Глен Кук «Тьма»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Возраст читателя: Только для взрослых
Южане еще толком не оправились после землетрясения. Чем дальше на юг, тем ужаснее разрушения. Есть ли нужда особенно торопиться к вторжению? Вся эта кампания затеяна главным образом потому, что капитану и его милашке не терпелось кое с кем свести счеты, и не им одним – в числе жаждавших мести стоило упомянуть и имя Мургена. Его жена погибла совсем недавно, и его рана – свежая рана – кровоточила сильнее. Длиннотень и Нарайян Сингх – живой святой Обманников должны заплатить за смерть Сари. Их спутник по ночным скитаниям теперь начал охоту.
Военные приготовления. Впереди зимнее наступление. Вскоре предстояло выступить на юг – навстречу неизбежному и, возможно, последнему столкновению с войсками Хозяина Теней. Большая часть сил уже находилась в пути, который обещал быть долгим и трудным. Так или иначе, все эти огромные армии были приведены в движение Черным Отрядом.
В последнем походе Костоправа против Хозяина Теней приняло участие не меньше ста тысяч человек. А ведь всего пять лет назад весь он состоял из семерых оборванцев. Что бы ни случалось, триумф или катастрофа, Отряд продолжал существовать. Как продолжали вестись Анналы. И так впереди равнина Чарандапраш… Но в игру вступает новая сила. Сама Тьма, жаждущая заполучить дочь Госпожи. Год Черепов воистину близится.
История может повторяться. Именно здесь, лет четыреста назад, в самом начале истории Черного Отряда была самая кровавая битва. Но в сохранившихся Анналах об этом нет ничего, кроме туманных намеков. Что-то произошло. И происходит. Такое, в чем замешано нечто большее, чем Отряд, и Госпожа, и Хозяева Теней, и все такое прочее. Творятся странные вещи. Какова же их роль в этих событиях?
Входит в:
— цикл «Хроники Чёрного Отряда» > цикл «Чёрный Отряд: Сверкающий камень»
- /языки:
- русский (5), английский (4)
- /тип:
- книги (8), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Волковский (5)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Doraner22, 10 ноября 2024 г.
Рассказать без спойлеров о Восьмой книге цикла из десяти невозможно, но постараюсь свести к минимуму.
Название в оригинале звучит как: She is the Darkness, что в переводе означает «Она Тьма». Многие подмечают, что такое название более подходит книге, так как данное изречение не раз повторится на страницах романа, а смысл его раскроется ближе к концу.
Прочитав «Суровые времена», я, естественно, сразу же начал читать продолжение. Начал полтора года назад. Уже на «Тьме» я понял, что Черного отряда я переел и уже со скрипом читал максимум несколько страниц в неделю. Однако считаю, что это вызвано перегрузом, просто когда читаешь про одних и тех же героев, это банально надоедает. Потому что «Тьма» не самый плохой роман цикла.
«Каждый из нас не более чем совокупность всего того, что ему довелось пережить: и доброго, и злого.»
По моему мнению, вся проблема в начале. Мы имеем прямое продолжение предыдущей книги. Рассказчиком снова выступает знаменосец Мурген и первая часть книги выглядит действительно как хроника. Мурген так же путешествует во времени и пространстве через «блютуз» колдуна Копченого, но со временем уже приобретает способности и сам так же путешествовать, но только через пространство. Вся информация подается в виде «эта группа пошла туда, эта армия туда» и тд. Книга дает возможность оценить весь объем театра боевых действий, однако отсутствие (или крайне малое присутствие) самой «боевки» дает о себе знать — читать скучновато. Плюс, Мурген бывает, впадает в меланхолию и депрессняк, ввиду гибели жены. Костоправ с Госпожой ведут войска на замок Длиннотени, мага, который собрал вокруг себя как старых знакомых, например, Ревуна, так и предателей в виде Могабы и Сингха. Причем, с Сингхом рядом трется «дочь» Костоправа и Госпожи, которая общается с темной богиней Киной. Где-то рядом обитает опять же старая знакомая Душелов. Вообще все злодеи, играющие важную роль из старичков никак не умрут до конца. Колдунов Одноглазого и Гоблина, которые отвечали за более-менее какой-то юмор в книге, уже в разы меньше, да и юмор их надоедал.
