А вот и статья Войтека Седенько, которая называется:
Объем продажи книг продолжает снижаться, но это разве кого-нибудь волнует? Обнищание общества, безработица, отсутствие политики государства в области польской культуры (ибо разве продолжение поддержания нулевой ставки VAT на книги или строительство “дома спокойной старости” для деятелей искусства не является такой политикой?) лишь углубляет плохую ситуацию. Действия Польского книжного дома характеризуются немощью родом из иной эпохи.
Тем временем польский книжный рынок подтачивает тяжелая болезнь, а серая сфера занимает в нем все больший объем. Продажа книг без счет-фактур, жульничества с дешевой книжкой (это вследствие финансовой политики государства, которая требует включать напечатанные, но не проданные книги в доход издателя и платить за них налог), опты и субопты, книги на вес… Мелкие оптовики метят тайком книги, передаваемые книжным магазинам на реализацию, а при возврате теми нераспроданных экземпляров убеждаются в том, что получили от продавца не помеченные книги. Вывод: их книги продавец продал, а затем взял на комиссию тот же товар в другой оптовой конторе, чтобы вернуть его первой и тем самым затятуть срок оплаты на следующие 30–60 дней. Процедуру эту можно продолжать до бесконечности.
Таким образом издатель единственный в этом виде торговли идет на финансовый риск (должен платить за права, перевод, редактуру, обложки, бумагу, типографскую печать, рекламу) и ждет перечисления ему наличных денег половину года, год без четверти, совершенно не ориентируясь в результатах продажи. Большие издательства нанимают работников, следящих за продажами в дистрибутивных сетях, что чревато дополнительными расходами. Малым издательствам это не по карману, и они вынуждены отдавать свой товар оптовикам.
Признаков улучшения ситуации не наблюдается, хотя поляки по-прежнему любят читать. В ближайшие годы мы станем свидетелями консолидации больших издательств, сращивания мелких издательств в издательские консорциумы и банкротств оптовых контор, издательств и книжных магазинов. Этих последних будет оставаться все меньше и меньше, а тех, что останутся, ожидает превращение в мультимедиальные салоны.
Фантастика на рынке – лишь доля процента всей продукции. Ужасающе падает продажа художественной литературы – но это всеобщее явление. Некогда издатели фантастики могли рассчитывать на постоянного потребителя. К сожалению, количество любителей фантастики снижается: больше людей от нее отворачивается, чем к ней приходит. Молодежь больше, чем литературой, интересуется другими фантастическими медиа: кино, RPG, компьютерными и карточными играми. Вдобавок ко всему они чисто зрелищно более притягательны. Значит, нужно как-то привлечь к чтению фантастики молодого читателя. Но как это сделать?
Это уже проблема прежде всего журналов, которые вследствие более высоких тиражей и менее высоких от книг цен должны исполнять роль пропагандиста и учителя литературы. К сожалению, продажа журналов также снижается, и они вынуждены кланяться другим медиа. Заколдованный круг.
У польских издателей фантастики кроме снижающихся тиражей и неувязок с продажами есть и еще одна проблема. Все труднее оказывается найти книгу, которая понравиться большинству фэнов. Вот уже несколько лет в Польше издаются книги одновременно с их появлением на Западе, лучшие из книг канона фантастики мы уже знаем, а ничто не стареет так быстро, как НФ. Возможно отсюда взялась наиболее характерная черта рынка фантастики прошлого года – издатели сделали ставку на польскую фантастику, а некоторые из них и вовсе специализировались в ней.
При этой оказии стоит написать о деле, ожидающем судебного решения. Как оказалось, главный на протяжении нескольких прошедших лет издатель произведений польских авторов — увенчанная премиями и наградами “superNOVA” – конфликтует с ведущими своими авторами – Дукаем, Земкевичем, Бжезиньской. Речь идет о подписанных издательством с авторами контрактах, которые, даже с точки зрения исправленного недавно авторского права, смахивают на заключение в рабство. Издательство “superNOVA” утверждает, что обладает вечными правами на изданные им книги, а также правами на продажу за пределами страны и даже правами на экранизацию. Троица названных авторов после ухода к другому издателю желает вернуть себе права на собственные произведения, но… не может. Серьезное дело, но авторам следует все же вести переговоры и внимательно читать контракты перед их подписанием. Я считаю, что на таком скоромном, как польский, рынке такие конфликты нужно улаживать полюбовно и в пользу авторов.
