REAL LIFE Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > REAL LIFE (Nowa Fantastyka 7/145 2002). Часть 10
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

REAL LIFE (Nowa Fantastyka 7/145 2002). Часть 10

Статья написана 11 мая 2021 г. 08:51

10. В рубрике «Рецензии»:

Доминика Матерская/Dominika Materska представляет читателям роман британского писателя Дэвида Митчелла «Сон номер 9» (David Mitchell “Sen numer 9”. Tłum. Janusz Margański. “Wydawnictwo Literackie”, 2002), в котором немало почерпнуто как из киберпанка, так и из «черного детектива»-нуара, японских легенд. «Текст хаотичный и рваный, мы то и дело натыкаемся на переходы из настоящего в десятки нереальных мини-историй, которые рассказчик представляет себе, вспоминает или безвольно прослеживает (…) Митчелл импонирует высоким литературным мастерством, великолепным знанием японских реалий и способностью выходить за рамки стереотипных схем»;

Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak хвалит двухтомник российского писателя Ника Перумова «Кольцо тьмы» (Nik Pierumow. “Pierścień mroku”. Część I. Ostrze elfów. Część II. Czarna Włócznia. “Prószyński I S-ka”, 2002); «книга Перумова не достигает, поскольку, естественно, сделать этого не может – уровня “Властелина колец” (…) Перумов не открывает ничего нового; он копирует из “Властелина” повороты сюжета, героев и пр., но… как же прекрасно это делает, с какой грацией и обаянием! Читать “Кольцо тьмы” — одно удовольствие, страницы книги излучают истинно толкиновскую любовь к природе, романтику приключений, esprit de corps»;

Яцек Собота/Jacek Sobota просматривает роман американской писательницы Н. Ли Вуд «В поисках Махди» (N. Lee Wood “W poszukiwaniu Mahdiego”. Tłum. Kinga Dobrowolska. “Zysk I S-ka”, 2002); «странная книга по двум, по меньшей мере, причинам. Во-первых, фантастический элемент – хоть и несомненный – кажется в ней совершенно излишним. Во-вторых, изданная в 1996 году, она поднимает трудную мусульманскую проблематику и после недавних событий (11 сентября 2001) читается как альтернативная история, хотя таковой писательница ее, конечно, не задумывала»;

а Изабеля Шольц/Izabela Szolc рассказывает немало интересного о романе американского писателя Джина Брюэра «КА-ПЭКС» (Gene Brewer “K-PAX”. Tłum. Maria I Andrzej Gardzielowie. “Znak”, 2002), по которому в 2001 году был поставлен одноименный фильм (стр. 68–69).

Далее некто Anihilator соглашается с тем, что роман американского писателя Филипа Дика «Симулякр» (Philip K. Dick “Simulakra”. Tłum. Jarosław Józwiak. “Prószyński I S-ka”) – не лучшее произведение в его творчестве, но считает, что его стоит прочитать даже только ради ярких мелочей, тонко помеченных писателем;

некто Predator полагает неудачным сборник рассказов польского писателя Ежи Сосновского «Ночная линия» (Jerzy Sosnowski “Linia nocna”. “WAB”, 2002), содержащий в основном «необязательные тексты, без которых ничего не рухнуло бы во Вселенной»;

некто Agregator сообщает о появлении на польском книжном рынке очередного тома известного цикла о Мече Истины американского писателя Терри Гудкайнда «Братство чистой крови» (Terry Goodkind “Bractwo Czystej Krwi” – это “Blood of the Fold”, 1996. Tłum. Lucina Targosz. “Rebis”, 2001. Серия “Fantasy”);

Анна Домбровская/Anna Dąbrowska без особого воодушевления рассказывает о первых двух томах цикла «Вестрия» американской писательницы Дианы Пакcон «Госпожа Света» и «Госпожа Тьмы» (Diana L. Paxson “Pani Światła” i “ Pani Ciemności” – это “Lady of Light”, 1982 и “Lady of Darkness”, 1982. Tłum. Dariusz Kopociński. “Zysk I S-ka”, 2001); «это, если убрать типичные элементы фэнтези – не лучшим образом написанный женский роман, в котором Золушка находит своего принца»;

а Кшиштоф Сцесиньский/Krzysztof Sciesiński в общем хвалит первый том трилогии «Тимура» американского писателя Аллана Коула «Чародей ветров» (Allan Cole “Czarodziej Wichrów” – это “Wizard of Wings”, 1997. Tłum. Ewa Helińska. “Zyas I S-ka”, 2002) (стр. 70).

