366 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 366. Иллюстрированные сказки: Царевна-лягушка (худ. Е.Александрова, Т.Маврина, Н.Гольц)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

366. Иллюстрированные сказки: Царевна-лягушка (худ. Е.Александрова, Т.Маврина, Н.Гольц)

Статья написана 18 сентября 2021 г. 10:08

Продолжаем обзор иллюстраций к сказке «Царевна-лягушка» в контексте размышлений о сталинском стиле в книжной графике. Сегодня три художницы и их работы 1950-х гг.

Худ. Н.Гольц (1956)

Как решительно отмежеваться от сталинского стиля? Сделать рисунок плоскостным, оставить на нём побольше светлых пятен и притушить цвета. В переходный период, до выработки приёмов новой графики 1960-х г., наибольшее удаление от сталинского стиля демонстрировала Ника Гольц. Она ещё не разработала свою собственную узнаваемую манеру, но будущее уже проглядывало в них. Открытки 1956 года.

1) Ну что тут скажешь? Оттепель на картинках.

2) А вот сцены в древне-русском тереме для передового художника никак не предполагают наличие воздуха — эти допетровские терема (на контрасте с последующими европейскими дворцами) воспринимаются тесными, душными, с жарким орнаментом на стенах. Сталинский стиль иллюстрации сам собой и образуется. Это так теперь азиатское прошлое изображается.

3) После победы над Кощеем трогательное возвращение домой — в обнимку со всеми зверями-помощниками.

Худ. Е.Александрова (1958)

В 1958 выходит книжка, проиллюстрированная Е.Александровой. Она только-только закончила художественный вуз. Оттепель уже вовсю буйствует. Но книжная графика пока новым стилем не взорвалась — пару лет подождать надо. Скоро и художница переймёт приёмы новой волны. Вот лист из энциклопедии С.Чистобаева с рисунками Е.Александровой 1958 г. (вверху) и 1965 г. (внизу).

Видно, что иллюстрации к «Царевне-лягушке» ещё пропитаны сталинской эстетикой, хотя уже сильно откорректированной. В этом виде — с сохранением реализма и смелого сочетания ярких цветов — сталинский стиль трансформируется в иллюстрации таких любимых всеми художников как, например, В.Перцов и В.Лосин. Кажется, что и Е.Александровой не надо было отказываться от той манеры, которую она нащупала в 1958 году, отталкиваясь от сталинского стиля. Эти её первые рисунки мне показались и самыми оригинальными.

Посмотрим картинки к «Царевне-лягушке». Сканы взяты с сайта Музея детской книги: https://kid-book-museum.livejournal.com/9.... Поскольку там даны только половинки разворотов, для общего представления даю фотографии разворотов с интернет-барахолок (https://auction.ru/offer/carevna_ljagushk... и https://m.avito.ru/taganrog/knigi_i_zhurn...).

1) Три царевича — три стрелы

2) Встреча с лягушкой

3) Шитьё ковров по царскому заказу

4) Появление Василисы Премудрой на пиру без лягушачьей шкуры

5) Улетела лягушка белым лебедем

6) Иван-царевич получает путеводный клубок

7) Баба-Яга выдаёт секрет кащеевой смерти

8) Иван-царевич у жутких кащеевых врат

9) После убийства тестя

Худ. Т.Маврина (1951 г. и 1982 г.)

И, конечно, иллюстрации Т.Мавриной. Первый вариант сюиты к «Царевне-лягушке» у неё вышел в 1951 году: в самый что ни на есть сталинский период (переиздана «Нигмой» в 2012 году и «Речью» в 2015 году). А второй вариант — в 1982 году.

Маврина начинала в 1920-е гг. «Формалисткой» она была всегда. Её послевоенные при жизни Сталина иллюстрации сильно выбивались из общей массы: она не умела рисовать как положено. Книжка 1951 года была издана в «Росгизместпроме». Интересная была практика. А с середины 1960-х гг. Маврина уже работала в собственной уникальной манере. И тоже ни на кого была не похожа.

Посмотрим два варианта в сравнении.

1) Заставка / Титул

Красивые до слащавости царевичи на титуле 1951 года. И некрасивые, но будто из миниатюр в летописях персонажи в издании 1982 года. И на развороте 1982 года заметно веретено — это предупреждение, что вариант сказки не такой, к которому все привыкли.

