22 декабря премия Новые


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > 22 декабря премия "Новые горизонты" объявит список финалистов сезона
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

22 декабря премия «Новые горизонты» объявит список финалистов сезона

Статья написана 21 декабря 2022 г. 16:28

И еще одна новость о том, что ждет нас завтра — косяком пошли.

22 декабря, в 16.00, в пресс-центре Информационного Агентства ТАСС литературная премия «Новые горизонты» объявит финалистов юбилейного десятого сезона, претендующих на награду за лучшее художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю.

В пресс-конференции примут участие директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, профессор РГГУ Дмитрий Бак, Председатель жюри премии «Новые Горизонты», главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский, литературный критик, сооснователь премии «Новые Горизонты» Василий Владимирский, директор по маркетингу кинокомпании Yellow, Black and White Александр Ильин, главный редактор подразделения художественной литературы «Эксмо», шеф-редактор издательства Inspiria Екатерина Панченко, член жюри Премии, шеф-редактор группы компаний «Литрес» Екатерина Писарева и историк фантастики, сооснователь премии «Новые Горизонты» Сергей Шикарев.

Участники пресс-конференции назовут произведения, вышедшие в финал Премии, а также обсудят актуальные тенденции фантастического жанра и литературы в целом, подведут итоги юбилейного премиального сезона и расскажут о направлениях развития Премии.

Напомним, что в номинационный список премии «Новые горизонты» в этом сезоне вошли следующие произведения:

Зов Лавкрафта. Война-56 Шимуна Врочека;

Саша, привет! Дмитрия Данилова;

Смерти.net Татьяны Замировской;

Снег Мариенбурга Григория Злотина;

Дом ночи Дмитрия Колодана;

Отсутствие Анны Яны Летт;

Мост Аси Михеевой;

Кожа Евгении Некрасовой;

Змей Наталии Осояну;

TRANSHUMANISM INC. Виктора Пелевина;

Оккульттрегер Алексея Сальникова;

Стекло Тима Скоренко;

Лисьи Броды Анны Старобинец;

Призрак библиотеки Андрея Юркова.

Присоединиться к трансляции пресс-конференции и узнать имена финалистов можно на странице Пресс-центра ТАСС – https://tass.ru/press/18491

Премия «Новые Горизонты» – самая фантастическая из литературных – была основана в 2013 году критиками Василием Владимирским и Сергеем Шикаревым. с целью поощрения авторов, которые отважно исследуют территории, лежащие за пределами традиционных литературных полей, и осваивают тот язык, на котором будет говорить наша фантастика завтра.

Премия Победителями и номинантами премии становились такие авторы, как Дарья Бобылева, Эдуард Веркин, Рагим Джафаров, Алексей Иванов, Шамиль Идиатуллин, Виктор Пелевин и многие другие замечательные авторы.


Ссылки:

Официальный сайт премии «Новые горизонты».

Подробнее о произведениях номинационного списка.

Трансляция пресс-конференции.





639
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 декабря 2022 г. 19:10
Ых, мне казалось, я поправил. Спасибо!


Ссылка на сообщение21 декабря 2022 г. 23:44
Ура, не ВК!!


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 09:19
цитата
Премия «Новые Горизонты» – самая фантастическая из литературных – была основана в 2013 году критиками Василием Владимирским и Сергеем Шикаревым. с целью поощрения авторов, которые отважно исследуют территории, лежащие за пределами традиционных литературных полей, и осваивают тот язык, на котором будет говорить наша фантастика завтра.