11. В новой рубрике «Фантастика и средства массовой информации» (Fantastyka i media) Марек Орамус внимательно разглядывает январско-февральский за 2002 год выпуск нерегулярно издающегося краковского журнала “Dekada Literacka”, посвященного вообще-то литературе основного течения.

Примерно половина журнала занята блоком материалов под названием “Lem i polemi(ś)ci”, где напечатаны:

— статья Чеслава Милоша «О путешествиях во времени»;

— интервью, взятое у Станислава Лема журналисткой Фулиньской;

— анкета о SF, заполненная несколькими известными польскими учеными;

— статья Ежи Яжембского «Лем и мир после 11 сентября»;

— статья Анджея Сьвеха о киберпанке;

— статья Фулиньской о science fantasy;

— статья Кристины Лоской о кино НФ;

— статья Гражины Стахувны о фильме “Wiedźmin”;

— статья Яцека Дукая «НФ после Лема».

Общий вердикт – могло бы быть и лучше.

В этой же рубрике напечатана статья Бартека Свидерского/Bartek Swiderski “No panic on Titanik/Без паники на Титанике” – нечто вроде реквиема по готовящемуся к закрытию журналу “Machina” – возможно лучшему поп-культурному журналу Польши, в котором профессионально и интересно велось обсуждение событий в музыке, кино, изобразительном искусстве (стр. 71).

12. В рубрике «NAUKA I SF»:

Марек Орамус предлагает читателям журнала обратить внимание на книгу Эда Региса «Кто унаследовал кабинет Эйнштейна? Экцентрики и гении в Институте перспективных исследований» (Ed Regis “Kto odziedziczył gabinet Einszteina? Ekscentrycy i geniusze w Instytucie Studiów Zaawansowanych”. Tłum. Piotr Amsterdamski. “Prószyński I S-ka”, 2001); «это великие имена, безумные личности и невероятные идеи. Эйнштейн, безуспешно сражающийся с общей теорией поля и не носящий носков; Гëдель, одолеваемый навязчивой мыслью об умысленном отравлении и умирающий от голода; Дейсон, обсуждающий детали проекта “Орион” (космический корабль с термоядерной тягой) и свято верующий в то, что вскоре отправится с экспедицией на Юпитер – вот ареопаг чудаков, собравшихся в институте. Но в книге Региса описываются также идеи, рожденные при оказии: самовоспроизводящиеся машины фон Неймана, способные завоевать Галактику, разумеется, изготовленные и высланные в Космос инопланетянами; клеточные автоматы того же фон Неймана; планета Немезис, кружащая по вытянутой орбите вокруг Солнца с периодом в 26 миллионов лет и порождающая ряд катастроф; <…> наконец теория суперструн – все это родилось и живо обсуждалось в стенах института»;

он же, Марек Орамус/MO считает, что стоит потратить немного времени на то, чтобы познакомиться с книгой Дэвида Боданиса «E=mc2. История самого знаменитого уравнения в мировой истории» (David Bodanis “ E=mc2. Historia najslynniejszego równania w dzejach świata”. Tłum. Piotr Amsterdamski. «Fakty/CiS”, 2001), которая предельно доходчиво и интересно рассказывает об элементарных, но очень важных понятиях элементарной физики;

Дорота Малиновская/DM находит, что книга известного популяризатора науки Колина Таджа и ученых-генетиков, создателей овечки Долли, Яна Вилмута и Кейта Кемпбелла «Второй акт творения» (Ian Wilmut, Keith Campbell, Colin Tudge “Ponowny akt stworzenia . Tłum. Małgorzata Koraszewska. “Rebis”, 2002. Серия “Nowe Horyzonty”) «хаотична и плохо написана»;

и вновь Марек Орамус/MO без особого восторга представляет новую книгу Люциана Знича «Границы экспансии» (Lucjan Znicz “Granice ekspansji”. “Amber”, 2002. Серия “Ksęgi Tajemnic”), в которой, впрочем, об экспансии – будущем человечества – вообще ни слова не говорится, это рассказ о той дороге, которой прошла техника от исторического рассвета до настоящего времени (стр. 72).

13. Далее размещена работа Томаша Курса, завоевавшая первое место на футурологическом конкурсе – это номер газеты “Kurier Polski” от 1 сентября 2068 года (№ 134 973. Цена 40,20 евро (в том числе 58% VAT) – забавное, надо сказать, чтение (стр. 73–75).

