Высоцкий и Маяковский Одна


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «i_bystander» > Высоцкий и Маяковский. Одна любопытная параллель
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Высоцкий и Маяковский. Одна любопытная параллель

Статья написана 15 октября 2021 г. 07:58

В последней колонке про Башлачева шла речь о тех, кто на него повлиял, и в первую очередь о Высоцком и Маяковском. Вообще-то, поскольку В. творил значительно позже М., есть определенные основания попытаться проследить здесь не просто два источника, а некую линию преемственности. Собственно, Высоцкий упоминает Маяковского, причем как раз в песне — своего рода поэтическом манифесте, Высоцкий играл Маяковского — одного из — в таганском спектакле "Послушайте" (который я, к слову, видел, хотя, увы, уже без него), да и написано о влиянии М. на В. не так уж и мало. Однако существует одна занятная конкретная параллель, упоминания которой я как-то не встречал. Будем считать, что есть повод добавить ее в копилку мирового разума.

Четверостишие Высоцкого (рефрен из песни "Дом хрустальный"):


Дом хрустальный на горе — для неё,

Сам, как пёс, бы так и рос в цепи.

Родники мои серебряные,

Золотые мои россыпи!


немедленно вызывает у меня в памяти другое четверостишие, из "Флейты-позвоночника":


А там,

где тундрой мир вылинял,

где с северным ветром ведет река торги,-

на цепь нацарапаю имя Лилино

и цепь исцелую во мраке каторги.


То есть на самом деле наоборот, песню-то я, пожалуй, услышал раньше, чем внимательно прочитал "Флейту", но дело, естественно, не в этом, параллель от того менее убедительной не делается. По существу одна и та же лирическая тема, идентичный образ героя, радующегося собственной цепи, близкий контекст (золотые россыпи Сибири / северная каторга; мало того, мне еще и "рудники" постоянно слышатся вместо "родников"), маяковские неровная ритмика и причудливая рифмовка (во всей, к слову, песне). Интересно, не правда ли?





269
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх