Kiznaiver Скованные одной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > «Kiznaiver»: Скованные одной болью
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Kiznaiver»: Скованные одной болью

Статья написана 1 февраля 2022 г. 22:50
Размещена:

«Kiznaiver» («Ранаивер», «Связанные»). 12 эпизодов. Трансляция: с 09.04.2016 по 25.06.2016. Студия: Trigger. Главный режиссер: Кобаяси Хироси.

И все-таки это какая-то нелепая несправедливость! Почему у хорошего (да, не отличного, а просто хорошего) аниме-сериала «Kiznaiver» на «World Art» на момент написания данного текста 2006 место в рейтинге? Да, понятно, что оно 2006-ое из 4451-ого, то есть сериал болтается где-то в середине огромного списка, и можно подумать, что все не так уж и плохо (хотя видели бы вы его соседей по рейтингу...). Но он действительно заслуживает гораздо большего. Судите сами. Во-первых, снят он по оригинальной идее, что происходит далеко не так часто, как кажется. Во-вторых, рисовка заслуживает всяческих похвал, а уж дизайн персонажей, вообще, на пять с плюсом. В-третьих, в основу положена не самая банальная фантастическая идея. В-четвертых, это полностью законченная история, причем финал предельно закономерный, а все ружья стреляют, как по расписанию. Да, сериал снят про подростков и для подростков, но нет ничего плохого в том, что материал соответствует целевой аудитории. Да, взрослый зритель вряд ли почерпнет из этого сериала новые идеи, но, право слово, может быть какой-нибудь и почерпнет. Безусловно, сериал есть за что ругать: и с концовкой не все так хорошо, как кажется, и сюжетные дыры имеются, но их все-таки заметить надо, и мораль сей басни вызывает сомнения. Так ведь сложно найти аниме-сериал, к которому нельзя было бы применить хотя бы некоторые из таких замечаний. И многие из подобных аниме-сериалов пользуются всенародной любовью, ничто этому не мешает. Потому будем считать этот текст попыткой привлечь к «Kiznaiver» внимание публики, в конце концов, хорошие аниме-сериалы в таковом нуждаются. Но для того, чтобы соблюсти максимальную объективность, от дальнейших похвал следует воздержаться (да, этот сериал точно заслуживает того, чтобы его смотрели, оригинальная идея, хорошая анимация, классный дизайн персонажей, интересный фантастический замут, это законченная история, да-да, больше повторять не надо) и все-таки рассказать о минусах и неоднозначных местах подробней, чтобы не допустить завышенных ожиданий, которые имеют нехорошее свойство портить впечатление.

В главных героях тут ходят восемь вроде бы обычных старшеклассников. Как водится, они не так просты, как кажется на первый взгляд, но авторы не сделали их супергероями там или воплощениями божеств. Учитывая основное фантдопущение, то все умеренней не бывает. Агата Кацухиро (на нем держится фокус повествования, но это не означает, что он значимей остальных) — отстраненный, несколько апатичный парень, кажется, ему все равно, что происходит с ним и с окружающими. Дело в том, что он абсолютно не чувствует боли, это в итоге привело к тому, что он просто не в состоянии понять других людей. Такасиро Тидори — деятельная и эмоциональная подруга Кацухиро, стремится защищать его от нападок, разумеется, влюблена в него. Тэнга Хадзимэ — большой, высокий, порой несдержанный, представляет собой типаж обаятельного хулигана, не чужд чувства справедливости, поэтому вступается за Кацухиро, когда у него отбирают деньги, замечателен еще тем, что, учитывая все предшествующие характеристики, носит модные очки. Юта Цугухито — первый парень на деревне, все девушки в классе от него млеют, чем он и пользуется, возможно, самый социальный из компании. Маки Хонока — может создаться впечатление, что она считает себя лучше всех остальных, отстраненная, избегает любого намека на отношения, на нее посмотришь и сразу поймешь, что в шкафу есть скелет. Ниияма Нико — дурочка дурочкой, хочет, чтобы все считали ее предельно странной, инфантильна настолько, насколько можно, причем культивирует это в себе. Хисому Ёсихару — всем фрикам фрик, обожает боль и риск, ведет себя так, что хочется сразу выйти из комнаты, но можно предположить, что на самом деле он самый чуткий в компании. Кажется, между этими семью просто не может быть ничего общего. Возможно, это и был самый важный критерий при отборе наших героев для участия в жутком эксперименте. Они этого не хотели (да и кто захотел бы?), но их связали с помощью некоей технологии, которая позволяет распределять между ними чувство боли. Другими словами, когда кого-то из них бьют, то это ощущают и все остальные, но не так сильно, как если бы их били на самом деле. Впереди жуткие задания и понимание того, что за этим экспериментом стоит нечто большое: не просто протестировать на них технологию, но и добиться практически телепатии. А втравила (вроде бы) ребят во все это их же одноклассница — Сонодзаки Норико. Отстраненная, волевая, не по годам властная, она как раз и является восьмым персонажем. Сонодзаки та самая темная лошадка, которая всегда интересней остальных, так как у нее уж точно есть за душой страшные тайны.

