Сергей Михалков. «И тем не менее, все начинается с детства...» (Доклад на IV съезде писателей СССР) // Детская литература № 9 1967
------------------------------------------------------ -----------------
Сергей Михалков. «И тем не менее, все начинается с детства...» (Доклад на IV съезде писателей СССР).
Фрагмент публикации.
----
Я затронул проблему занимательности детской и юношеской литературы. Занимательность — одно из самых необходимых качеств специфики этой литературы, ибо мы с вами, быть может, и станем читать скучную книгу, если нам объяснят, что она содержит некие полезные и нужные сведения, но ребенок не станет читать подобное произведение ни за что! И тут самое время сказать о писателях, для которых занимательность, остросюжетность особенно важны — об авторах приключенческих и фантастических книг.
Ребята, как известно, отчаянные коллекционеры и очень любят обмениваться друг с другом: они меняют марки на спичечные коробки, значки на коллекции бабочек или жуков... Но вот недавно позвонил один вконец отчаявшийся родитель: его сын обменял свой новый двухколесный велосипед на несколько книг Конан-Дойля и Александра Дюма. Я не слышал, чтобы юные читатели столь уж высоко ценили произведения современных мастеров «сверхзанимательных» жанров. Но это вовсе не значит, конечно, что эти жанры у нас захирели и не развиваются. Отнюдь нет! Всем поколениям читателей знакомы, конечно, и приключенцев, как Иван Ефремов, Лазарь Лагин, Вахтанг Ананян из Армении, Николай Томан, Евгений Рысс, братья Стругацкие, Роман Ким, Александр Казанцев, Аркадий Адамов, Василий Ардаматский, Александр Насибов, Леонид Платов, Владимир Немцов, Георгий Гуревич...
И все же кое-что в этих жанрах меня настораживает. Когда какой-нибудь товар пользуется особенно большим спросом, нерадивые производственники подчас теряют требовательность к себе и начинают подхалтуривать: все равно купят, все равно «расхватают», они начинают спекулировать на чрезмерном «спросе».
К сожалению, у директоров книжных магазинов нет права возвращать недоброкачественную продукцию туда, где ее выпускают. А стоило бы применить это право на рекламацию, существующее в других торговых организациях, когда, к примеру, детям вместо литературы хотят всучить недоброкачественное чтиво в привлекательной обертке из «сверхзанимательного» сюжета. Подчеркиваю: речь в данном случае идет лишь о худших образцах, а не вообще о жанрах, которые столь любимы (я бы даже сказал: слишком любимы!) юными читателями.
Время меняет лицо жанров. И даже такого, казалось бы, традиционного, как сказка. В самое деле, то, что представлялось невообразимо фантастичным ребенку не только прошлого века, но даже наших тридцатых годов, то уже выглядит банальной обыденностью для сегодняшнего маленького любителя сказок. Но и по сию пору остается мудрым пушкинский девиз:
Сказка — ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Верные этому девизу, дают «уроки» нашим добрым молодцам и молодицам сказочники новой формации, столь непохожие на знаменитую Арину Родионовну — Николай Носов, Евгений Пермяк, Виктор Важдаев, Оксана Иваненко с Украины, Юлий Ванаг из Латвии, Рахиль Баумволь, Александр Волков, Виталий Губарев, Анатолий Митяев...
------------------------------------------------------ ------------------------------------------------
P.S. IV съезд писателей СССР проходил 22—27 мая 1967 года. Доклад С. Михалкова «Высокое назначение детской литературы». 23 мая 1967 г.
--------------------------------------------------
Перевод в текстовый формат ЛысенкоВИ