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

2) Выбор судьбы

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

3) Встреча с лягушкой

Мнение искусствоведов из Государственного музея Пушкина (отсюда):

цитата

Второй книжкой стала народная сказка «Царевна Лягушка», которая «от обилия материала, накопленного» для творчества, оказалась «вся перегружена».

«Перегруженность» бросается в глаза именно на этом развороте 1951 г. Ну а на картинке 1982 года видно, что такое «разгруженность».

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

4) Шитьё рубах

По материалам 1951 года — этот эпизод только в ранней сюите. Глядя на эти рисунки, вижу, насколько они походят на рисунки В.Лосина, которые появятся только через 10 лет в «Сказках Куприянихи». То, что Маврина вымучивала, стараясь соответствовать сталинскому канону, а потом отбросила, для Лосина стало находкой, которую он лелеял потом всю жизнь.

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1951)
Маврина (1951)

5) Выпекание хлебов

Через 30 лет хлебушек заметно освободился от сталинских архитектурных излишеств.

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

6) Прибытие на пир

Маврина как будто цитирует свой прежний разворот, включая пузатые колонны.

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

7) Танцы с костями

Как мы все помним, Василиса Премудрая за столом себе в рукава закладывала кости и заливала вино — и во время танца у неё живые лебеди по озеру плавали. А невестки так же сделали, и кости царю в глаз прилетели.

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

8) Лягушка улетела

С первого взгляда понятно, что рисунки двух периодов совершенно разные, но вот на этих разворотах одна композиция. Замысел-то остался прежним, формы стали другие.

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

9) Избушка на курьих ножках

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

10) Бабы-Яги

В 1982 году на картинках было несколько Баб-Яг (родных сестёр). В позднем издании Маврина иллюстрировала какой-то неканонический текст «Царевны-лягушки», в основу которого положен афанасьевский вариант 267. Там нет ни зверей-помощников, ни Кащея. Бредёт Иван-царевич от одной Яги к другой, а Василиса Премудрая его уж и забыла... Редкий вариант, очень, наверное, мамы, читая вслух, удивлялись.

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

11) Убийство Кащея

Линия традиционного варианта сказки в издании 1951 года. Иван-царевич и звери-помощники выступают единым фронтом. У Н.Гольц мы эту идею уже видели, но Маврина по времени была первой.

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1951)
Маврина (1951)

12) Счастливый конец

Во всех вариантах Иван-царевич забирает Василису обратно.

 Маврина (1951)
Маврина (1951)
 Маврина (1982)
Маврина (1982)

В 1982 году пришлось, правда, на ковре-самолёте улететь домой, а то уже новый жених вот-вот должен был подойти. Но кто был этим женихом, сказка молчит. А женихи-то необычные в царстве мёртвых (царство мёртвых — поскольку там Бабы-Яги плотно расселились). Вполне в духе искорёженных крестьянских представлений женихом Василисы мог бы оказаться и Кощей.





665
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 сентября 2021 г. 13:23
Т.Маврина, как и М.Майофис, выработала свой новый стиль, методом аутоинфантилизации)), то есть стала рисовать так, как рисовала в детстве. И этот прием сработал: дети сразу же подсознательно реагируют на подобные картинки, так как они к ним «ближе» по времени.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2021 г. 16:00
Мне кажется, дети не любят «детских» иллюстраций. Но поздние Маврина, Майофис (ещё поздний С. Остров припомнился) — да, их любят. Талант!
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2021 г. 17:04
Любят — не любят, это вопрос дискуссионный.
Дети, как и взрослые, при анализе новой информации, начинают сравнивать ее с тем, что хранится у них в недрах памяти и опыта. Понятое дело, что у взрослых багаж больше, поэтому «детская» манера рисунка для них отстоит по шкале опыта дальше, чем у маленьких зрителей.
Дети — в первую очередь подражатели, им проще и удобнее подражать тому, что доступнее по исполнению. Подражать рисункам Мавриной позднего периода ребенку легче, чем подражать той же Мавриной 50-х, поэтому (это неосознанный фактор, но он действует безотказно) ребенок легко понимает и «считывает» ее иллюстрации.


⇑ Наверх