[А теперь опознайте их всех на постере! Думается, это легко сделать, так как персонажи хорошо проработаны, и внешность у них соответствующая.

Это была короткая ремарка. Продолжим.]

Благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда. Цель эксперимента доказать, что утопия возможна. Ведь если всех людей соединить вот таким вот образом, они поймут друг друга и будут дорожить жизнями ближних своих. В таком случае не придется больше ломать голову над чужими действиями и мотивами, каждый человек станет открытой книгой. Насколько это хорошо — вопрос открытый. Но даже если допустить, что в этой идее есть рациональное зерно, то ее разработчики явно начали не так, как следовало. А начали они с экспериментов над детьми. И даже не потрудились получить у них согласия. И теперь наши школьники страдают ради абстрактного светлого будущего всего человечества. Миссия почетная, конечно, но легче от этого не становится. Тут бы всплыть этическим вопросам, что явно пошло бы сериалу на пользу, но их просто не случится. Да, есть некие спонсоры (ни одного не покажут), которых беспокоит возможная огласка. Но в целом сомнений нет: все правильно, цель оправдывает средства. При этом сами невольные участники эксперимента принимают его, как должное. Более того достаточно быстро они, как и полагается героям аниме, уже стремятся приложить максимум сил, чтобы ими остались довольны. Понятно, что фокус сериала именно на взаимоотношениях между подопытными. На дружбе, любви, непонимании и вот таких вот материях. Но все-таки фантдопущение требует внимания пусть не в техническом смысле (ну, допустим в мире сериала возможна технология, способная связать людей между собой на ментальном уровне), так хотя бы в философском. Но авторы сериала почти демонстративно игнорируют этот вопрос, им интересно другое. Ну, вы поняли. С этим можно было бы смириться, если бы при этом все то же фантдопущение не кидало тень и на данный аспект повествования.

Опытный зритель сразу поймет, что между ребятами обязательно возникнет дружба. Не смотря ни на что. А порой — и вопреки. Но в контексте повествования неминуемо возникнет вопрос: а насколько дружба, достигнутая таким образом, ценна? Предельно реалистично то, что почти все ребята становятся зависимы от той связи, которую им навязали. Когда та же Нико переживает на тему, будет ли она общаться с ребятами и после окончания эксперимента, ей веришь. Это очень по-человечески. Но при этом подобная связь патологична. Переживая чудовищные страдания, ребята, разумеется, стали зависимы друг от друга. Это неминуемо. Именно такую связь хотят экспериментаторы предложить всему человечеству? Замешанную на страданиях и зависимости друг от друга? Сомнительная радость, если вдуматься. Создатели аниме, как и в предыдущем аспекте, уходят от рассуждений на эту тему. Да, в какой-то момент она прозвучит, но ее закроют как можно быстрей. Просто герои принимают то, что теперь они дружат, и говорят о том, что эксперимент тут не при чем. Ой, не надо врать. Он очень даже причем. Вот только авторы не дают этой теме развиться, задвигают в дальний угол, концентрируясь опять же исключительно на переживаниях персонажей.