Перейдем к детальному описанию достижений польских издателей в 2002 году. При подсчете я учитывал книги, датированные 2002 годом издания (поэтому здесь нет тех книг, которые были переупакованы в другие обложки и выброшены на рынок в качестве новинок через несколько месяцев после изъятия остатков тиража из продажи). Мною по-прежнему использовались жесткие критерии жанрового деления на фэнтези, НФ (сюда я включал также некоторые книги из пограничья, но с явными фантастическими элементами) и ужасы (horror). В этом последнем разделе также сосредоточены произведения с явно фантастическими мотивами, то есть книги Баркера, Кинга, Страуба, Геймана и Райс.
Мне пришлось также задуматься над тем, стоит ли включать в подсчет книги, адресованные детям (такую серию, например запустил “Amber”), и я в конце концов решил, что не стоит – ведь пришлось бы засчитывать сказки и все тому подобное. Поэтому ниже речь идет о книгах исключительно фантастических и адресованных взрослому читателю. Некоторые наименования издатель разделил на несколько томов – я при подсчете считал их одной книгой. В скобках приведены соответствующие цифровые данные 2011 года.
Предложение. Удержался высокий уровень (новинка каждые 1,6 дня), но если сравнить совокупные тиражи, падение количества продукции очень заметно. В 2002 году издано 225 (226) книг фантастики. Ни одна из них не достигла уровня продаж «Властелина колец» или приключений Гарри Поттера. Может быть только новый роман Сапковского сравним с этими хитами по тиражу.
В прошлом году появилось 190 (162) первоизданий и 35 (64) переиздания. Как будто меньше переизданий, чем прежде, но в 2001 году это были прежде всего книги Толкина и Роулинг, популярность которых повышалась экранизациями. Традиционно переиздавали Лема, Дика, Желязного, Кинга, Азимова и Кука. Хватало и произведений старых авторов – таких как романы и повести Уэллса, Хаксли, Булгакова, Пила (Peale) и рассказы По. По-прежнему много было циклов романов, характерных для фантастики. Из 222 наименований аж 135 наименований относятся к приквелам и сиквелам.
И вновь доминировали романы. Их было 202 (190), авторских сборников рассказов – 16 (19), антологий – 7 (10). Среди сборников рассказов основу составляли тома польских авторов, что было результатом появления нескольких издательств, настроенных на специализацию в польской фантастике. Такая конкуренция смела с рынка новые романы, поэтому издатели решили печатать сборники рассказов – как известно, хуже раскупаемые. Сборники рассказов издали среди прочих Пилипюк, Сендзиковская, Свидерский, Бжезиньская, Орамус. Хуже обстояли дела с антологиями, целых четыре из них – сборники рассказов, опирающиеся на игровые миры (“Mroczne przeznaczenie”, “Królestwo Chaosu”, “Krainy Glębin” и “Smoki Chaosu”), две составлены польскими рассказами (“Wizje alternatywne – 4” – оригинальные тексты; и “Zajdel 2002” – переиздания). Спустя 35 лет после американского издания и громадного успеха за океаном польский читатель наконец смог ознакомиться с «Опасными видениями» Харлана Эллисона.
Жанры. Книг фэнтези было 110 (103), НФ — 92 (99), horror – 23. Во второй раз одерживает верх фэнтези, к тому же с увеличивающимся отрывом (прошу помнить, что что пограничье я отправил в НФ). Этот перевес, похоже, спровоцирован модой на магию (Роулинг, Толкин), популярностью разных игровых систем (Warhammer, D&D, Forgotten Realms) и тем, что в НФ не появилось ничего выдающегося. Определенные надежды можно возлагать на прозу Гамильтона, Рейнольдса или Игана. В фэнтези стоит обратить внимание на Эриксона, Геймана, Мартина.
