Четыре дня в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Double Black» > Четыре дня в мае.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Четыре дня в мае.

Статья написана 10 июля 2022 г. 13:41

Это довольно необычное кино. И оно не “зашло”, провалилось в прокате вдребезги.

Не без причин.

Сюжет фильма прост. Разведывательная группа Красной Армии под командованием капитана по прозвищу Горыныч (Алексей Гуськов) занимает особняк на побережье Померании в самом конце войны. Еще до капитуляции фашистов. В особняке — девочки-сироты, несколько воспитательниц и мальчик, член гитлерюгенда со всеми вытекающими особенностями поведения. А под боком немцы, которых много, много больше, чем солдат Горыныча. Майор, командир полка или батальона, и прямой начальник Горыныча, приказывает не подпускать немцев к лодкам, которые должны переправить их в Данию.

Немцам же на то плевать. Их настолько больше, что семь или восемь разведчиков, у которых есть аж одна наполовину исправная пушка с одним единственным снарядом, им не преграда. Но немцы не хотят воевать. Их война окончена, им надо уцелеть и уйти в безопасную страну. Русский плен для них — смерть.

И наступает негласное перемирие. Русские не трогают немцев, немцы — русских. Война окончена для всех и всем это подходит. Все ждут формальной капитуляции.

Но ружья развешены еще в первом акте, и они стреляют. Майор, навещающий наездами особняк, пытается изнасиловать одну из воспитанниц. Горыныч заступается за девушку и тогда майор объявляет засевших в интернате разведчиков переодетыми власовцами и начинает штурм. Силы неравны, но на помощь приходят … те самые немцы, и общими усилиями штурм отбит. Немцы отплывают в Данию вместе с персоналом интерната. Конец.

История нереальная. Ее проверили, и не нашли никаких подтверждений. Не было ничего подобного, не сражались советские солдаты вместе с немцами против своих…

И я объясню, почему, но прежде два слова об актерах. Алексей Гуськов в роли Горыныча и Павел Вензель в роли немецкого мальчика великолепны, безупречны и, если первый в моих комплиментах не нуждается, то второй, я очень надеюсь, подрастет и выйдет на очень приличный актерский уровень. К качеству игры в фильме не придерешься, и даже парни, занятые в эпизодических ролях, фашисты, хороши. Смотришь на них и видишь солдат разбитой армии, которые хотят только выжить в этой дикой бойне, в которой им посчастливилось добраться целыми почти до конца. Усталых, оборванных, раздавленных морально.

А теперь почему этот фильм в прокате прогорел и почему он мне понравился.

Фильм апатриотичен, если смотреть на него с примитивных черно-белых позиций, где “мы” всегда хорошие, а “они” так же всегда плохие. Это просто, это удобно, это наглядно, но так не бывает. Мир очень редко черно-бел, а хорошие парни, как и плохие парни, встречаются по обе стороны фронта.

С моей точки зрения, “Четыре дня в мае” тем и прекрасен, что персонажам дается право выбора: проявить формальную верность приказу и наступить на горло собственной совести, или же остаться человеком в той ситуации, когда надо просто отступить на шаг в сторону. Отвернуться. Забыть о том, что было и остаться чистым.

И разведчики из группы Горыныча, в первую очередь, остаются людьми. А уж потом солдатами, гражданами и т.п. И они понимают, очень четко понимают, на что идут, не подчиняясь приказу и вступая в бой со своими же. Знают, чем для них окончится это сражение, безотносительно того, победят они, или проиграют. Но за спиной у них дети, женщины. Те, кто нуждается в защите. Да, чужие женщины и чужие дети. Но для них это в первую очередь беззащитные люди, а уж потом чужие.

История “Четырех дней в мае”, как я уже писал, нереальна. Она утрирована, акценты доведены до крайности. Это кино. Иллюзия реальности. Но смотрите, это призма. Через нее мы видим героев, их выбор. То, что оставляет людей — людьми.

У нас остается шанс примерить на себя эту ношу, прикинуть, чтобы каждый, кто посмотрел это кино, решил для себя в такой убойной ситуации. Честно решил. Хотя тут такая штука, что, пока не попадешь в нее вживую, никогда и не узнаешь, что бы ты выбрал. Потому, что примерять деревянные костюмы мы не любим. А нас и не спрашивают.

