ФантОР 89 и Борис


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > ФантОР-89 и Борис Стругацкий
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ФантОР-89 и Борис Стругацкий

Статья написана 16 апреля 2022 г. 20:38

Тридцать три года назад, 15 апреля, в свой день рождения, Борис Натанович Стругацкий приехал к нам на конвент «ФантОР» и встретился с его участниками

Когда я договаривался с БНС о приезде и хотел обеспечить ему какой-нибудь транспорт (как теперь говорят — трансфер), он сказал мне — «Зачем? Доберусь самостоятельно». И приехал на своей машине, и выступил, дав большую пресс-конференцию при полном зале. Надо как-нибудь найти и выложить расшифровку аудиозаписи...

К сожалению, телевизионная бригада популярного тогда «Пятого колеса», снимавшая мероприятия «ФантОРа», Бориса Стругацкого не дождалась, его выступление не было запечатлено на видео... Позднее редакторы «Пятого колеса» сделали для телепередачи о «ФантОРе» на 5-м канале отдельное интервью со Стругацким, но жаль, конечно, что не было записано именно то живое общение с читателями, что состоялось на «ФантОРе»... Вопросы тогда были разные, отвечал Борис Натанович на них весьма интересно. До этого выступления БНС таких широких читательских пресс-конференций не проводил. Но время требовало, и он выступил.


Борис Стругацкий, писатель (Ленинград): «Если бы у меня десять лет назад спросили, каким будет будущее, я бы совершенно точно ответил: «Таким же, только еще хуже». А теперь я не знаю, каким оно будет. Будущее скрылось в тумане... Положение стало значительно более сложным, поскольку мы оказались в распахнутом мире. Не осталось ни одной запретной темы. И выяснилось, что писать на эти темы нам неинтересно. Задача сейчас состоит в том, чтобы найти такую тему, которая была бы интересна писателям и не разрабатывалась другими».

На снимке — Борис Стругацкий. Пресс-конференция на «ФантОре». Сосновый Бор. 15.04.1989.





120
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 апреля 2022 г. 11:14

цитата Lartis

Задача сейчас состоит в том, чтобы найти такую тему, которая была бы интересна писателям и не разрабатывалась другими».
Отличная цитата. Много говорит о том, как воспринималось «Пространство фантастики-89» писателем старой школы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2022 г. 06:36
Да, в точку. Особенно это заметно по встречам с молодыми авторами или теми, кто собираются начать писать. Многие наивно полагают, что способны своими опусами внести в жанр что-то новое, ибо по их мнению «нечего читать».
Безусловно, классическая школа советской фантастики оказалась тогда в некоем тупике и авторы стали менять подход (и такого понаписали на пути исканий!). Стругацкие здесь правы — менялись приоритеты общества. А с ними должна была измениться и фантастика. Другое дело, что сейчас о том наследии некоторые даже и не знают...
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2022 г. 19:36
Да? Хм, выглядит, скорее, калькой с нравов научного сообщества, полагающего, что «темы» можно поделить и главное, чтобы им самим было интересно.

цитата Ny

Многие наивно полагают, что способны своими опусами внести в жанр что-то новое, ибо по их мнению «нечего читать».
Собственно, это единственный приемлемый путь для инноваций.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2022 г. 06:09

цитата ааа иии

Да? Хм, выглядит, скорее, калькой с нравов научного сообщества, полагающего, что «темы» можно поделить и главное, чтобы им самим было интересно.
По-моему, так и надо работать. Можно, конечно, писать «обо всём сразу и ни о чём конкретно», но творчество в таком стиле очень быстро забывается. Можно попробовать рубить какую-то экзотику, как делал, например, Покровский. И что? Интерес к его произведениям тогда был низкий, а сейчас его вообще никто не знает, хотя по факту человек обогнал своё время.
Отсюда вывод — автор должен, как минимум, учитывать не только свои возможности, но и потребности аудитории. Сопоставлять тематику писательской деятельности с запросами времени. Не на бытовом уровне, а на уровне идей, вопросов, проблем.
Стругацкие размышляли вполне здраво. Они видели кризис советской фантастики. И хорошо представляли его причины.

