. Потом надо полететь на Марс. Нам необходимы устойчивые колонии на планетах Солнечной системы. Мы должны освоить пояс астероидов. Затем направимся к лунам газовых гигантов. И так далее. Бесконечность – не предел. При этом Митио Каку, сохраняя оптимизм (любая проблема решаема!), подробно расписывает все препятствия, которые стоят на пути выполнения его программы. Более того, он не исключает, что появятся и новые. Правда, о препятствиях написано гораздо меньше, чем о положительных перспективах. В конце концов, человечество должно стать цивилизацией IV типа и стать равным Богу. Иного не дано.
Порой в погоне за занимательностью Митио Каку пускается в околофилософские и религиоведческие рассуждения. И если применение антропного принципа для обоснования того, что у человечества великое будущее, вполне корректно, то вот высказывания в духе того, что теория струн позволяет примирить христианство и буддизм, не может не вызвать саркастической улыбки. Тем не менее, подобных пассажей достаточно мало, хотя со своим делом они успевают справиться – указать на поверхностность суждений в ряде областей. Последнее неудивительно, перед нами образец модного науч-попа, пусть и выполненного на высоком уровне.
Внимательный читатель после знакомства с «Будущем человечества» неминуемо останется с ворохом вопросов в голове. Существуют ли еще где-нибудь жизнь? Возможны ли развитые внеземные цивилизации? Почему произошел Большой Взрыв? Что ждет Вселенную: Большое сжатие, Большое замерзание или Большой разрыв? В конце концов, справимся ли мы со всеми социальными и политическими противоречиями, чтобы, объединив силы, покорить мировое пространство? Митио Каку уверен, что ответ на последний вопрос – да. Но, как в случае с любой футурологической книгой, мы можем сказать только одно: поживем — увидим. Правда, в любом случае от перспектив, которые демонстрирует нам Митио Каку, закружится голова даже у самого стойкого.