15. В рубрике ”FELIETONY” Марек Холыньский/Marek Hołyński в статье ”Huragany weją, a żabki rechoczą/Ураганы бушуют, а лягушки квакают” продолжает рассказывать о своем путешествии   на Карибские острова (стр. 76);

Анна Возьняк/Anna Woźniak в заметке “Zajdel profetyczny/Пророческий Зайдель” рассказывает о том, как прошла майская встреча с читателями в варшавском MCKiS, посвященная Янушу Зайделю. «За столом, кроме ведущего встречу Марека Орамуса, сидели Юлия Нидецкая, автор сборника рассказов “Goniący za słońciem”, сослуживица Зайделя по Центральной лаборатории радиологических исследований, Лех Енчмык и Адам Устынович, режиссер документальных фильмов о Леме.

Дискуссия касалась главным образом “Limes inferior”. Устынович, восхищаясь этим романом, подчеркивал, что представленный в нем мир — это не только аллегория коммунизма, но и пророческое видение будущего. Наблюдение за настоящим, хотя бы ростом безработицы, это убедительно доказывает.

О пророческом даре Зайделя в его видении будущего мира говорил также Орамус. Он обратил внимание слушателей на описанную в романе систему слежения за гражданами с помощью ключа. Эхом этого замысла являются ныне не только магнитные карточки, но и все более распространенные чипы (микропроцессоры, модули памяти), обеспечивающие контроль над людьми и детальную их идентификацию. «Мы имеем дело с действительным сканированием общества родом из “Limes inferior”» — констатировал он.

Лех Енчмык в своем выступлении заметил, что степень слежения за людьми сегодня несравненно выше, чем была некогда, даже во времена всевластия Службы безопасности. Он рассказал также о своих беседах с Зайделем, в которых главным образом анализировалась тогдашняя политическая система.

Нидецкая суммировала эти высказывания утверждением, что фантастика всегда имела футурологический характер, и поделилась воспоминаниями о Зайделе. «Обаятельный, теплый, сердечный человек» — таким она его запомнила. Она утверждала также, что в книгах Зайделя нет ничего от его личности. Зайдель почерпнул в творчестве Нидецкой некоторые из ее замыслов. Ее “Wilki na wyspie” вдохновили его на написание “Limes inferior”, а рассказ “Solidarność” навел на мысль о сюжете романа “Wyjście z cienia”.

В заключение Мацей Паровский, постоянный участник таких встреч с читателями, процитировал высказывание, некогда услышанное от Зайделя: «Страшно мало надо, чтобы Земля стала раем». Хотя сам Паровский высказал несогласие со сказанным, слова эти удачно завершили встречу.

В июле исполняется 17-я годовщина со дня смерти Зайделя» (стр. 77);

Лех Енчмык/Lech Jęczmyk в статье ”Tako rzecze komputer/Так говорит компьютер” из цикла «Новое средневековье» рассказывает о том, что, по его наблюдениям, компьютер (и компьютеризация) творит с людьми и где машина сия полезна (сам он компьютер дома не держит) (стр. 78);

а Марек Орамус/Marek Oramus в статье ”Życie seksualne obcych/Сексуальная жизнь инопланетян” увлеченно рецензирует книгу (я густо краснею. W.) Линды Зоннтаг «Фотографическая Камасутра» (Linda Sonntag “Fotograficzna Kamasutra”. Tłum. Piotr Amsterdamski. «Zysk I S-ka”, 2001) (стр. 79).

16. В списках бестселлеров за май 2002 года имеется лишь одна книга польского автора: “Czarownik Iwanow” Анджея Пилипюка, зато фигурируют следующие книги российских авторов: “Imperatory iluzji” Сергея Лукьяненко, “Czarna włócznia” и “Ostrze elfów” Ника Перумова, “Pieriestrojka w Wielkim Guslarze” Кира Булычева (стр. 80).

17. В рубрике NA KSIȨGARSKIM RYNKU перечислены 26 книг (из них 6 – переиздания) (стр. 80).





152
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 мая 2021 г. 14:17
п.11 — Machina — Тот номер, обложка которого приведена первой:
Machina (Warszawa), 2000, nr 7, s.70-73:
«Jestem za stary, by zmieniać poglądy». Rozmowa ze Stanisławem Lemem / Rozmawia Konrad T. Lewandowski.


⇑ Наверх