Ноша на двоих, или Второй шанс для Избранных
Томас Андерсон всемирно известный разработчик игр, на счету которого изрядно нашумевшая трилогия «Матрица». Игра, погружающая вас в мир машин, использующих людей как батарейки, обманчивой реальности и тех, кто не желает менять свободу на сытую иллюзию.
А еще Томас постоянный пациент психиатра, кормящего его синими пилюлями и доказывающего, что видения Андерсона об Избранном и Тринити всего лишь продукт воспаленного мозга геймдизайнера.
Томас не знает чему верить. До того самого момента, пока в офисном туалете ему является очкастый негр, утверждающий, что видения Андерсона абсолютно верны.
Матрица 1999-го года стала своевременным проектом, выводящим давнее людское сомнение о реальности реальности в сферу масскульта. Затем было еще две части, прохладнее принятые общественностью, видеоигра и сборник аниме. Казалось, тема закрыта.
До 2019 года, когда было анонсировано продолжение Матрицы. Ожидания были весьма скептическими. Тем паче, что за время пути лента потеряла одного из братьев/сестер/сиблингов Вачовски, и почти всю команду, создававшую трилогию, включая постановщика экшен-сцен.
В результате мы получили эдакое необязательное «20 лет спустя», как и полагается злободневное, более прямолинейное, сконцентрированное на Нео и Тринити.
С ходу бросается в глаза, что экшен свеженькой Матрицы на порядок менее интересен, чем у предыдущих версий. Если большинством сцен боевки ленты 1999-го и отдельными моментами двух продолжений можно было наслаждаться покадрово, то здешняя движуха аж никак не выделяется на фоне боевиков-конкурентов, снята смазано и попросту неинтересно. В актив ленте можно занести разве что бото-погоню, но даже она, радуя зомби-массовостью, огорчает отсутствием изобретательности. Печалька.
Реальный мир тоже не впечатлил. Никаких тебе битв с машинами и прочих апокалиптических красивостей. Он как бы есть, но абсолютно не запоминается.
С точки зрения картинки Resurrections разочаровал.
Пожалуй, лишь «включения» сопровождающего из реального мира при действиях «фрименов» в матрице смотрятся интересно.
Плюс постановщики активно вводят в повествование кадры из предыдущих фильмов. Этот прием порой оправдан, но чаще всего им откровенно злоупотребляют.
На идейном фронте ситуация получше. Хватит экивоков, решила Вачовски, пора говорить прямо. Лана в лоб вещает о стаде, которому не нужна свобода, лишь контроль, комфорт, уверенность. О тех, кто предпочтет суровой реальности блаженное ощущение свиньи у полного корыта. Скотинки, полностью уверенной в завтрашнем дне. Жаждущей управления компетентными руководителями.
О манипуляциях управляющих этим стадом. Тех, кто может в любой момент заменить у своего скота ложную уверенность в безопасности – необходимостью самоубийственного прыжка с крыши. Локдауне, превращающем людей в зомби, влекомых на тот свет паникой, СМИ, ненавистью к «не таким как все». О том, что чем хуже к людям относятся, чем больше ими манипулируют, тем больше энергии получают в ответ.
О том, что настоящая реальность у нас в мозгу. Что жить надо ради чувств. Ради Любви. Ради возможности сказать: «посмотрите, какую я вырастил клубнику». А не ради войны, или любых идей, требующих лжи и насилия. Что Любовь великая сила, и пара, предназначенная друг для друга, вместе может гораздо больше, чем поодиночке.
О том, что даже Спасителю не вынести свою ношу в одиночку, и нужно разделить ее со своей половинкой.
О пресловутой свободе выбора, ее наличии и отсутствии.
О том, что неважно, каким образом появился на свет разум и как он выглядит. Важно, лишь что он делает и куда направляет свои усилия.
