Четыре дня в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Double Black» > Четыре дня в мае.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Четыре дня в мае.

Статья написана 10 июля 2022 г. 13:41

Это довольно необычное кино. И оно не “зашло”, провалилось в прокате вдребезги.

Не без причин.

Сюжет фильма прост. Разведывательная группа Красной Армии под командованием капитана по прозвищу Горыныч (Алексей Гуськов) занимает особняк на побережье Померании в самом конце войны. Еще до капитуляции фашистов. В особняке — девочки-сироты, несколько воспитательниц и мальчик, член гитлерюгенда со всеми вытекающими особенностями поведения. А под боком немцы, которых много, много больше, чем солдат Горыныча. Майор, командир полка или батальона, и прямой начальник Горыныча, приказывает не подпускать немцев к лодкам, которые должны переправить их в Данию.

Немцам же на то плевать. Их настолько больше, что семь или восемь разведчиков, у которых есть аж одна наполовину исправная пушка с одним единственным снарядом, им не преграда. Но немцы не хотят воевать. Их война окончена, им надо уцелеть и уйти в безопасную страну. Русский плен для них — смерть.

И наступает негласное перемирие. Русские не трогают немцев, немцы — русских. Война окончена для всех и всем это подходит. Все ждут формальной капитуляции.

Но ружья развешены еще в первом акте, и они стреляют. Майор, навещающий наездами особняк, пытается изнасиловать одну из воспитанниц. Горыныч заступается за девушку и тогда майор объявляет засевших в интернате разведчиков переодетыми власовцами и начинает штурм. Силы неравны, но на помощь приходят … те самые немцы, и общими усилиями штурм отбит. Немцы отплывают в Данию вместе с персоналом интерната. Конец.

История нереальная. Ее проверили, и не нашли никаких подтверждений. Не было ничего подобного, не сражались советские солдаты вместе с немцами против своих…

И я объясню, почему, но прежде два слова об актерах. Алексей Гуськов в роли Горыныча и Павел Вензель в роли немецкого мальчика великолепны, безупречны и, если первый в моих комплиментах не нуждается, то второй, я очень надеюсь, подрастет и выйдет на очень приличный актерский уровень. К качеству игры в фильме не придерешься, и даже парни, занятые в эпизодических ролях, фашисты, хороши. Смотришь на них и видишь солдат разбитой армии, которые хотят только выжить в этой дикой бойне, в которой им посчастливилось добраться целыми почти до конца. Усталых, оборванных, раздавленных морально.

А теперь почему этот фильм в прокате прогорел и почему он мне понравился.

Фильм апатриотичен, если смотреть на него с примитивных черно-белых позиций, где “мы” всегда хорошие, а “они” так же всегда плохие. Это просто, это удобно, это наглядно, но так не бывает. Мир очень редко черно-бел, а хорошие парни, как и плохие парни, встречаются по обе стороны фронта.

С моей точки зрения, “Четыре дня в мае” тем и прекрасен, что персонажам дается право выбора: проявить формальную верность приказу и наступить на горло собственной совести, или же остаться человеком в той ситуации, когда надо просто отступить на шаг в сторону. Отвернуться. Забыть о том, что было и остаться чистым.

И разведчики из группы Горыныча, в первую очередь, остаются людьми. А уж потом солдатами, гражданами и т.п. И они понимают, очень четко понимают, на что идут, не подчиняясь приказу и вступая в бой со своими же. Знают, чем для них окончится это сражение, безотносительно того, победят они, или проиграют. Но за спиной у них дети, женщины. Те, кто нуждается в защите. Да, чужие женщины и чужие дети. Но для них это в первую очередь беззащитные люди, а уж потом чужие.

История “Четырех дней в мае”, как я уже писал, нереальна. Она утрирована, акценты доведены до крайности. Это кино. Иллюзия реальности. Но смотрите, это призма. Через нее мы видим героев, их выбор. То, что оставляет людей — людьми.

У нас остается шанс примерить на себя эту ношу, прикинуть, чтобы каждый, кто посмотрел это кино, решил для себя в такой убойной ситуации. Честно решил. Хотя тут такая штука, что, пока не попадешь в нее вживую, никогда и не узнаешь, что бы ты выбрал. Потому, что примерять деревянные костюмы мы не любим. А нас и не спрашивают.

Но я, напоследок, хочу сказать пару слов о патриотизме. Патриотизм — это не “моя Родина всегда права”. Это “я хочу, чтобы моя Родина была лучше всех”. И “моя Родина” — это не мое государство, не мой король, не мое правительство. Это моя земля, мой народ. Это то, что я позволяю себе делать. Или не делать.