Казалось бы, какое отношение к этому имеет роман Врочека?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 11:13
Это давно уже премия просто хороших (по мнению номинаторов) книг с какой-то долей фантастики.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 11:19
Нет, конечно, надо бы еще вручать премию за плохие книги, но на это ресурса у организаторов нет. 8-)
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 11:50
Речь, конечно же, не о плохих книгах, а том, что премия просто существует, а не поощряет «авторов, которые отважно исследуют территории, лежащие за пределами традиционных литературных полей». Это прекрасная формулировка для шикарной премии экспериментальной литературы, но на Новые горизонты номинируются просто книги.
Номинаторы не ищут книги «за пределами традиционных литературных полей», они номинируют то, что им случайно понравилось из свежака, не заботясь, как там в них с (не)традиционностью. Многие члены жюри на любые эксперименты попросту ругаются, мол, зачем это все читателю. А побеждают наиболее средние книги (как и везде, где идет выбор по сумме баллов, так как среднее произведение математически собирает больше позитивных оценок, чем произведение, поляризующее оценивающих).
Не знаю, зачем я это написал. Критиковать друзей никакого смысла нет, да еще публично. Ну прост.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 15:09
Ну, сорян, мензуру Зоили со склада не завезли.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 17:07
Критика меж тем справедливая. Премия у вас хорошая — может быть, самая интересная из наград нашего фэндома, — но заявленному не соответствует от слова «совсем».
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 00:16
Какие тексты соответствующие заявленным критериям:
а) появились в последние лет пять?
б) не попали в номинационный список НГ?
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:02
Не-не, так не пойдёт. Вы хотите, чтобы я отвечал на вопросы, не имеющие отношения, к озвученным выше тезисам.:-)
Во-первых, речь не о том, что экспериментальная фантастическая проза не попадает в номинационные списки, а о том, что у неё мало шансов на победу по причинам, которые озвучил А. Н. И. Петров.
Во-вторых, большую часть награждённых книг можно назвать новаторскими лишь на фоне однообразной отечественной фантастики, уж извините за прямоту. Качественные и небанальные — да.
В-третьих, пора признать, что, к большому сожалению, никаких новых горизонтов перед русскоязычной фантастикой награждённые за 10 лет не открыли. Не видно, чтобы какие-то оригинальные идеи, литературные приёмы или сюжеты были подхвачены коллегами по цеху.

PS. Ценность ведь в другом: номинационные списки премии — хорошая подборка жанрового и околожанрового неформата — и не имеет большого значения, кому достался приз.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:38
цитата Славич
к большому сожалению, никаких новых горизонтов перед русскоязычной фантастикой награждённые за 10 лет не открыли. Не видно, чтобы какие-то оригинальные идеи, литературные приёмы или сюжеты были подхвачены коллегами по цеху.


Это не так. Совсем. Может быть, на отрезке в один-два сезона изменения не видны невооруженным глазом, но на отрезке в десять лет вполне очевидны. Об этом я как раз говорил на сегодняшней (вчерашней) пресс-конференции. Фантастика учится говорить на новом языке — пусть не стремительно, но довольно упорно. Сдвиг парадигмы идет. Я далек от мысли, что это исключительно заслуга «Новых горизонтов», но свой вклад наша премия в эти изменения, надеюсь, внесла.

цитата Славич
большую часть награждённых книг можно назвать новаторскими лишь на фоне однообразной отечественной фантастики


А на фоне чего они должны быть новаторскими? Цитирую один из наших установочных документов:

цитата
Цель премии «Новые горизонты» – отметить произведения, стремящиеся разорвать привычные жанровые шаблоны, вывести отечественную фантастику из добровольного гетто.


Что не так? По-моему, задачу мы выполняем успешно — учитывая скромные ресурсы.

цитата Славич
речь не о том, что экспериментальная фантастическая проза не попадает в номинационные списки, а о том, что у неё мало шансов на победу по причинам, которые озвучил А. Н. И. Петров


Это тоже неверно — возможно, потому что Андрей берет какую-то свою исходную точку и от нее начинает отсчитывать степень экспериментальности. На мой взгляд — и, думаю, Сергей со мной в этом согласится — среди финалистов и лауреатов НГ нет ни одного НЕ экспериментального текста. Может быть, эти эксперименты не так радикальны, как кому-нибудь хотелось бы, но «на фоне унылой отечественной фантастики...», см. выше.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:43
цитата shickarev
Это тоже неверно — возможно, потому что Андрей берет какую-то свою исходную точку и от нее начинает отсчитывать степень экспериментальности. На мой взгляд — и, думаю, Сергей со мной


Нужны конкретные примеры экспериментальных текстов.
Желательно за годы существования премии.