Но я, напоследок, хочу сказать пару слов о патриотизме. Патриотизм — это не “моя Родина всегда права”. Это “я хочу, чтобы моя Родина была лучше всех”. И “моя Родина” — это не мое государство, не мой король, не мое правительство. Это моя земля, мой народ. Это то, что я позволяю себе делать. Или не делать.

Поэтому Горыныч и его солдаты делают правильный выбор. Как патриоты, как солдаты, как люди. Так что зря фильм в прокате провалился. Его бы в школах показывать, и заставлять детей думать.




Файлы: 4lyz.webp (122 Кб)


577
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 14:22
Спасибо за рекомендацию на картину. И то что фильм в прокате провалился — это часто маркер того, что его стоит посмотреть.
Насчёт патриотической позиции тоже интересная тема. Но мне показалось, что в фильме — в общении взрослого и ребёнка — всё по умолчанию сделано тоньше и глубже.
Дайте пожалуйста ссылку например с КП — с метрикой картины (режиссёр, год выхода, актёры)

Кстати, в школах лучше подавать всё линейно — сейчас не умеют думать взрослые. А дети вообще ни в чём не виноваты. Их путают и путают, всё время переписывая «набело» историю.

Из аполитичных фильмов, которые потрясли в своё время — «Пианист» Романа Полански. В этом смысле разговоры о человечности важнее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 18:41
К сожалению, фильм-то как раз откровенная политическая пропаганда. Антисоветская и заодно антироссийская.
Все, видите-ли, крайне человечны и совестливы, а советский майор (какая неожиданность!) «плохой парень», педофил до такой степени, что готов своих же, вставших на пути, уничтожить.
Уравнивание советских солдат (которых за насилие на оккупированных территориях расстреливали перед строем) и гитлеровцев — основная мысль создателей фильма.
Автор статьи, верной дорогой идёте, есть ещё много не менее «прекрасных» помоек, Геббельс, Энтони Бивор, Хельке Зандер и прочая сволочь благосклонно улыбаются..
 


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 19:24
Я посмотрела — было очень интересно. Автор статьи предложил не делить на чёрное и белое. Я согласна с ним от сердца.
Всё что с нами сегодня происходит — это ярлыки. Мы до сих пор пытаемся состязаться — чья боль глубже. По личному опыту от сердца — не советую этого делать. Это тупик. Просто тупик.
 


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 19:40
Сколько людей, столько и мнений, как по мне — это как раз тот случай, где абсолютно понятно кто есть кто.
Я сейчас имею ввиду не сюжет фильма, а тех, кто эту дрянь профинансировал, снял и пытается раскручивать. Вон внизу пишут, что никакой русофобии нет, майор-то грузин! ХитрО, хитрО...
 


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 20:56
Мне кажется здесь не пройдёт формат диалектического спора. На ФЛ — так уж повелось — каждый пытается быть правым. Вы считаете, что сняли дрянь...
Ну пусть Вы будете правы в этом
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 00:29
С вашего позволения, до ответа вам я унижаться не стану. Хорошего дня.
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 08:25
Да не извольте беспокоиться, после подобной совестливой рецензии особо унижаться дальше и некуда.
Дальнейших вам успехов в размышлениях о воспитании подрастающих поколений, а если взять ширше, то «как вам обустроить Россию».
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 00:35
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 03:01

цитата

Кстати, в школах лучше подавать всё линейно — сейчас не умеют думать взрослые.

Уточните, пожалуйста, что значит «подавать всё линейно». А то с детьми работаю в школе, нужно подавать, а как правильно — не знаю. Взрослый же.


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 14:27
фильм — русофобское говно. за такое кино морды надо бить


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 14:27
Вот эта статья — это статья. Уголовная. Конечно, автор сего опуса должен сидеть на одной «черной скамье» вместе с Гуськовым и Ко. И то, что криэйторы по результатам своей работы не отправились дорабатывать на лесоповале, это позор нашей судебной системы, но и безнаказанное продолжение дудения в ту же дуду, уже не позор, а полный беспредел!
Куда смотрят модераторы? радуются оправданию фашизма на сайте? Начали с замалчивания Дня Победы, дошли до прославления Вермахта?
Ну, ничего, как говорят сейчас в интернетах — это только начало! Посмотрим, что следственная экспертиза скажет по поводу этой уголовной похабщины!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 15:48
Вы не много на себя берете?
Фильм вышел в прокат в РФ, какие либо ограничения по его прокату отсутствуют, он не включен в число экстремистских. Автор изложил свое мнение относительно фильма в корректной форме.
Многим фильм не понравился — это нормально.
Ваши типа уголовные квалификации следствие большой практики в правоохранительных органах или призыв к расправе снизу?
 