Но всё меняется во второй части, где раскрывается как тактический, так и политический гений Костоправа. Он уже совсем не тот лекарь из первых книг: уже мастерски плетет интриги и профессионально и жестоко воюет. В одной из сцен он направляет всех, кто обычно собирается и ходит за войском (маркитанки, побирушки и тд.) на тренированное вражеское войско, тем самым проредив элиту врага, а своих воинов оставив в полном составе и невредимыми. В стане Черного отряда постоянно плетутся интриги: Костоправ секретничает от всех, тоже самое делает Госпожа. Мурген, умеющий бестелесно путешествовать во времени и пространстве, выполняя работу разведки, постоянно находится в неведении того, что его начальство вообще задумало. Иногда ноет из-за этого, а иногда ему всё равно. С его возможностями он мог просто пошпионить за ними, но не делает этого.
Вообще, фишка такого путешествия открывает огромные перспективы для сюжета: мы видим с разных сторон что происходит – это одновременно и сюжетный плюс, но и минус, так, как если бы Мурген был чуточку любопытнее, то он мог подслушать и внутри отряда раскрыв нам интригу.
Происходят самые разные предательства от «союзничков» и книга, наконец, наполняется действием уже в полной мере. Мурген, наконец, приоткрывает тайну Юэнь Бао, народа, который вписался Черному отряду в телохранители после осады Дежагора. А главное, он узнает правду об убийстве жены. С этих моментов всё становится не так просто, а в конце Кук подкидывает клиффхэнгер, который должен вызывать желание читать дальше. Вообще Кук любит так завернуть, что книга становится необычайно интересной под конец, а не в начале.
«Опасно не уважать чужие обычаи и нравы, даже если считаешь, что право сильного — за тобой.»
Насчет Сеттинга. Я уже писал, что всё напоминает Индию с культом богине смерти Кали. Еще с книг Юга прослеживается вся эта индийская тема. Однако здесь ее уже меньше, так как наша ЧВК сражается далеко от города с их жрецами и кастовыми системами. Единственные кто бесят это, те же Юэнь Бао, больше уже похожие не на индусов, а на азиатов, неких Шаолиньских монахов. Тоже что-то мутят и говорят загадками. Вообще, со всей осторожностью Черного отряда к чужакам, принять этих ребят в телохранители — та еще легкомысленность, даже если они в осаде с ними и пережили многое. Так же объяснили, как Госпожа стала возвращать себе возможность использовать Магию.
«Тьма — вот наше время. Оно придёт. Тьма приходит всегда.»
Общие впечатления о романе скорее положительные, чем нет. Однако я поставил оценку 6, было бы 7 если бы не унылая первая часть. Глен Кук коммерческий писатель и он этого не стесняется, однако старается и экспериментирует. Если брать цикл о Черном отряде, то уже видно, что фишка со сменой повествователя сделала то, для чего и задумывалась. А именно — внесла разнообразие. Книги от Мургена, Госпожи, Костоправа, Ящика читаются по-разному, в двух следующих романах повествователь так же меняется. В романе «Тьма» Кук пока не исписался, но уже вдается в графоманию. Одежду на три страницы не описывает, конечно, но постоянные повторения одних и тех же названий, имен и изречений просто раздражает. Читать дальше я, конечно, буду: мне интересно дойдут ли до Хатавара Костоправ и его орава, но явно после перерыва.
BeNight, 26 февраля 2022 г.
Я считаю, что Кук к этому роману нисколько не исписался, а наоборот отточил мастерство. Читается книга достаточно хорошо, без пробуксовок и провисаний, в одном темпе, стиль удобен для восприятия, только слегка не можешь представить себе в голове всю картину происходящего, всё довольно сумбурно. Хроники ЧО вообще оказываются на проверку очень ровным циклом, и поэтому вопросов «Что почитать?» не возникает — Кука, пока не прочитаешь все десять романов.
igor_pantyuhov, 15 апреля 2020 г.
Давно прочитал, но все как-то отзыв не получалось написать на роман «Тьма» Роман в принципе, ничем ни хуже и не лучше предыдущего. Нууу, чуть похжу, да. В основном из-за объема. Слишком он большой, его бы сократить процентов на 25-39 и было бы в самый раз. Под конец наблюдал у себя некую усталость от романа, усталость от этой вот их войны, Хатовара к которому они все идут и пр.. Думаю, что автором так и было задумано. Ведь в последней трети романа устал не только я, но и сами солдаты ЧО от бесконечной войны и поисков заведомо несуществующего идеала. Автор пишет об этом прямым текстом. Надеюсь, следующие романы принесут в цикл нечто свежее, а то история немного повторяться стала. 8/10
SeverianX, 3 декабря 2019 г.
