Пусть и с опозданием, но представляю свой список лучшего, из прочитанного за 2022 год. Произведения и авторы даны в произвольном порядке.
1. Дэвид Вебер «Хонориада». Продолжаю знакомится с известнейшим циклом автора. За 2022 год прочёл 5 романов, от «В руках врага» до «Любой ценой». И, в целом, цикл по-прежнему достоин попадания в списки лучшего... вот только завязывать с ним пора, наверное. Чем дальше, тем больше эпопея превращается в опупею. Всё больше отсылок на другие подциклы, персонажей из рассказиков и т.д. всё толще романы, при том что событий сильно больше не становится. В общем, слишком быстро цикл растет вширь. Боюсь я не готов к такому.
2. Чарльз Шеффилд «Наследие Вселенной». Очень достойная развлекательная космоопера с которой я прекрасно провёл время в начале года. Пожалуй, пятый роман можно было и не писать, но первые четыре держатся на вполне высоком уровне.
3. Майкл Муркок «Хроники Эрикёзе». И как всегда в списке лучшего не обошлось без Муркока. Особенно поразил меня первый роман цикла, очень уж он созвучен моим личным переживаниям в течение года. Но и оставшиеся я прочёл с удовольствием.
4. Мервин Пик «Горменгаст». Наверно, форма тут несколько довлеет над содержанием, но это тот случай, когда я даже и не против. Отличная "странная" проза с кучей ярких персонажей и неповторимым авторским языком.
5. Деннис Тейлор «Вселенная Боба» (первые два романа). Ещё одна прекрасная развлекательная космоопера. Проглотил два романа буквально за пару вечеров и хочу добавки. Рекомендую!
6. Стивен Эриксон «Малазанская «Книга Павших»» (финальные 4 романа). Наконец добил Малазан. В целом, понравилось меньше первых романов: слишком много необязательных и никуда не ведущих сюжетных линий. Но иной раз, как например, в финале «Дани псам» Эриксон пишет чуть ли не лучшее фэнтези, которое я читал когда либо. В общем, цикл для самых терпеливых читателей, которых автор хоть и редко, но щедро вознаграждает.
7. Мэтью Стовер «Герои умирают» (основная дилогия). А вот это, определенно, открытие года. Превосходное мрачное фэнтези.
8. Терри Пратчетт «Городская Стража» (финальные 4 романа). В прошлом году я прочёл очень много Пратчетта (наверное, с десяток романов) но особенно мне понравился цикл про стражу.
9. Барри Лонгиер «Враг мой». Отличная антивоенная фантастика. Раньше читал только повесть, но в этом году познакомился со всем циклом целиком.
10. Дэвид Геммел «Риганты». Продолжаю погружаться в творчество Геммела. И, честно говоря, по-моему «Риганты» — это его вершина. Настоящая квитэссенция того, что делал автор. Не знаю, что сможет превзойти этот цикл.
11. Джеймс Айлингтон «Трилогия Ликаниуса». Настоящее открытие года, прекрасная смесь фэнтези и хронооперы. Подробно о впечатлениях — в моём отзыве на странице цикла.
12. Грег Иган «Дихронавты», «Zendegi» — два романа автора, прочитанные в прошлом году, не стали для меня любимыми, но это по-прежнему непревзойдённая твёрдая научная фантастика.
13. Питер Гамильтон «Misspent Youth», «Manhattan in Reverse» прочёл роман и сборник автора, относящиеся к Вселенной Содружества. Роман — очень нехарактеный для автора, весьма камерный, сосредоточенный на психологии персонажей. Это был неожиданный опыт. Тем не менее, сборник мне понравился. «Manhattan in Reverse» по большей части состоит из повестей в жанре детективной фантастики, в которой Гамильтон весьма и весьма силён.
14. Тэд Уильямс «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота», «Братья ветра». Первый и последний (из переведённых на данный момент) роман автора. Вряд ли они станут любимыми в его творчествами, но не отметить я их не мог — очень сильно написано.
15. Энди Вейер «Проект «Аве Мария»» — а вот это — просто превосходная фантастика, возможно лучший НФ-роман 2021 года. И то что он пролетел мимо тройки престижных премий — настоящий позор.
16. Ким Стэнли Робинсон «Министерство будущего». Этот роман для меня ценен не столько сам по себе, сколько интересна реакция на него читателей. Получил кучу интересных эмоций, читая отзывы. Ну и роман — один из лучших в творчестве автора, да.
17. Сет Дикинсон «The Tyrant Baru Cormorant». Продолжение злоключений Бару Коморан. Возможно, лучший роман в цикле. По крайней мере, первая половина — уж точно. Подробнее — в моём развёрнутом отзыве на странице цикла.
18. Джон Гвинн «Тень богов», Брент Уикс «Чёрная Призма». И то и другое — очень добротные зачины фэнтезийных циклов, которые я планирую продолжить в этом году.
19. Вилма Кадлечкова «Янтарные глаза». Наверное, это тот случай, когда важно быть с автором на одной волне. Иного объяснения столь низкой оценке у меня нет. Но мне повезло. И я в полнейшем восторге от этой книги.
Графический роман года:
Здесь не могу не отметить два цикла.
Уоррен Эллис «Трансметрополитен». Как и в прошлом году. Дочитал два тома — и это прекрасное завершение истории.
Хирохико Араки «Steel Ball Run». Очень редко читаю мангу, но тут не смог удержаться и цикл увлёк меня с первой главы и до последней. Это действительно вершина творчества автора. Во-первых автор показал, что может писать увлекательно и без боёвки: главы, посвященные непосредственно гонкам были едва ли не напряжённей, чем поединки стендов. Во-вторых, автор выдал пару лучших протагонистов, показал их рост и химию взаимотношений. Ну и в-третьих, мир настоящих мужчин. Автор прекрасно передал эпоху, не забывая при этом о своём фирменном "биззарном" стиле. С нетерпением буду ждать адаптации цикла на экране.
Разочарование года.
Есть, наверное, одно. И не сказать, что очень серьёзное, скорее обидное.
1. Колин Уилсон «Мир пауков». Глядя на оценки, приступал к циклу с определенными ожиданиями. И, если честно, это фигня какая-то. Начинается как очень неаккуратная постапокалиптическая фантастика, с кучей ляпов и не самым увлекательным одномерно-квестовым сюжетом, продолжается ещё более одномерным сюжетом и уходом чуть ли не в фэнтезю с магами, духами, троллями и т.д. Посредственно.
Книга года
Здесь тоже будут два автора, оба намного обошли конкурентов, и выбрать между ними я не могу.
Аластер Рейнольдс «Poseidon's Children». Трилогия, которую я считаю вершиной творчества автора. На два романа из трёх есть мои подробные отзывы.
Клайв Баркер «Сотканный мир». Безвусловно, лучшее фэнтези, прочитанное в прошлом году. До этого не очень ценил Баркера, но этим романом он меня поразил. Даже удивительно, сколько всего автору удалось вложить в эту книгу, иной автор растянул бы на трилогию, Баркер уложился в один роман, каждая часть которого читается как законченное произведение и хороша по-своему (финальная не так сильна, как остальные, может быть это объясняет не такую высокую оценку).