Если эталон новаторства — «Улисс», думаю, он не стал бы лауреатом.
Но в номинационный список бы вошел )
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:46
«Плотницкая готика» же. 8-) Но это а) текст не на русском языке и б) вышел не 5 лет назад.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:58
цитата vvladimirsky
Фантастика учится говорить на новом языке — пусть не стремительно, но довольно упорно. Сдвиг парадигмы идет. Я далек от мысли, что это исключительно заслуга «Новых горизонтов», но свой вклад наша премия в эти изменения, надеюсь, внесла.
Сдвиг идёт, фантастика меняется. Издавать самиздатовскую графоманию «про попаданцев» становится нерентабельно. Неформатные вещи становятся более заметными, в чём немного помогают и «Новые горизонты». Спору нет.
Это и в самом деле очень интересная тема для разговора, но где-нибудь на форуме. Хотелось бы на примерах узнать, как на русскую фантастику повлиял, к примеру, почти совершенно нефантастический «ЧЯП».
цитата vvladimirsky
Что не так?
Да всё так, если не задумываться над двумя вопросами. Каким таким новаторством награждённые вещи отличаются от других вещей из номинационного списка? Каким образом, отмечая очередную книгу с небольшими элементами фантастики можно вытащить из гетто научную фантастику и фэнтези?

Дело даже не в том, что заявленная задача слишком амбициозная. Жюри премии это всё просто не интересно. Не будете же Вы утверждать, что награда присуждается за самую перспективную книгу в плане потенциального влияния на жанр?
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:38
На мой взгляд, у этих вопросов самое прямое и непосредственное отношение к.
Ну ок.

Да, у экспериментальных произведений немного шансов оказаться в числе лауреатов, это резонно. Именно по описанным выше причинам.
С позиций максимализма, правда, таких произведений в отечественной фантастике можно и вовсе по пальцам пересчитать.

Вопрос в том, что делать на практике?
Альтернативы.
Первая — не делать ничего вообще.
Вторая — делать премию, в номинационный список которой попадут экспериментальные произведения. Согласитесь, это ведь тоже поддержка (а не только лауреатство).

И все же хотелось бы конкретных примеров таких экспериментальных текстов. Премию же мы конкретную обсуждаем, а не абстрактную.

И еще одно соображение. Нет ли в таких рассуждениях аберрации времени?
Десять лет романы Данилова или Сальникова считались бы фантастикой? Участвовали в номинациях фантастической премии?

С тех пор представления о фантастике (и представления об эксперименте в фантастике) сильно изменились. В том числе и под влиянием премии «Новые Горизонты» (не скромно, но близко к истине)
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:41
Синхронно. 8-)
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:44
:cool!:
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 02:16
цитата shickarev
Вопрос в том, что делать на практике?
Таки поменять формулировки в уставе премии на менее амбициозные. Либо не пытаться усидеть на двух стульях, попеременно награждая хорошо известных фантастов и «гостей страны Фантазии», мистику/хоррор и тексты «с элементами фантастики». Чуть больше внимания уделять собственно научной фантастике и фэнтези либо окончательно стать наградой для пограничья между жанром и мейнстримом — оба пути хороши.
Извините, у меня два часа ночи. Завтра продолжим, если вдруг вам со мной будет интересно беседовать.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 02:30
Вы не улавливаете. :-) Все. Нет никаких «хорошо известных фантастов» и «гостей страны Фантазии». Больше нет. И это успех.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 13:09
В рамках отдельно взятого номинационного списка? Ну ОК, большой успех.
Только какое это имеет отношение к положению дел в жанровой литературе? У нас за тридцать лет освоили лишь один путь из «гетто» — свести к минимуму фантдопущение.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 21:05
Нигде нет. Только в сознании олдфагов. Но их ряды рядеют. :-(
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 13:24
цитата shickarev
И все же хотелось бы конкретных примеров таких экспериментальных текстов. Премию же мы конкретную обсуждаем, а не абстрактную.