В оригинале «Она – Тьма», что звучит намного лучше, на мой взгляд, т.к. эта фраза неоднократно встречается в тексте. Мне роман понравился больше предыдущего. Военные действия, наконец, сдвигаются с мертвой точки и переходят в активную фазу. Батальные сцены по-прежнему хороши. В них сочетается динамика с продуманной стратегией. В романе чувствуется брутальный суровый дух, которого несколько не хватило в предыдущих книгах. Но в то же время вспышки бурной активности сменяются долгими периодами бездействия и сюжет начинает провисать. В книге немало интриг, которые удалось раскусить далеко не сразу.
Ashenwail, 7 июля 2019 г.
Прорвавшись скврозь «Суровые времена», я проглотил «Тьму» на одном дыхании.
Во-первых, Мурген стал связнее излагать свои мысли, и, хотя я не проникся к нему такой же любовью, как к Костоправу и Госпоже, следить за текстом стало инетреснее.
Во-вторых, после тягомотины с осадой Дежагора события приобрели эпический размах: Отряд наконец готов сделать решающий шаг в Хатовар.
В целом роман производит сильное впечатление. Такого я не испытывал после «Белой Розы». Есть в нём и интриги и непредсказуемые ходы и пафос и быстро меняющиеся события — всё, что нужно хорошему роману.
Из минусов: Кук не может найти в себе силы расстаться с плохими персонажами и придумать себе новых
Вообще возня со старыми противниками, пришедшими ещё из первого романа цикла, сужает горизонты, заставляет скучать.
И всё же, несмотря на некоторые минусы, роман хорош. Я могу сравнить его лишь с первой трилогией цикла — Книг Севера.
ИМХО, в этом романе суровые времена показаны ещё более отчётливо, чем в самих «Суровых временах».
Радует так же и финал: я сразу рванулся почитать аннотацию к следующему роману, не дожидаясь суровых времён, когда Азбука сподобит выпустить последний том саги.
tapok, 25 сентября 2015 г.
Либо Глен Кук стал лучше писать, либо переводчик так постарался, или же это Мурген научился интереснее излагать свои мысли, но язык «Тьмы» куда более удобоварим, нежели «Суровые времена». Читать данный роман легче и приятнее, чем предыдущий.
Немного о сюжете. Всё до банального просто. За первую половину романа произошло ровно 2 вещи:
1) Мурген узнал, что
2) Черный отряд вместе с Таглиосом сражается против Могабы, Ревуна и КО.
Благо вторая половина романа больше наполнена действиями, чем первая. А то так и уснуть можно. Не понравилось, что Костоправ и Госпожа всё сильнее превращаются в картон, причем даже не по ГОСТу, а всего лишь по ТУ. Очень жаль.
Теперь о финале. Он вышел у Кука очень неожиданным, эпичным, интригующим. Но я бы на этом остановился. Да, в воздухе теперь висит вопрос. Зато какой вопрос! Но Кук посчитал иначе. А это значит, что впереди еще 2 романа.
ПС: откровенно бесило всю книгу, что везде мелькало слово де**мо. Это типа чернуха такая? Чернуха ради чернухи.
Firefoxie, 15 марта 2015 г.
Из минусов: Кук либо таким образом входит во вкус, либо банально за большее количество букв получает большие гонорары. К сожалению, цикл перескочил свою золотую середину в виде идеального баланса размера повествования и самой сути. И от излишней краткости, как в первых книгах, дошел некоторых намеков на тягомотину. Не будь я такой поклонницей цикла, наверное, заскучала от бесконечных и зачастую малоинформативных путешествий Мургена. Примечательно то, что сам Кук обвинил себя в лице Мургена посредством Костоправа, в зацикленности на себе и своих путешествиях и большом количестве воды в анналах. Спорить с автором не вижу смысла.
Из плюсов: Кук гениальный мастер финалов. Каждая книга заканчивается у него так, что не взяться за следующую просто невозможно. Этот финал один из самых интригующих, в больше степени потому, что
Rendref, 31 июля 2012 г.
Как признаётся сам Глен Кук, когда он начал набирать книги на компьютере, то это дало ему возможность много-много редактировать и переписывать куски мгновенно, а не перепечатывая всю книгу заново. Какое следствие, спросите вы? А следствие из данной ситуации следующее: книги Глена Кука лишились единственного очевидного для меня плюса — краткости. Если раньше его короткие книженьки прочитывались без напряга стоя в автобусах по пути на работу за 5-7 дней, то теперь я вынужден был потратить в два раза больше времени. Да и сама книга толще ровно в два раза, чем обычно.
