* * *
Всем, интересующимся темой, предлагаю ознакомиться с авторской статьей известной американской писательницы фантастических ужасов Мэри Сан-Джованни, посвященной изучению Лавкрафтовского Оккультизма. В своем материале автор достаточно подробно исследует мистическую составляющую творчества Говарда Филлипса Лавкрафта, а также взвешивает все основные "За" и "Против", связанные с возможной принадлежностью писателя к оккультным кругам и практикам. Свои выводы Мэри основывает на трудах таких признанных исследователей Лавкрафтовской литературы, как Дэниел Хармс, Джон У. Гонсе и Джон Л. Стедман. Так был ли Говард Лавкрафт оккультным мистиком или просто являлся человеком с хорошим художественным воображением? Спор продолжается уже несколько десятилетий и точка в этой дискуссии не поставлена до сих пор...
/От переводчика/
______________________________________________________ _____
ЛАВКРАФТ И ОККУЛЬТИЗМ (2018).
"Lovecraft and The Occult".
.
Об авторе:
Мэри Сан-Джованни (Mary SanGiovanni) — американская писательница, автор более двадцати книг в жанре фантастического ужаса и мистического триллера, таких как фантастическая трилогия «Пустышка» (Трилогия Пустых), а также романов — «Озноб» (2016), «Дикий лес» (2017), «Хаос» (2018), «Тралл» (2020), четыре романа из серии о «Вселенной Кэти Райан», и множество жанровых рассказов и документальной прозы. Ее произведения, за последнее десятилетие неоднократно публиковались в периодических изданиях и антологиях фантастических ужасов. Своими учителями Мэри Сан-Джованни считает таких корифеев жанра, как Рэмси Кэмпбелл, Стивен Кинг, Питер Штрауб и Говард Лавкрафт. Писательница была номинирована на премию Брэма Стокера за фантастический роман «Пустышка» (первый том трилогии, написан в 2007, издан в 2011), который называют источником вдохновения, послужившим для создания культового образа Слендермена — "первого великого интернет-мифа", персонажа-монстра из компьютерных игр и фильма ужасов "Слендер", 2015-го года (Слендермен или "Тонкий человек" — гуманоидное безликое существо в черном костюме, обитающее в лесу; похититель детей и взрослых, обладающий телепатией, гипнозом и способностью физической трансформации). Мэри Сан-Джованни также является обладателем Премии Лавинии Коль за выдающиеся достижения в области литературы и Премии конвенции ужасов "NecoN Legend Award" (Массачусетс). Она имела честь быть одной из первых приглашённых женщин, выступивших с лекцией о литературном писательстве в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли (штат Вирджиния). Обладает степенью магистра по написанию популярной художественной литературы в Университете Сетон-Хилл в Питтсбурге, где она училась у знаменитых представителей жанра. Была активным членом Ассоциации авторов и сценаристов ужасов, а также организации сценаристов ужасов "Garden State", по созданным ею сценариям снято несколько короткометражных фильмов. В настоящее время Мэри Сан-Джованни является членом американской гильдии Международной Ассоциации Авторов Триллеров ("The International Thriller Writers") и Пенсильванской Ассоциации Писателей ("Penn Writers"). В настоящее время вместе с семьёй проживает в Нью-Джерси (США).
______________________________________________________ __
* * *
Важнейшим компонентом Космического ужаса в целом и творчества Говарда Лавкрафта в частности, является элемент Оккультизма. Во многих отношениях, оккультные аспекты в работах Лавкрафта соответствуют истокам этого слова: многое из того, что ищут различные персонажи его историй, остается скрытым или спрятанным от посторонних глаз. Практикуя тайные ритуалы и произнося древние слова, эти персонажи открывают могущественные знания и космические истины, одновременно потрясающие и устрашающие по своим последствиям и масштабам. На протяжении десятилетий ученые исследовали реальные связи Лавкрафта с оккультизмом, основываясь на его художественных произведениях, переписке и личной жизни, чтобы разгадать, имел ли он в действительности эзотерическую связь с запредельными мирами, или просто являлся мечтателем с богатым воображением из Провиденса. Вполне возможно, что он был и тем, и другим.