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 16:33
Нет, оправдание фашистов — вот преступление. Это вы на себя мало берете ,миролюбивый вы наш.
 


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 16:47
я отнюдь не « ваш», что за панибратские нотки? В опубликованной статье оправдание фашизма отсутствует.
 


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 18:43
Солдаты Вермахта, убившие миллионы человек ради идеи расового превосходства, тоже «люди» и тому подобные песнопения — вот это и есть оправдание. В военное время пропаганда в пользу врага — это военное преступление, которое карается соответственно.
И брататься с вами никто не собирался, тошнит от омерзения.
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 00:30
В общем-то, фильм, как тут написали, в прокате вышел, провалился, и все такое прочее. Никакого прославления вермахта тут нет, ни у дальше, милое мое (пол ваш мне неизвестен), унижать себя ответом я не стану. Хорошего дня.
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 08:41
Как тут верно подмечено ниже — съёмки Гуськова в этом фильме отлично характеризуют не фильм, а самого Гуськова.
Я вот попытался было представить себе Ланового, Соломина, Ульянова, которым прислали сценарий и они изъявили желание сыграть честного советского офицера в этом полотне, но как-то вот не смог. Наверно потому, что и меня и этих актёров истории учили нелинейно.
Ну ничего, может доживём ещё до светлых времён когда школьную программу обучения истории будут формировать ельцин-центр, Double Black и прочие деятели культуры, тогда и гуськовых и подобных фильмов будет хоть пруд пруди.
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 13:08
Это уже тридцать лет происходит. И результат налицо! Раз такие статейки пишутся и публикуются на популярных сайтах, значит гангрена разъела наше общество до терминального состояния. Чистка будет очень болезненна, но необходима для выживания.


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 15:11
Забавно. Кто то же снимает весь этот поток фекалий, деньги дает, продвигает. Чем вы людей накормите из того они и состоят. А мысль про то, что надо детям такое показывать в школах- она правильная. Только показывайте это в школах, где учатся дети спонсоров подобных фильмов и все будет хорошо. И про те реалии, которые породила их собственная культура.


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 15:58
Фильм не смотрел, ибо Гуськова не люблю. Про рассуждения автора статьи про суть патриотизма согласен полностью.


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 17:46
Хороший фильм, человечный. Спасибо за рецензию.


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 18:09
фильм — дерьмо, других слов нет, тех, кто это делал — надо отправлять на ассенизаторские работы, включая актеров, если дял них деньги не пахун, пусть га.. и расчищают. аффтор статьи попадает в бан.


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 18:21
Спасибо за рецензию.


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 19:32
По поводу «русофобии». Ну невозможно же не заметить, что «плохой русский» в фильме — грузин
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 00:32
Кто смотрит, тот видит, верно :). Не смотря, увидеть тяжеловато, но даже и не в этом дело. Что в фильме русофобского я не заметил, хотя тут достаточно товарисчей, у которых глаз наметан и они уж точно найдут (и нашли!).
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 08:21
А теперь представьте общую схему — полчище русских под командованием некоего грузина, штурмует германский замок, в котором укрываются невинные сироты, а противостоят им немногочисленные немецкие солдаты, паренёк из гитлерюгенда и горстка честных русских, которых обзывают власовцами.
Ничего не напоминает, если масштаб изменить? И вообще — а точно ли, что власовцы это плохо? А может в зависимости от обстоятельств, а может даже они-то и были настоящими героями, а?


Ссылка на сообщение10 июля 2022 г. 20:36
Интересная рецензия на фильм десятилетней давности, продукт тогдашней всё ещё относительно либеральной России. Спасибо. Комментарии тоже интересны, но они характеризуют не фильм, а самих комментаторов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2022 г. 00:33
Страницы: 12

⇑ Наверх