РОЗЫ в МАЕ Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > РОЗЫ в МАЕ (Nowa Fantastyka 3/165 (258) 2004). Часть 10
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

РОЗЫ в МАЕ (Nowa Fantastyka 3/165 (258) 2004). Часть 10

Статья написана 5 июля 2022 г. 00:15

СКАРЖИНЬСКИЙ и театр

Итак, в 1948 году ЕЖИ СКАРЖИНЬСКИЙ приступил к работе в качестве театрального сценографа в краковском Театре куклы, маски и актера «Гротеск». В этот же театр поступила на работу также выпускница Краковской академии искусств ЛИДИЯ МИНТИЧ. Откровенно говоря, ни руководство театра, ни сами художники понятия не имели, чем им там заниматься. Играть роли? Проектировать декорации? Придумывать костюмы? Ну, в общем, делали и то, и другое, и третье и много чего еще. Доработались до того, что вступили в брак. Свидетелем на церемонии заключения брака выступал КАЗИМЕЖ МИКУЛЬСКИЙ, который несколькими годами ранее был мужем пани Лидии, а документы новобрачным выписала служащая, за которой некоторое время ухаживал пан Ежи. Но союз, что брачный, что производственный, оказался на редкость прочным и счастливым – супруги прожили и проработали бок о бок почти полвека. В 1958 году по совету ВЛАДИСЛАВА КШЕМИНЬСКОГО художник ушел из указанного театра и вместе с женой ЛИДИЕЙ МИНТИЧ-СКАРЖИНЬСКОЙ (14.01.1920—20.07.1994)

вступил в долгосрочное сотрудничество со Старым театром в Кракове. Декорации и костюмы, созданные ЛИДИЕЙ и ЕЖИ СКАРЖИНЬСКИМИ, использовались в выдающихся театральных постановках ведущих польских режиссеров, таких как Конрад Свинарский, Зигмунт Хюбнер, Роман Поланский, Анджей Вайда и Ежи Яроцкий. Супруги СКАРЖИНЬСКИЕ создавали сценографии не только для краковских театров – их произведениями можно было любоваться на сценах по всей Польше, а также за рубежом. Вот далеко не полный список их театральных сценографических проектов: «Kain/Каин» (1960), «Cichy Don/Тихий Дон» (1964), «Tango/Танго» (1965), «Mizantrop/Мизантроп» (1966), «Fantazy/Фантазия» (1967), «Die Toufel von Loudon/Лоудонские бесы» (Германия, 1969), «Der Bezuch der alten Dame/Визит старушки» (Амстердам, 1970), «Proces/Процесс» (1973), «Hamlet/Гамлет» (1975 и 1981), «Bal maskowy/Бал-маскарад» (1977), «Titus/Тит» (Стокгольм, 1978), «Oresteja/Орестея» (1982).

А вот примеры всего лишь нескольких сценографических проектов.

К постановке «Бал-маскарад» Джузеппе Верди (1977):

К «Британнику» Расина (1978):

К «Школе жен» Мольера:

К «Улиссу» Д. Джойса:

К «Роман с водевилем»:

К опере “La clemenca di Tito” (Стокгольм, 1978)

А это проекты театральных костюмов:

К комедии «Два веронца» Шекспира:

К трагедии «Гамлет» Шекспира (1975):

К комедии «Дом, который построил Джонатан Свифт» Горина (1986):

К «Доктору Фаустусу» Марлоу (1975) и «Школе жен» Мольера:

К «Житие есть сон» Кальдерона де ла Барки (1969) и этюд «Дама» ЛИДИИ СКАРЖИНЬСКОЙ:

Ну и еще несколько:

А это Дон Жуан:

И пан Заглоба:

Ну и несколько сопутствующих фривольных рисунков ЕЖИ СКАРЖИНЬСКОГО (куда же без них):

«В своих театральных работах художники прибегали к различным художественным условностям, столкновение которых в сценическом пространстве давало эффект взаимопроникновения реальной и магической реальности. В них они использовали как сюрреалистический взгляд на мир, так и традиции барочного театра. Все разработанные ими сценографии подчинялись одному главному принципу – они не имитировали действительность, а как бы создавали ее вместе с Творцом заново. По их мысли сценография должна была иметь как универсальной, так и автономный характер. В их произведениях особую роль играл цвет, с помощью которого они организовывали пространство, подчеркивали ритм драматургии спектакля, выделяли целые группы персонажей. Декорации, часто вдохновленные картинами ЕЖИ СКАРЖИНЬСКОГО, сочетались с выразительными средствами, обеспечивавшимися проектами костюмов, которые, будучи нарисованными с большой дозой сарказма и иронии, обнаруживали тщательное наблюдение художников за человеческими пороками и слабостями. Не раз супруги СКАРЖИНЬСКИЕ придавали своим проектам гротескную форму или прибегали к пастишу. Не менее важным в оформлении сценографии был свет, который не ограничивался только смысловым слоем, но определял время и дополнял пространство. Своим зрителям, которых они считали сотворцами спектакля, СКАРЖИНЬСКИЕ предложили игру с условностью, драматическим текстом, живописью. По мнению СКАРЖИНЬСКИХ, феномен театрального события кроется не в спектакле, а в том, что его зрители участвуют в разовом и уникальном событии, реализуемом живыми актерами» (Сильвия Рысь).





69
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх