389 Иллюстрированный Гайдар


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 389. Иллюстрированный Гайдар: Мальчиш-Кибальчиш (худ. Э.Булатов и О.Васильев, худ. И.Кононов, худ. С.Остров, худ. Р.Багаутдинов, худ. Н.Гольц)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

389. Иллюстрированный Гайдар: Мальчиш-Кибальчиш (худ. Э.Булатов и О.Васильев, худ. И.Кононов, худ. С.Остров, худ. Р.Багаутдинов, худ. Н.Гольц)

Статья написана 26 декабря 2021 г. 17:44

Завершаю обзоры иллюстраций к сказке про Мальчиша-Кибальчиша. Сегодня — отдельные картинки разных художников, которые, как правило, публиковались в сборниках.

Саратовские сундучки (1973) и зеркала (1978)

Интересный для советского книгоиздания казус: провинциальное издательство (в Саратове) готовит сборник литературных сказок с отличными иллюстрациями московского художника И.Кононова. Сборник называется «Волшебный сундучок» и выходит в 1973 году, а потом переиздаётся в 1975 году. И вот беда: художник оказался диссидентом, в 1975 году лишён советского гражданства. Сборник популярный, во многом благодаря иллюстрациям, а переиздавать его дальше с картинками антисоветчика нельзя. И вот издательство к 1978 году выпускает сборник с тем же самым составом, но под другим названием «Волшебное зеркало». И художники другие, но тоже московские: работающие в паре Э.Булатов и О.Васильев.

Удивительно здесь то, что и эти очень популярные художники числились диссидентами и запросто могли бы быть высланными через пару лет. Кого бы тогда Саратовское издательство привлекло? Но бог миловал, «ребрендинговый» сборник переиздавался в Саратове ещё минимум один раз в 1980 году. А художники за границу выехали уже в Перестройку без клейма врагов народа.

Вот оба сборника в красивых суперобложках:

Волшебный сундучок. Худ. И.Кононов (1973)
Волшебный сундучок. Худ. И.Кононов (1973)
 Волшебное зеркало. Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)
Волшебное зеркало. Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)

У меня первые издания без суперобложек (переплёты как бы тканевые, но из очень плохой «ткани»).

Итак, Мальчиш-Кибальчиш — самый советский детский персонаж — в исполнении антисоветских художников.

1) Кононов в первом варианте сборника разработал макет: наличие шмуцтитулов, заставок и концовок к каждому произведению, определённое количество страничных иллюстраций и иллюстраций в тексте. По-видимому, Булатов и Васильев решили полностью сохранить этот макет.

а) Шмуцтитул.

Худ. И.Кононов (1973)
Худ. И.Кононов (1973)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)

б) Заставка.

Худ. И.Кононов (1973)
Худ. И.Кононов (1973)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)

2) В макете был заложен квази-фронтиспис: на левой стороне первого разворота, перед текстом идёт программная страничная иллюстрация. Булатов с Васильевым не только по форме, но и по существу иллюстраций следовали по стопам Кононова. На квази-фронтисписе — Мальчиш-Кибальчиш в будёновке зовёт всех в атаку.

Худ. И.Кононов (1973)
Худ. И.Кононов (1973)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)

3) Одна иллюстрация в тексте. Здесь у художников первого и второго сборников разные темы.

Худ. И.Кононов (1973)
Худ. И.Кононов (1973)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)

4) Одна страничная иллюстрация, посвящённая в обоих сборниках противостоянию Мальчиша и буржуинов. У Кононова буржуины — карикатурные, а у Булатова с Васильевым — инфернальные. У Кононова Мальчиш уже пленён, а у Булатова с Васильевым — символическое противостояние борющегося Мальчиша (но одинокого, уже обречённого). Сильная, между прочим, картинка. А ведь в каком-то интервью говорили Булатов и Васильев, как их воротило от советских персонажей, как они подчёркнуто шаблонно их рисовали. Но, видимо, Гайдар увлёк и таких скептиков — видно, что Мальчиша рисовали взволнованные художники.

Худ. И.Кононов (1973)
Худ. И.Кононов (1973)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)

5) Одинаковые концовки.

Худ. И.Кононов (1973)
Худ. И.Кононов (1973)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)
Худ. Э.Булатов и О.Васильев (1978)

Мальчиш ленинградский (1985) и пермский (1973)

По одной иллюстрации к «Сказке о Военной тайне...» было вот в этих абсолютно разных сборниках. Это роскошный толстый том с литературными сказками «Драгоценный ларец» (Лениздат, 1985) во многом перекликающийся с саратовскими сборниками. Цветные иллюстрации широко известного С.Острова. И небольшой разноплановый сборник для внеклассного чтения «Мама, почитай-ка» (Пермь, 1973). Бумага газетная, чёрно-белые картинки местных художников (очень неплохих). К гайдаровской сказке — рисунок Р.Багаутдинова.