Поэтому Горыныч и его солдаты делают правильный выбор. Как патриоты, как солдаты, как люди. Так что зря фильм в прокате провалился. Его бы в школах показывать, и заставлять детей думать.




Файлы: 4lyz.webp (122 Кб)


578
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 00:22
Нормальный фильм,смотрел разок,давно.Пересматривать желания нет. Разведенный вокруг него срач отчасти понятен,но в основном — это просто либерастный шум,потарахтели и разбежались.Над немецким «Наши матери,наши отцы» еще больше бурлило говно и делались страшные глаза у некоторых...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 15:00
Сравнивать эту поделку с «Наши матери, наши отцы» по меньшей мере некорректно..


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 01:54
А если и не спорить? Ведь сказано в начале — эта история ВРАНЬЁ! ЛОЖЬ! КЛЕВЕТА!
Все... На этом споры заканчиваются.
А хорошо или плохо сыграли актеры в заведомом ВРАНЬЕ — не имеет значения.
Сами вдумайтесь в свои слова — «понравился». ВРАНЬЕ вам понравилось! Во ВРАНЬЕ нет черного и белого — нет таланта и бездарности — нет патриотичности и антипатриотичности — все это единая масса — имя которой вранье, ложь, клевета.
А чисто от себя — весной профессиональный военный (наш обэжешник) показал фильм ребятам «Подольские курсанты». Там есть неточности. Но это нужный фильм. Вот тут можно спорить.
Здесь нет предмета спора — ибо нет факта.
В остальном промолчу — ибо автор изложил «в корректной форме».
Вот правда — это когда в затопленном берлинском метро русские и немцы спасали гражданских. Это в «пропагандистском» «Освобождении»...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 15:29
Вы, недруг мой, передергиваете. Слов «вранье», «ложь» и «клевета» я не писал. Но, как я уже отвечал вашим товарищам по партии, унижаться до ответа вам я не стану. Фильм о выборе. И больше ни о чем. Хорошего дня.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2022 г. 08:17
История нереальная. Ее проверили, и не нашли никаких подтверждений. Не было ничего подобного, не сражались советские солдаты вместе с немцами против своих.
То есть данное кино ВРАНЬЕ, ЛОЖЬ, КЛЕВЕТА. Ну, если Вы состоите в НСДАП и работаете на Геббельса, то да — мы в разных партиях.
Однако, Вы сами пишете про «не было ничего подобного». «История нереальная».
Вот еще сюжетик. Ночью по Москве ездят фургоны с надписью «хлеб». Они хватают детей, привозят в Кремль, а там Сталин и Берия делают на крови христианских младенцев мацу. И вот советский офицер решает освободить пленных эсэсовцев, которых он охраняет, и освободить с ними детей. Что успешно и делает.
Черносотенная чушь, скажите Вы? А в чем разница? Оба фильма клеветнические.
Кстати, о партии — нас на режиссуре учили думать и анализировать. Но если дико разные Бондарчук (с Войной и Миром и Ватерлоо) и Тарковский (с Солярисом и Андреем Рублевым) — МАСТЕРА, то упомянутая спекуляция про детей — это дерьмо. Потому что есть «Иди и смотри», «Живые и мертвые», «Они сражались за Родину». Которых дико не любили чиновники. Они жесткие и страшные. Но правдивые.
«Четыре дня в мае» — дерьмо.


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 02:49

цитата

Фильм апатриотичен, если смотреть на него с примитивных черно-белых позиций, где “мы” всегда хорошие, а “они” так же всегда плохие.

Настрой ясен.

цитата

Майор, навещающий наездами особняк, пытается изнасиловать одну из воспитанниц.

цитата

Силы неравны, но на помощь приходят … те самые немцы, и общими усилиями штурм отбит. Немцы отплывают в Данию вместе с персоналом интерната. Конец.

цитата

Так что зря фильм в прокате провалился. Его бы в школах показывать, и заставлять детей думать.

Ну а теперь хотелось бы узнать, зачем в русских школах показывать «нереальную» историю про советского майора-педофила и хороших добрых немцев, воюющих за наших? Что дети должны вынести из этого опуса? Ах да, вы же не унижаетесь до ответа тем, кто смотрит на фильм с «примитивных» позиций. Но может быть, снизойдëте, а?
Вот знаете, я искренне не понимаю людей, выставляющих свои творения на всеобщее обозрение, но болезненно реагирующих на несогласных с их «правильной» точкой зрения. Или мыслящие с вами заодно лучше других? Помнится, на сайте бывали случаи, когда комментарии несогласных тут же удалялись, а потом просто стали блокироваться. Зато автор себя считает лучшим в своём деле и ЧСВ не страдает. Надеюсь, вы не из их числа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 15:35
Вы хотя бы относительно уважительно пишете, и я попробую вам ответить.
Но при условии, что вы дальше будете более корректны и прекратите снабжать меня эпитетами, которые вам бы не понравились, применительно к вашей персоне. Я, поверьте, умею писать гадко, но соревноваться в этом таланте не хочу.
Идет?