Переводы. С английского языка – 190 (189), с русского – 11 (5). Других переводов не было! Российский рынок изобилует авторами, наименованиями И жанрами; после 1990 года там было издано много хорошей фантастики. “Amber” высоко оценил творчество Лукьяненко и продолжил издание произведений Стругацких, “Prószyński I S-ka” издал Булычева и трилогию Перумова (пожалуй, только из-за моды на Толкина, поскольку это своеобразное продолжение трилогии), “ISA” напечатало Васильева (также скорее вследствие связи его рассказов с ведьмаком Сапковского). “Solaris” издало Еськова и Булычева.
Польская фантастика. После нескольких лет доминирования издательства “superNOVA” (в прошлом году только 3 наименования, не считая допечаток Сапковского) появились ориентированные на польскую фантастику издательства. “Fabryka Słów” напечатала 8 книг, “Runa” – 4, “Wydawnictwo Literackie” взяло под свое крыло Дукая, “Solaris” издает Вольского и Орамуса, “MAG” – Креса и Коханьского. Пишущей молодежью занялся ежемесячник “Science Fiction”. Всего было издано 24 (32) книги: 16 (17) романов, 5 (13) сборников рассказов и повестей и 2 (1) антологии. Бестселлерами были “Narrenturm” Сапковского и первая часть цикла “Achaja” Земяньского. Заметно легче теперь дебютировать, но значительно труднее издать вторую книгу. Больше было НФ, но в дебютах доминировала фэнтези. Хватало и книг, изданных авторами по собственной инициативе. Нынешний год также обещает быть обильным, но рынок постепенно насыщается. Литературный уровень этих книг весьма разный: от очень высокого до графомании. Боюсь повторения ситуации 80-х годов, когда в серии «С глистой» KAW-а печатали все, что было написано, ухудшая репутацию польской фантастики.
Издательства. Большие издательства, такие как “Rebis”, “Prószyńcki I S-ka” и “Amber”, заметно снизили напор на рынок. Ничего удивительного – при среднем тираже фантастики 1500-2000 экземпляров издатель не видит смысла в инвестировании в этот рыночный сегмент. Отсюда взялась и атака малых издательств. Итак, “Zysk I S-ka” издал 49 (38) наименований, “ISA” – 32 (27), “Rebis” – 24 (32), “Solaris” – 21 (12), “Amber” – 21 (37), “MAG” – 18 (18), “Prószyńcki I S-ka” – 18 (17). Фантастика фигурировала в составе продукции у 20 (27) издательств. Из авторов чаще всего публиковали Дика (5), Кинга (6), Черри (7), Вебера (4) и Азимова (4).
Цены. Невысокая инфляция и высокий курс злотого способствовали том, что книги не подорожали. По-прежнему средняя цена составляет 32–33 злотых за том. Случалось, что за очень толстые книги выставляли цену в 49 злотых, но многие книги шли на рынке по ценам ниже 30 злотых. Уже почти все издатели печатают цену экземпляра на обложке, исключая издательство “superNOWA”. Польская фантастика продается дешевле иностранной, поскольку не требует затраты (иногда очень большой) на перевод. Цены могут вскоре измениться: растет курс евро, а именно в этой валюте типографии оплачивают покупки бумаги.
Журналы. К “Nowa Fantastyka” и “Science Fiction” добавились “SFinks”, “Clik! Fanasy” и “SFera”. Время от времени фантастику печатают журналы для любителей игр.
Ну и несколько слов о том, что стоит читать из продукции прошлого года, потому что все труднее становится выловить хорошую книгу из общего потока. Среди книг НФ стоит обратить внимание на “Niebiezpieczne wizje” Эллисона, “Sen № 9” Митчелла, “Dysfunkcje rzeczywistości” Гамильтона, “Przestrzeń objawienia” Рейнольдса, “Wieczna wolność” Холдемана, “Przestrojkа w Wilkim Guslarze” Булычева, “Wszystkie jutra” Гибсона, “Cyteen” Черри, “Chronolity” Уилсона и “Bezkresny ocean” Макдевитта. Из фэнтези: “Wspomnienie lodu” Эриксона, “Nawalnica mieczy” Мартина, “Ostatni władca Pierśсienia” Еськова, “Amerikanscy bogi” Геймана, трилогию Перумова, “Opowieści z Ziemiomorza” Ле Гуин, “Filary świata” Гудкайнда и “Pożeglować do Sarancjum” Кея. Из ужасов: “Skóra” Коджа и “Imajice” Баркера.