Переписка Лавкрафта с другими членами его дружеского круга предполагает, что хотя он и был хорошо начитан по этому предмету, лично практиком магии он не был. Большая часть его знаний в области оккультизма, по-видимому, была почерпнута из книг о европейском колдовстве, написанных людьми не принадлежавшими к тем ведьмовским группам, и окрашенных восприятием нехристианских религий его времени, а также книг о колдовстве колониальной Америки, описанном охотниками на ведьм Салема, такими как Коттон Мэзер. ("Г.Ф. Лавкрафт и черная магическая традиция", Джон Стедман, 2015). Некоторые из этих последних источников содержат предполагаемые рассказы обвиняемых ведьм, хотя достоверность и интерпретация таких рассказов, обязательно будут, в лучшем случае, несколько сомнительными. Однако, движение к более свободному выражению религии в 1970-ых годах, дало нам некоторое представление о магических системах. Мы пришли к выводу, что хотя некоторые детали реальной оккультной практики, как современной, так и традиционной, часто искажаются в работах Лавкрафта, многое из того что автор включал в свои произведения, удивительным образом достаточно близко, чтобы заставить настоящих практиков задуматься.
Изучение конкретных слов, использованных Лавкрафтом, позволяет предположить, что он не был близко знаком с реальными оккультными практиками по вызыванию демонов или демонических богов, поскольку его язык в ритуалах больше напоминает защитные заклинания, которые включают в себя призыв различных имен Иудео-христианского Бога (или слегка измененных версий этих имен), таких как Хель, Хелоим, Эмманвель, Тетраграмматон и Иехова, а также имена архангелов, таких как Сотер и Сабот, упомянутых в рассказе 1927-го года "Ужас в Ред-Хуке". ("Г.Ф. Лавкрафт и черная магическая традиция", Дж. Стедман, 2015). Практикующие магию обычно используют эти имена в защитных знаках (сигилах), направленных в противовес сущностям, призванным против их воли для оказания услуг или получения информации. Такое использование при вызывании демонических богов казалось бы контр-продуктивным с точки зрения самих этих субьектов. Далее, в произведении "Дело Чарльза Декстера Уорда" (1941) его титульный персонаж в одном из своих заклинаний ссылается на элементалей (сильфов, гномов и саламандр), что наводит на мысль о языческом поклонении, а не о каком-либо сатанистическом. Однако, многие аспекты ритуалов, такие как рисование защитных кругов, направления, в которых расположены эти круги, размещение свечей и некоторые используемые вещества, изображены у Лавкрафта более или менее точно. Кроме того, включение Лавкрафтом геометрии в описание магии (например, в рассказе "Сны в ведьминском доме", 1933) — это понятие, которое исторически присутствует в магических системах на протяжении веков.
У фантастики ужасов и оккультизма существуют интересные симбиотические отношения, которые можно наблюдать у Лавкрафта, а также у Роберта Говарда, Кларка Эштона Смита и других. Беглое рассмотрение целей современных оккультных групп в США и Европе демонстрирует сегодня интересные контрасты и сравнения, как с раболепствующими культистами из произведений Лавкрафта, так и с его оккультными исследователями. По этой увлекательной теме можно создать большие исследовательские работы.
Все актуальные оккультные группы последнего столетия, от Герметического "Ордена Золотой Зари" (начала XX века) и организации "Ordo Templis Orientis" Алистера Кроули, до Церкви Сатаны (прим., — основанной в 1966-ом году Антоном Шандором ЛаВеем, к слову, приятелем писателей Августа Дерлета и Кларка Эштона Смита, членов Кружка Лавкрафта), придерживались системы убеждений, которая вместо того чтобы стремиться улучшить свой разум и душу, и достичь более чистой, более совершенной духовной формы, охватывает физическую или плотскую связь с землей и приближается к духовному миру, как к средству доступа к власти и знаниям (прим. переводчика — утверждение автора статьи о "физической или плотской связи" оккультистов "с землей" (со всем земным), по словам практикующих магов является спорным, поскольку герметические традиции представляют собой магические системы, имеющие дело с отношениями между микро-космом "Я" и макро-космом Вселенной; а один из главных постулатов традиции гласит: "каждый мужчина и каждая женщина — звезда", по мнению практиков врятли это может относится к понятию "земной связи").