Драгоценный ларец (Л., 1985)
Драгоценный ларец (Л., 1985)
Мама, почитай-ка (Пермь, 1973)
Мама, почитай-ка (Пермь, 1973)

Общее — только то, что к «Сказке о Военной тайне...» в обоих сборниках по одной иллюстрации. И в ленинградской, и в пермской книге — это Мальчиш-Кибальчиш, с саблей и в будёновке. Увлекает за собой команду.

Худ. С.Остров
Худ. С.Остров
Худ. Р.Багаутдинов
Худ. Р.Багаутдинов

У Острова — фоном показаны инфернальные рожи буржуинов (сходство с идеей Булатова с Васильевым из саратовского «Волшебного зеркала»).

Худ. А.Брей (1962)

Думал я, что в «Мурзилке» (где удобный архивный поиск) за полвека наберётся много иллюстраций к «Сказке о Военной тайне...». Но нет, нашёл только одну картинку — из февральского номера за 1962 год. Художник — замечательный А.Брей. Картинка, в центре которой — мерзкий свинья (дикий кабан) со свастикой и в немецкой каске пытает скованного Мальчиша.

Мурзилка. 1962. № 2
Мурзилка. 1962. № 2

А так-то Брей — художник лирический, его персонажи обычно очаровательные пупсики. Ему было проще животное нарисовать, чем плохого человека-буржуина.

Худ. А.Елисеев и М.Скобелев (1967)

В 1967 году в Хабаровске был издан том повестей Гайдара «Военная тайна» с иллюстрациями А.Елисеева и М.Скобелева. В 2016 году этот сборник в том же оформлении был переиздан Издательским домом Мещерякова.

В сборнике помещена повесть «Военная тайна», а уж в ней — сказка о Мальчише-Кибальчише. Непосредственно к сказке есть две иллюстрации.

Изображения буржуинов продолжают традицию карикатуры. Но у дуэта Елисеев-Скобелев карикатуры были мягкие.

Мальчиш от Ники Гольц (1970)

И, наконец, неожиданная находка. Мещеряков в 2012 году издал альбом с графикой Ники Гольц.

Впервые были опубликованы иллюстрации к несостоявшемуся изданию «Сказки о Военной тайне...». Сама Ника Гольц вспоминала (см. интервью тут)

цитата Н.Гольц

Я мечтала делать цветные книги, но понимала: чтобы получить такой заказ, надо оформить или «правильного» автора, или нарисовать что-то идейно-политическое. Это были «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово» Аркадия Гайдара и «Новые похождения Кота в сапогах» Сергея Михалкова. Но и в первый, и во второй раз я отказалась. Решила с этим не связываться и осталась верной своим любимым Э.Т.А.Гофману, Г.Х.Андерсену, Ш.Перро и т.д.

Правда, сначала я даже начала думать о Мальчише-Кибальчише, сделала несколько эскизов, но потом все равно отказалась. Не смогла переступить через себя. Эти рисунки сохранились. Сейчас смотрю на них и думаю: а интересная могла получиться книжка.

Подтверждается в очередной раз: самая советская детская книжка всё же была настоящей литературой, а не чем-то «идейно-политическим».

1) Первый рисунок — хрупкий трогательный Мальчиш (без будёновки) противостоит поглощающей мир тьме, в которой вспыхивают атрибуты буржуинства (в том числе и немецко-фашистские).

2) Серия кумулятивно появляющегося всадника.

Вот эта серия крупным планом.

А у Н.Гольц действительно могла бы получиться особенная сюита, и даже особенная в творчестве самой художницы — из-за техники. Техника интересная, не абсолютно новая, но в новом для Н.Гольц направлении.





416
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 декабря 2021 г. 03:19
Мой первый «Мальчиш-Кибальчиш» оказался авторства Владимира Савадова, в таком издании
https://fantlab.ru/edition262285
Там интересные концептуальные иллюстрации, плакатного стиля.
Мальчиш-Кибальчиш, как видно по рисунку обложки, как раз возраста героев гайдаровской Р.В.С., то есть 10-11 лет.
А Мальчиш-Плохиш художником выведен как некая аллюзия на человека, страдающего прогерией, преждевременным старением.
У вас это издание есть?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2021 г. 08:54
Такого издания у меня нет. Я мальчишей специально не собирал


Ссылка на сообщение27 декабря 2021 г. 10:34
Очень интересный обзор, спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2021 г. 12:28
:beer:


⇑ Наверх