Ну а внутри книг всё как обычно: унылые боевые будни Чёрного Отряда. То есть то, что читать не интересно. Я жажду узнать, что же там такое в Хатоваре, местоназначении, куда стремился Отряд ещё 4 книги (!) назад! А мне подкидывают дешёвый сюжетный поворот в конце книги, заканчивая всё на клиффхенгере. Очень по-сериальному. Действительно, кадры финального эпизода сезона так и видны. И в принципе данный сюжетный поворот очень даже неплох — ведь всю книгу, черт побери, ничего не происходит! Так что на фоне отсутствия чего-либо данный сюжетный ход ну просто кладезь сценарного мастерства.
Отдельно хочется сказать про начатый в предыдущей книге рояль (точнее, громадный церковный орган) в кустах в виде «блуждания с духом». Это такой своеобразный сюжетный ход, который позволяет оправдать, почему в книге с повествованием от первого лица описываются события, о которых это самое первое лицо знать не может — ибо не присутствует при них. У Кука оно присутствует в виде бесплотного духа. То есть бесплотный дух главгероя висит рядом с главзлодеями и второстепенными персонажами и описывает, что происходит с данными лицами. Уж лучше, г-н Кук, оставили бы как в обычных книгах: про злыдней — повествование от третьего лица. Зачем лепить всякую муру? Нет, я только «за», ведь астральные путешествия и осознанные сновидения — вещь вполне реальная, знаю на себе. Но читать две книги про то как главгерой летает по миру, тыкаясь во врагов и союзников и пересказывая их действия Капитану — увольте.
Подводя итог: то, что я прочитал в последних четырёх книгах о Чёрном Отряде можно было уместить в две. Да, они были бы немного толще, но, черт побери, их можно было сделать гораздо интереснее. И даже с подобным клиффхангером согласен — собственно, только из-за клиффхангера я и хочу прочитать следующую книгу прямо сейчас, а не спустя пару лет лишь бы узнать, чем же всё закончится. Категорически не согласен с высокими оценками Кука в интернатах. Весьма посредственное чтиво.
Bizarre, 23 декабря 2012 г.
Война затянулась. Стало скучно и безразлично. Все персонажи ведут себя как обычно: Мурген подсматривает, Дой скрытничает, Костоправ скрытничает, Госпожа крутая... На протяжении всей книги ничего кардинально не меняется. По прочтении остается вопрос: «О чем, вашу мать, была книга?» Потому как все события, кроме концовки стираются и выветриваются из памяти.
Еще одно надоело больше всего:
DeadPool, 13 ноября 2011 г.
Сажусь я писать отзыв на «Тьму» и вдруг понимаю, что написать его адекватно, иначе, как в десяти томах невозможно ( шучу конечно — лень матушка всему виной :lol:). Чтобы расставить по полочкам весь ураган событий придётся потратить немало времени, которого у меня к сожалению ( к счастью?) нет. Поэтому вместо того, чтобы детально расписывать все события и перипетии сюжета, все действия героев, я просто напишу, почему не могу этого сделать.
Ну конечно же сюжет книги. Он летит с штормовой скоростью. Одно событие сменяется другим. Только сцену покидают одни лица, на смену им тут же приходят другие. Сложно сказать кто с кем и как сражается, кто кого предаст, кто заключит союз. Персонажи порой снимают не одну маску, но каково их истинное лицо ясно так и не становится. К примеру
И ведь это ещё не конец, в следующих книгах колоду перетасуют и кто знает, что тогда?
Именно в «Тьме» интрига, нагнетаемая в предыдущих книгах, достигает наивысшей точки.
События этого тома также являются самыми эпическими. Сражения такого масштаба и такое количество действующих лиц достигнуты впервые (но и объём, надо сказать немаленький). Даже события в «Белой розе» и то кажутся вознёй в песочнице, по сравнению с походом в земли Хозяев Теней. При этом книга ничего не потеряла: ни мрачной атмосферы, ни стилистики хроник. Ощущение непонятной каши не возникает. Полный обзор событий достигается с помощью способности Мургена летать во сне и с помощью Копчёного.
Динамика произведения ровная и даже нарастает ближе к финалу. Заскучать Кук не даёт. Финальная часть о путешествии по равнине (загадочному и таинственному месту) вообще замечательна, а уж результат этого путешествия заставляет тут же схватиться за следующую книгу цикла.
Загадки предыдущих томов частично проясняются, но в замен приходит куча новых. Вообще большое количество интригующих вопросов и мистических элементов важная составляющая книг «Южного» подцикла.
И на последок хочется отметить забавную деталь. В оригинале название книги «She is the darkness» — «Она есть Тьма». Эта фраза применяется несколько раз ( что само по себе не удивительно), но вот говориться это о разных героинях. О Кине, о Душелове, о Госпоже, о Дщери Ночи и даже о Сари. И ведь по отношению к каждой из них это по своему справедливо. Так что, выводы напрашиваются самые неоднозначные. Правда интересно почему у Кука «Тьмой» называются только женщины :gigi:?