Поначалу лента во многом смотрится ремейком Матрицы 1999-го. Ситуацию спасает ирония и стеб, предназначенный в основном для тех, кто помнит перипетии первого фильма. То герои сами узнают воссоздание легендарных событий. То Андерсон горстями жрет синие таблетки и аж никак не жаждет «пожаловать в реальный мир». То его босс иронизирует над неизбежностью создания четвертой части «с нами или без нас». То персонажи прикалываются над ситуацией и пафосом своих предшественников. То Нео понимает, что все еще знает кунгу-фу. Приятно.
А вот длиннющие монологи то Аналитика, то Смита смотрятся слабенько. Не рассказывай, а показывай – Лана, ау!!
Акцент в Resurrections сделан на Нео и отчасти Тринити, действительно получивших самый настоящий второй шанс.
Киану Ривз как всегда невозмутимо естественен. Отлично смотрится смена обликов – современного бородатого Уика в Матрице и коротко стриженого и потрепанного жизнью мужика в реальном мире. Андерсон трогательно сомневается в собственном рассудке, упорно не верит в происходящее. Долго собирается с силами для сражения за любимую.
Тринити (Мосс) тут гораздо меньше, чем ее суженого. Но когда приходится, женщина напоминает всем присутствующим, что порох в пороховницах в наличии не только у мистера Андерсона.
Любопытный вопрос – стоит воспринимать события четвертой части как нивелирующие жертву Нео в третьей, или как второе пришествие Мессии?
Кроме основной пары имеются и новые персонажи, к сожалению раскрытые на порядок хуже, чем герои трилогии.
Морфей (Абдул-Матин II ). Совершивший метаморфозу из Агентов. Чертовски похожий на прототип (отчего Фишберн не вернулся к своему образу? Неужто из-за того что 60 лет прошло? А кого это останавливало в Матрице?). Практически лишенный пафоса, взамен пышущий иронией.
Смит (Грофф). Смазливый, самодовольный, лощеный. Хороший парень, но не орел. Не Уивинг, не Уивинг.
Багз (Хенвик). Здешняя мятежная духом капитан корабля, поставившая целью отыскать Нео вопреки всему.
Аналитик (Харрис). Самодовольная личность. Впрочем, имеющая для этого немалые основания.
Интересна смена направленности бытия «фрименов» реального мира. Вместо партизанской войны с машинами — город, акцентирующийся на мирном труде. Все же Нео не зря старался в «Революции» — «подвиг твой бессмертен».
Сюда же примыкает тема машин, работающих на людей и прочих сентиентов – программ, сотрудничающих с «фрименами». Мир Матрицы потихоньку развивается.
И напоследок. Фримены для тех, кто остался в Матрице и раньше были самым настоящим смертоносным бедствием сродни урагану. Стоило пацанам из Зиона выйти в люди — жди беды. А конкретнее сотен и сотен трупов. Людей живущих своей единственной, наполненной и дорогой для них жизнью. Полицейских, силовиков и просто попавших под руку прохожих. Ведь если судить по реакциям на собственную «матричную» смерть «наших ребят» — потеря жизни в матрице равна потере жизни в реале. Тем более для обывателей, выбравших бытие в матрице как единственное (или не знавших о другом). Странно, что фримены, четко знающие, что их тела в безопасности на корабле тоже помирают стоит им нанести несовместимые повреждения в матрице.
Но в Воскрешении хорошие парни превзошли сами себя. Четвертую часть по праву можно было назвать Матрица.Геноцид. Извели народу Нео со товарищи от души.
Эрго. При всех вопросах и недостатках побывать в мире Матрицы было приятно. Да, по многим параметрам до ленты 1999-го Воскрешение не дотягивает. А вы серьезно рассчитывали, что будет иначе? Но отчего у них с экшен-сценами так плохо?
Режиссер: Лана Вачовски
В ролях: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Кристина Риччи, Джессика Хенвик, Дэниэл Бернхард, Джонатан Грофф, Приянка Чопра Джонас, Яхья Абдул-Матин II, Эллен Холлман, Джада Пинкетт Смит, Нил Патрик Харрис