Резюмируя, можно сказать, что в «Kiznaiver» происходит полная жесть. Прежде всего, психологическая. Вот и получается, что, с одной стороны, у нас превозмогание, страдания, желание персонажей стать сильней и всячески штампы, к котором все любители аниме уже давно привыкли. Сюжетом про эксперимент над детьми нас уже не удивишь, пафосом и желанием одного из персонажей залезть как можно выше, чтобы произнести важную речь, — тоже. Ко всему этому, наверное, стоит отнестись, как к неизбежному злу, в конце концов, это тот язык, на котором авторы аниме привыкли рассказывать свои истории. С другой стороны, мы имеем мощную подростковую драму. Будет и многофигурная любовная композиция, и болезненные истории из прошлого персонажей, и слезы, и вопли, и неожиданные повороты. Вот тут все сделано так, что и не придерешься. При этом можно было бы обойтись и без фантдопущения, благо персонажи достаточно хорошо прописаны, чтобы им сопереживать. Потому, если уж не понравилась фантастическая составляющая, то на нее и глаза закрыть можно, чтобы насладиться героями и взаимоотношениями, тем более, что порой все тут сделано так эмоционально, что любо-дорого.

Для Кобаяси Хироси «Kiznaiver» был дебютом на посту главного режиссера сериала. До этого он режиссировал лишь отдельные эпизоды некоторых сериалов. Можно сказать, что экзамен на профпригодность сдан на «отлично». Возможно, именно определенная неопытность Кобаяси Хироси и не позволила ему сбалансировать «Kiznaiver», расставить акценты так, чтобы он стал по-настоящему выдающимся образцом многосерийной японской анимации. Опять же не будем забывать, что режиссер все-таки и от сценария пляшет, а в данном случае не он его писал. В любом случае, работа получилась любопытной и заслуживающей внимания, некоторые эпизоды прямо за живое берут и не отпускают, а это многого стоит.

Учитывая все сказанное выше, давайте не забывать, что в основе «Kiznaiver» лежит оригинальная идея, в сериале присутствует хорошая анимация, у персонажей проработанный и запоминающийся дизайн, фантдопущение заставляет задуматься о многом, а рассказанная история смотрится законченной и не требует продолжения. Потому, повторимся, «Kiznaiver» все-таки не заслуживает столь низкого рейтинга на «World Art». Да, об этом уже говорилось в первом абзаце данной рецензии, но, право слово, не грех и повторить, чтобы дать возможность наложить все эти плюсы на озвученные минусы. Да, минусы существенные, но тем сильней они оттеняют достоинства. А совершенное аниме выходит на экраны реже, чем нам хотелось бы.

Оценки:

Сюжет: 6 из 10.

Персонажи: 10 из 10.

Рисовка: 9 из 10.

Звуковой ряд: 8 из 10.

Итоговая оценка: 8 из 10.





971
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 февраля 2022 г. 09:45
Для меня главный плюс — мини-сериал и закончен ) В отместку на стол «Брошенный кролик»: https://www.kinopoisk.ru/series/62959...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2022 г. 13:04
Читал про него, но пока не смотрел.
Он же законченный?
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2022 г. 15:56
Igor_k
Мультверсия закончена. Но манга экранизирована не полностью, если верить интернету. В Японии, видимо, засилье трудоголизма и эгоизма, раз там пошли такие воспитательные мультики )
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2022 г. 18:55
Это засилье там было всегда, как мне кажется))) В том смысле, что данные темы постоянно поднимаются в аниме.
Хорошо, что сам сериал выглядит законченным. Больше шансов, что я его посмотрю.


⇑ Наверх