Я бы показывал этот фильм во всех школах. Не только в русских. Это — раз.

И второе. Вопрос. А были ли во время Второй Мировой войны немцы, которые воевали на стороне Коалиции и русские (а также украинцы, татары и прочие представители национальностей СССР), которые воевали на стороне Гитлера?

И третье. Нигде, насколько я помню свой текст, я не отождествляю «русских» с «советскими», это ведь разные категории, нет?
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 15:59

цитата Double Black

Я бы показывал этот фильм во всех школах. Не только в русских. Это — раз.

Но я спрашивал о том, что должны дети вынести из этого фильма? Понимаете, то что вы написали о полутонах, с детьми работает несколько иначе, чем со взрослыми. Сначала им всё же нужно различать добро и зло, хорошее и плохое. Полутона различаются с получением жизненного опыта и это объяснить проще взрослому, чем ребёнку, у которого ещё только формируются понятия о жизни вообще.

цитата Double Black

второе. Вопрос.

Мы речь всё же ведём о фильме. Какие народы на чьей стороне воевали к кино отношения не имеет. Почему фильм антирусский объясню. Майор — военнослужащий РККА, а значит там было место таким подонкам. А вот фашисты белые и пушистые, все как один встали грудью на защиту советских людей. А вы говорите про полутона.

цитата Double Black

Нигде, насколько я помню свой текст, я не отождествляю «русских» с «советскими», это ведь разные категории, нет?

Про советских вы вообще не писали:

цитата

Русские не трогают немцев, немцы — русских.
 


Ссылка на сообщение13 июля 2022 г. 17:41
Детям однозначно надо объяснять, что хорошо и что плохо. В определенном возрасте. В том возрасте, в котором можно смотреть это кино, у них уже должны быть сформированы понятия. А потом с ними надо говорить. Про то, каков должен быть выбор.

А вы-то сами кино смотрели?
 


Ссылка на сообщение13 июля 2022 г. 23:10

цитата Double Black

В том возрасте, в котором можно смотреть это кино, у них уже должны быть сформированы понятия. А потом с ними надо говорить. Про то, каков должен быть выбор.

Если бы не исторический фон, на фоне которого происходит выбор — то, конечно, нужно. Но здесь совсем другое. Нужно ли любить своих родителей? Все ответят, что да. Можно ли говорить о них плохо? Все ответят, что нет. Точно также и Родина — она одна, в первую очередь защищать нужно её, потому что это не только территория, а это ещё и родные и близкие каждого человека. Поэтому я считаю вредительством и предательством создавать произведения, где наша армия представлена персонажами наподобие майора-педофила и тех, кто встал на его сторону. А вражеская армия представлена благородными людьми. Потому что это как раз и есть деление на чëрное и белое, только всё перевëрнуто как в кривои зеркале. Поэтому я считаю, что такие фильмы вредны не только для детей, но и для взрослых. К сожалению, подобных поделок в последние годы снимается очень много и снимать их стали ещё во время перестройки.Процесс десоветизации и обесценивания того, что было достигнуто ценой множества жизней продолжается уже более 30 лет. А сегодня некоторые даже восхищаются подобным «шедевром» и удивляются, что фильм не окупился в прокате. Это назвается историческая память. Пока она жива, эти фильмы не будут востребованы. А фильмы, наподобие «В бой идут одни старики» будут неизменно оставаться востребованными. Надеюсь, что я вам объяснил, почему это кино не стоит показывать детям.

цитата Double Black

вы-то сами кино смотрели?

А зачем тратить время на подобный мусор? Спасибо вам, что сберегли мне его.


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 08:59
Double Black Спасибо за статью.
Актеры запоминающиеся. Фильм очень даже неплох. И учит человечности. Это — главное в наши времена.


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 10:49
У людей, которые такие фильмы снимает, нет совести. А у тех, кто ими восторгается, ещё и мозгов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 15:36
Вот и славно :) Совесть и мозги — дефицитная штука. Вы их все захапали, где ж взять еще? Хорошего дня.


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 21:26

цитата RPM2000

Сравнивать эту поделку с «Наши матери, наши отцы» по меньшей мере некорректно..

Никто не сравнивает. Просто и там,и там — люто подгорали (и подгорают) пердаки у некоторых морально неустойчивых)) А немецкий мини-сериал — ВЕЩЬ!
Страницы: 12

⇑ Наверх