Независимо от духовной направленности, в них (в системах верований) присутствует постоянный элемент последовательного интеллектуального изучения и самосовершенствования, посредством практического применения концепций, как математических и научных, так и духовных, или физических. Культисты же, у Лавкрафта, напротив, часто изображаются как бездумно покорные, почти животные дикари с низким или поврежденным интеллектом, которые, похоже, совершенно не заинтересованы или неспособны к интеллектуальным занятиям, как, например, группа культистов обнаруженная детективом ЛеГрассом в рассказе "Зов Ктулху" (1926). Несмотря на их участие в оргиастической, физической культовой активности (которая имеет свое место в некоторых типах ритуальных церемоний), часто культисты в рассказах Лавкрафта, словно опускаются до безумного гона, разрезая человеческую плоть и лая на Луну без всяких раздумий и церемоний.
Другими словами, данные ритуалы — это, основанные на страхе, изображения оккультных верований того времени, а не фактическое представление оккультных практик. Несмотря на предполагаемую связь супруги Говарда Лавкрафта Сони Грин с видными оккультными деятелями (в том числе с Алистером Кроули), его восхищение ими и возможные контакты с посвященными писателями, и его обширную начитанность, неточности в его оккультных описаниях позволяют предположить, что Лавкрафт либо знал об оккультных практиках лишь поверхностно, либо настолько был отвращен более глубоким знанием об этом, что избегал в них участия. ("Файлы Некрономикона: Истина, лежащая в основе легенды Лавкрафта", Д. Хармс и Джон У. Гонсе, 2003). Тем не менее, часто его главные герои-рассказчики, или друзья и знакомые главных героев, в качестве ученых-исследователей пытаются отправиться в интеллектуальное научное путешествие по метафизике и сверхъестественному ("Зов Ктулху", Сны в ведьминском доме", "Дело Чарльза Декстера Уорда") и их изображение удивительно точное. Эти "хорошие парни" или, если быть конкретными, те, кому читатель в какой-то степени должен сопереживать, изображаются более реалистично как "черные" маги, нежели те, кто лихорадочно предан своим злым, инопланетным богам.
Мнение о том, что изображение оккультных практик было вымышлено Лавкрафтом намеренно, чтобы защитить непосвященных от ошибочного участия в очень опасных обрядах, было высказано членами современных оккультных групп. ("Файлы Некрономикона: Истина, лежащая в основе легенды Лавкрафта", Д. Хармс и Джон У. Гонсе, 2003). Некоторые полагают, что писатель знал об этих вещах гораздо больше, чем показывал, о чем свидетельствуют описанные им персонажи-ученые, и что, как и люди в его историях, он так же боялся того, куда в конечном итоге смогут привести человеческую расу безграничные знания. Учитывая ксенофобию Лавкрафта, крайний дискомфорт от перемен и глубоко укоренившийся страх перед присутствием или вторжением внешних сил, не так уж и сложно предположить, что у него мог развиться пожизненный, пропитанный до мозга костей ужас перед людьми, вмешивающимися туда, куда им не следует. Однако, это резко противоречит его признанному атеизму и стойкой личной вере в то, что не существует никакого сверхъестественного, никакого духовного мира, а энергия души, если таковая есть, просто рассеивается после смерти.
Он верил, что наука и рациональное мышление подтверждают невозможность существования богов и монстров о которых он писал, в достаточной степени, чтобы его более поздние работы включали научное происхождение и показывали, что они являются внеземными/внепространственными существами. Такая сильная вера в физический мир, исключая мир духовный, по-видимому предполагает, что Лавкрафт не должен был воспринимать оккультные практики всерьез, за исключением источника вдохновения для своей художественной литературы, не говоря уже о том, чтобы участвовать в них каким-либо значимым образом.