Подозреваю, что я, Вы и А. Н. И. Петров — каждый под «литературными экспериментами» понимает что-то своё. На мой субъективный взгляд, «Неучтённая планета» Дарьи Бобылёвой или «Дракон и карп» Олди — достаточно интересные примеры экспериментирования в области сюжета. Знаю, что повторное выдвижение на премию не допускается, и не спорю, что награждать признанных мэтров не имеет смысла.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 13:32
цитата shickarev
Десять лет романы Данилова или Сальникова считались бы фантастикой? Участвовали в номинациях фантастической премии?
Тридцать лет назад фантастикой уже считался Виктор Пелевин, а тринадцать лет назад на премии ИПК и Роскона выдвигались Владимир Сорокин и Мариам Петросян. Всё новое — хорошо забытое старое.
PS. «Кысь», «Чёрная обезьяна», «Почерк Леонардо», «2017» Ольги Славниковой... Фабульные произведения авторов «основного потока» — не такая уж редкость в номинационных списках.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 17:14
Прежде всего скажу, что у меня, разумеется, нет права рассказывать вам с Василием, где у вас что надо менять — премия ваша, вы делаете с ней, что хотите, и отлично делаете, раз она живет и расширяется, и у меня вы советов не спрашивали.
Необоснованный режим нытья на «Новые горизонты» у меня включился, когда «Вьюрки» обошли главное литературное безумие сезона «Все способные дышать дыхание», продолжился, когда в топ-5 три слабые книги (и две, которые я не читал) над «Разбоем» и «С ключом на шее» и закрепился, когда премию взял «Сато», где моделирование поведения детского психолога провалено с самого начала.
Безусловно, я страдаю в большей степени над тем, как узок круг текстов, из которых приходится выбирать — даже расширяя его за счет слегка прифантастиченного мейнстрима или хардкора — но меня не покидает иррациональное ощущение, что где-то недокопано. Опять же, мои ощущения никакого значения не имеют, всё у вас с премией нормально, судя по ее выживаемости и работы со СМИ, издательствами и кинематографистами.

Навскидку в сезоне-2020 явно не хватало романа «Любовь к ошибкам» Вячеслава Запольских о недописанном историческом романе, чей текст пересоздает византийскую историю и тем самым влияет на Россию 1990 года. Там потрясающая передача содержания через форму: написанная часть романа в романе сделана хитрозакрученным, перегруженным стилем — и такой же стиль в «реальной» части книги, где главный герой этот роман находит — а затем, когда встает задача дописать финал романа и за дело берутся призраки из прошлого, стиль романа заметно упрощается, а его события приводятся в соответствии с нашими. Там если крутить логику влияния романа на мир, много интересных следствий выходит.

В сезоне 2021 года явно не хватало «Южной Мангазеи» Киора Янева. Многословный хитро устроенный хардкор, у которого, конечно, не было шансов в сравнении с нормальными книгами (премия все-таки отбирает из номинационного корпуса именно нормальные книги), но тем не менее, было бы здорово ее там увидеть.

А так, еще раз, никаких претензий к братьям, тем более что в этот раз прошла «Смерти. net») Желаю премии дальнейшего выживания, роста и процветания. И охренительных текстов для участия в.


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 09:58
Болею за Сальникова, учитывая, что «Петровых в группе» «Новые горизонты» когда-то не заметили.


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 11:14
Болею за Замировскую, Михееву и Сальникова.


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 15:11
Ну, может, Скоренко?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 15:13
Не скажу пока. 8-) Хотя Скоренко хороший.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 15:27
Ну, будем надеяться. Ведь как писатель Тим дебютировал когда-то с моей подачи, пусть и в журнале у Бориса Натановича...


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 21:54
цитата
Нигде нет. Только в сознании олдфагов. Но их ряды рядеют.
Блажен, кто верует.
Однако остался открытым вопрос, какое вот это всё имеет отношение к жанровым текстам? Не к тем, где фантастического с гулькин нос, а к научной фантастике и фэнтези? К фабульной литературе, которая занимается моделированием воображаемых миров и созданием образа будущего? С магами и эльфами или со звездолётами и машиной времени. С футуристическими технологиями и масштабным описанием социума.
Только не делайте вид, будто не понимаете, о чём я.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 22:47
Повторю еще раз: не уверен, что ваше «фантастики с гулькин нос» и мое «фантастики с гулькин нос» совпадают. К счастью, поиск «настоящей, хардкорной фантастики» — достояние олдфагов, молодой читатель на это внимания уже не обращает. Это, наверное, не очень хорошо для фантастики, но очень неплохо для литературы в целом.

Собственно, об этом я записал небольшой подкаст несколько месяцев назад, будет время — послушайте, чтоб мне не повторять в 100500-й раз: https://fantcast.mave.digital/ep-2


⇑ Наверх