цитата ааа иии

Собственно, это единственный приемлемый путь для инноваций.
По сути верно, но, как показывает практика, если человек заявляет что ему «нечего читать», то он или ещё ничего не читал, кроме детских сказок, или перечитал абсолютное большинство книг в жанре. Вторые встречаются исчезающе редко и, да, пишут что-то интересное. Первые, естественно, сразу же начинают копировать всё подряд, полностью топя попытки вторых в своей ординарности. Результат в среднем равен нулю.
Во всяком случае, я не помню интересных авторов среди тех, кто заявлял, что ему «нечего читать, поэтому нужно писать».
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2022 г. 07:07

цитата Ny

по факту человек обогнал своё время.
Бывает-с, как и «не ко двору пришелся». Светомиры царевичи и т.п.

цитата Ny

По-моему, так и надо работать.
Не оспорить, но это тупик, что в науке, что в литературе. Случай Покровского (Геворкяна, Штерна, Бабенко... кто там еще сиял в 89-м?) — как раз иллюстрация к тезису Стругацкого. Нашли интерес, нишу... но не аудиторию.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2022 г. 10:35

цитата ааа иии

Бывает-с, как и «не ко двору пришелся». Светомиры царевичи и т.п.
Наоборот, сейчас авторы «пишущие на стыке» (на стыке всего со всем) в большом почёте. Начни тот же Покровский публиковаться сейчас сызнова — и был бы на коне.
А тогда, да — нужно было срочно «перековываться» на западный манер, брать псевдонимы и подражать изо всех сил. Кто этого не сделал оказались на обочине. Кто сделал — спустя десяток лет оказались на дне. Очевидно, подход Стругацких состоял в простом предложении обдумать ситуацию, а не метаться в поисках нового.
Что и случилось — за каких-то 15 лет сменился почти весь пантеон авторов фантастики. Остались либо те, кто по-старому крепко сидел на своих темах (типа Лукьяненко, Головачёва), либо те, кто прошёл определённую эволюцию (типа Лазарчука). Единицы, которые были «себе на уме» тоже никуда не делись (типа Лукина). А вот всех остальных вымело полностью и на их место пришли новые.
Поэтому, насчёт тупика я бы не согласился. Выходы есть и были.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2022 г. 19:05

цитата Ny

сейчас авторы «пишущие на стыке» (на стыке всего со всем) в большом почёте.
Впервые слышу

цитата Ny

А тогда, да — нужно было срочно «перековываться» на западный манер, брать псевдонимы и подражать изо всех сил.
Псевдонимы? Подражать? Ничего не понял. Западный манер — какой?
Другое дело, сменился темп жизни, расценки, статус, воцарился роман (цикл). И отклик на злобу дня уже был вне (хотя Булычев выдавал).

цитата Ny

Остались либо те, кто по-старому крепко сидел на своих темах (типа Лукьяненко, Головачёва), либо те, кто прошёл определённую эволюцию (типа Лазарчука).
Крапивин — единственный, действительно усидевший на «своей теме», ветеран.
Из начинавших на грани должен быть упомянут Пелевин, до которого Лукьяненко с Лазарчуком... Эволюция — это переход Иванова от «Охота на «Большую Медведицу» к «Сердце Пармы».

цитата Ny

Очевидно, подход Стругацких состоял в простом предложении обдумать ситуацию, а не метаться в поисках нового.
Подход, если он был, основан на картине мира, в которой нет ни читателей, ни издателей. Только пишущие, их темы, их интересы.

цитата Ny

насчёт тупика я бы не согласился. Выходы есть и были.
В науке последствия описаны Торчиновым, в Таинственной самке.
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2022 г. 07:11
Хорошо. Не буду углубляться. Тут разговор долгий.


⇑ Наверх