Я считаю, вполне можно предположить, что если он со временем изменил или пересмотрел свои расистские и ксенофобские взгляды, то возможно, он также мог бы скрытно пересмотреть или изменить свои взгляды на сверхъестественное, но никаких конкретных доказательств подтверждающих это, нет. Помимо забавных предположений, Лавкрафт, похоже, относил все сверхъестественное исключительно к странной фантастике.
Личные взгляды Говарда Лавкрафта не помешали вышеупомянутым оккультным группам дионисийского стиля, особенно тем, кто практикует различные виды Сатанизма и "Черной" магии, приписывать вдохновение, если не полное моделирование своих духовных верований, пантеону богов и системным ритуалам, описанным Лавкрафтом. Отчасти это может быть связано с тем, что и в представлении Лавкрафта, и в различных оккультных группах эти боги не считаются ни добрыми, ни злыми, а скорее оппортунистическими и в значительной степени безразличными к человечеству, если только ситуация не диктует к ним интерес. Только в последующих работах авторов Лавкрафтовского кружка в игру вступает некое истинное представление о том, что Боги и Древние делятся на Добро и Зло. Пантеон Лавкрафта больше соответствует древним языческим божествам, которые временами могли быть доброжелательными, а иногда — разрушительными и жестокими. Есть предположение, что некоторых богов следует бояться больше, чем других, и они стремятся уничтожить человечество, а не сохранить его, но даже в этом нет особой злобы; эти боги просто считают, что наше уничтожение является средством для достижения цели, и для них это не более моральная проблема, чем для нас может быть избавление крыши от осиного гнезда.
Хотя многие современные группы "Черной" магии утверждают, что не поклоняются божествам вообще, а скорее признают концепции под именами божеств, те кто действительно поклоняется, часто представляют этих божеств во многом примерно одинаково — космическими, мультиверсальными (прим., — нелокальными, способными существовать одновременно в нескольких измерениях и вселенных) и в значительной степени безразличными, за исключением тех случаев когда сделки, жертвоприношения и поклонение диктуют обратное.
Самое популярное творение Лавкрафта, "Некрономикон", книга, в которой подробно рассказывается о происхождении и истории богов-монстров, известных как Великие Древние и Старшие Боги, а также содержатся заклинания для их вызова, была предметом острых дискуссий в течение десятилетий. Был ли "Некрономикон" основан на каком-то реальном древнем фолианте, передаваемым через века, как утверждают многие? Связано ли это с подлинной теологией, практикуемой людьми на протяжении тысячелетий? "Некрономикон" цитируется в качестве основного источника вдохновения для нескольких магических систем, по ряду причин. Некоторые группы верят, что хотя, несомненно, это творение вымышленное, отрывки из книги описанные самим Лавкрафтом (и впоследствии разъясненные его окружением) действительно обеспечивают работоспособную систему магических ритуалов и пантеон могущественных сущностей, которых можно вызывать для достижения высшей цели "Черной" магии — обретения знаний. Предположительно, он даже был протестирован и якобы признан эффективным при применении в реальных оккультных ритуалах. Некоторые источники полагают, что все было наоборот, что восхищение Лавкрафта такими писателями как Артур Мейчен, Алджернон Блэквуд и другими авторами, входившими и посвященными в различные оккультные группы, возможно привело его к сведениям о существующих секретных фолиантах, которые в конечном итоге и вдохновили "Некрономикон" ("Файлы Некрономикона: Истина, лежащая в основе легенды Лавкрафта", Д. Хармс и Джон У. Гонсе, 2003), хотя вопрос о том, переписывался ли Лавкрафт когда-либо и с кем-либо из членов оккультных групп, все еще обсуждается.