Итог: Если вам поднадоел цикл, потерпите до «Тьмы» и желание прочесть дальше обязательно появится. Яркий, атмосферный, захватывающий, интригующий роман.
Yum, 1 июня 2009 г.
Суровая книга о суровом Чёрном отряде. И пусть перевод названия всё-таки лучше было сделать дословным, книга от этого не перестаёт быть менее мрачной. Но «Она — тьма» звучало бы всё-таки лучше.
В целом, мне показалоь, что автор «держит марку» и не теряет нить повествования, хотя идёт уже восьмой роман цикла. Не вполне очевидными мне показались поступки Гоблина с Одноглазым, но, возможно (как уже не раз бывало) они будут объяснены в последующих романах. Ход с Равниной Сверкающих Камней мне показался оригинальным и, в приципе, органично вписывающимся в канву цикла.
Вообще, при мысле о романе у меня возник всего один эпитет, которым хочется его вознаградить — «суровый». Честно говоря, он мне показался жёстче, чем большинство предыдущих (возможно, так и есть) — возможно, из-за концовки. Да и сами персонажи продолжают раскрывать очередные грани своего таланта. Вновь удивляют Лозан Лебедь, Нож и Костоправ. Весьма удачным показался и выбор автора-повествователя (ещё со времён «Суровых времён», хотя статус Мургена и крайне близок таковому Костоправу в первых романах), и продолжение сюжетной нити Копчёного.
В целом — роман произвёл сильное впечатление. Автор как будто вдохнул новую жизнь в далеко не первый роман цикла. Ну а остановить прочтение цикла на это томе просто невозможно. Кто читал — то поймёт, а всем остальным рекомендую ознакомиться с циклом в целом и романом в частности.
garuda, 1 апреля 2012 г.
старый добрый кук. казалось бы ну чего ещё ожидать от этого автора? почти все враги побеждены, до осуществления мечты костоправа остаются считанные мили, никаких препятствий. а тут на тебе, как дубинкой из-за угла. вобщем-то раскрывать концовку, значит повесить спойлер и лишить всех удовольствия от прочтения. создаётся впечатление, что автор настолько влюбился в созданный мир, что не хочет из него уходить как можно дольше. хотя и осознаёт, что рано или поздно придётся это сделать. отсюда разные рассказчики в книгах, отсюда отступления от основного сюжета. хотя не удивлюсь, если когда-нибудь будут рассказаны истории тех же масла и ведьмака. из минусов, на мой взгляд, всё тот же местами невнятный перевод. учитывая количество действующих персонажей, их разнесённые в пространстве-времени поступки, необходимо чёткое понимание логики событий самим переводчиком. а с этим периодически возникают проблемы. хотя, вполне вероятно, что и сам автор тень-на-плетень наводит. в любом случае после прочтения книги количество загадок нинасколько не убавилось, а в концовке сделан мощный ход, позволяющий растянуть цикл ещё книг на 5-6. хотя вроде бы как солдаты живут последняя на данный момент. собственно невнятность логики поступков главных героев, их постоянные недоговорки и неуменьшающееся количество загадок является для меня основным недостатком романа.
Сказочник, 6 сентября 2011 г.
Действительно классная книга из летописи о Черном Отряде. Когда кажется, что уже всё в твоих руках, а главный приз практически в кармане, просто включи мозги... Может быть, ты ошибаешься? Когда кажется, что всё близится к совершенно предсказуемому финалу, Кук берет, и ставит всё с ног на голову — и тогда все част мозаики со снами и бредом Знаменосца встают на свои места, словно разъемы в пазы...
gafiator, 6 сентября 2009 г.
Сюжет романа двигается по какой-то плавной синусоиде.Вспышки бешеной активности и военных действий сменяются весьма длительными периодами затишья, во время которых только и остается следить за бестелесными путешествиями рассказчика в надежде распознать суть очередной интриги или облик очередного предателя.Много времени уделено загадочной расе нюень бао, представляющей странную смесь земных китайцев и вьетнамцев, к тому же обладающей японскими самурайскими замашками.Судя по всему, у автора весьма путаные и поверхностные этнографические познания.Ну а под конец Кук подсуетился и...заинтриговал.Чтож, придется читать дальше.
getoutaway, 5 февраля 2008 г.
Мне понравилась эта книга особенно после книги «Суровые времена», хороший интригующий конец.