На изображении (справа): древнее филистимлянское божество Дагон — бог рыб и морских амфибий —>>
Вымышленные божества Лавкрафта, такие как Ктулху, Ньярлатхотеп, Шуб-Ниггурат, Азатот и Йог-Сотот, действительно параллельны некоторым богам древнего шумеро-аккадского пантеона, как по имени, так и по назначению. Также можно провести сравнения и с некоторыми египетскими божествами. Достаточно лишь беглого изучения наиболее типичного произведения Лавкрафта "Зов Ктулху" (1926), чтобы увидеть, что вся система его мифов основана на "Книге Еноха", истории Нефилимов в "Бытие" и универсальном сказании о падении Атлантиды. ("Мертвые, но Мечтающие: Великие Древние... из легенды Лавкрафта, переосмысленные как Короли Атлантов", Трейси Р. Твейман, 2004). Интерес Говарда Лавкрафта к мифологии был конкретно задокументирован в его письмах друзьям и коллегам. Вполне вероятно, что он смоделировал своих богов по образцу древних божеств, чтобы сделать их максимально правдоподобными в своих фантастических произведениях, но ученые-оккультисты считают, что "божественное вмешательство", возможно, являлось его музой.
Некоторые ученые-исследователи и основатели оккультных групп в Северной Америке и Европе предположили, что "Некрономикон" Лавкрафта и его ритуалы были сновидческими посланиями от богов, которых он упоминает. Интересно, что то, что приходило к нему во сне, сам Лавкрафт называл — главным источником вдохновения ("Г.Ф. Лавкрафт и черная магическая традиция", Дж. Стедман, 2015). Эти переживания оказали на него такое влияние, что он в значительной степени опирался на них и использовал в своей работе. Он даже провел параллель с этой концепцией в своем литературном творчестве; художественные персонажи в произведении "Зов Ктулху" (1926), получают послания от Великого Древнего через сны, и большая часть историй из сновидческого цикла Лавкрафта вращается вокруг доступа к царствам снов. Магия сновидений — это мистическая традиция, восходящая к очень древним временам и разнообразным магическим системам, ее основной принцип заключается в том, что сообщения доставляются из различных потусторонних источников посредством снов, и что опытный практик может интерпретировать символику сновидений с помощью интуиции, с целью предсказания траектории будущих обстоятельств или понимания текущих.
Связь Лавкрафта с магией сновидений укрепляет представление многих исследователей о том, что Лавкрафт включил элементы истинно языческих магических систем в ту, которую он, по сути, разработал для своей художественной литературы. Это снова наводит на мысль, что в действительности он мог иметь большее понимание в реальных практиках и верованиях различных оккультных групп, чем возможно, позволял себе показать. Само разнообразие его источников, похоже, не доказывает и не опровергает ни одну из сторон в споре о причастности Лавкрафта к Оккультизму. В них (источниках) можно найти отголоски европейской магии, существовавшей до Викки, древнеегипетской и шумерской мифологии, Вуду, телемических и герметических систем, ритуалов из гримуара "Малый Ключ Соломона" и колониальных отчетов о доморощенном сатанизме, культивировавшемся в Салеме (штат Массачусетс).
Однако, то же самое можно сказать о большом количестве современных писателей ужасов и странной фантастики, работающих сегодня. Оккультизм Лавкрафта, скорее всего, являлся результатом яркого воображения и творческого видения, вдохновленного множеством источников. Он создал прочный, эффектно устрашающий и неизменно правдоподобный, и последовательный мир богоподобных чудовищных монстров, множественных измерений и жизни во Вселенной далеко за пределами известных нам звезд — фактически, далеко за пределами любых звезд вообще. Его непоколебимая вера в конкретный мир, возможно, проистекала из подсознательного страха рассматривать что-либо за его пределами. Он был человеком противоречивых мыслей, человеком, который твердо придерживался определенных критериев восприятия, в то время как имел безграничные просторы для других действий. Он был одновременно приземлен, и находился далеко за пределами звед и страны сновидений. Независимо от его личной причастности к оккультизму, его литературное наследие — это вклад в сферу возможностей, дверь, через которую мечтатели и мыслители, философы и маги, писатели и художники всех типов могут исследовать более масштабные концепции, превосходящие нас самих. По сути, Лавкрафт внёс свой вклад в оккультизм, оставив после себя скрытую от наших глаз тайну, и мы, как ученые, с удовольствием ее исследуем.
* * *
.
Author: © 2018 Mary SanGiovanni. Nonfiction.
Online Genre zine © 2021 APEX Magazine, Kentucky, US.
перевод: © 2021 ZaverLast.
ссылка: https://www.apex-magazine.com/
_____________________________________________