Л.Токмаков — из тех художников, которые обновляли книжную графику в эпоху «оттепели». Где-то я даже встречал у серьёзного искусствоведа о единоличном вкладе Токмакова — вроде бы, отсчёт графики «новой волны» начинается в 1960 году с выходом книги Дж.Родари «Джельсомино в стране лжецов» с иллюстрациями Токмакова. Но его картинки к «Колобку» — позднейшей эпохи. К русским народным сказкам Токмаков обратился только в 1973 году — в сборнике «Русские сказки про зверей». И ещё я обнаружил картинки Токмакова в самодельной книжке «Колобок» из серии «Библиотечка «Весёлых картинок». Года выпуска на таких книжках нет. Но, думаю, это второй вариант сюиты — скорее всего, 1980-х гг.
Вот этот сборник, где Токмаков дал своё видение русских сказок (через 20 лет после выпуска первых книг): М.: Советская Россия, 1973. Сборники «Русские сказки про зверей» частенько выходили с иллюстрациями разных художников (примерно одного состава). Так что выбор сказок именно про животных — это не проект Токмакова, а обычный заказ издательства (или обычное предложение художника издательству).
Почему-то книги нет в базе Фантлаба. Подал заявку.
Токмаков — настоящий реформатор книжной графики. Его значение выше, чем иллюстратора детской литературы. Заставка крохотная, но очень забавная. И какая техника мастерская — мазками кисти создал психологическую сцену.
В геометрических фигурах животных мне чудятся отзвуки авангарда 1920-х гг. А это ведь наиболее самобытное течение в русской культуре.
Никакого реализма — всё подчёркнуто условно. Но какое напряжение в фигурах животных. Золотой Колобок невозмутим.
На самого Колобка надо обратить внимание. Мне кажется, что он нарисован так, как рисовали солнце в древнерусской живописи. А она ведь была сплошь религиозной. Вполне в духе советских Семидесятых: соединение революционного авангарда и иконописи.
Колобок в зените и совершенно счастлив. Есть версия, что эта сказка — аллегория солнечного движения по небу от восхода до заката. Если и есть отражение этой величавой космогонии, то вот оно — в этой иллюстрации Токмакова. Выдающийся художник.
Сороки, кстати, в финале налетели — не вороньё. Славу поют.
Второй вариант сюиты к «Колобку» совсем другой. Он попроще, попонятнее, носит повествовательный характер. Самая массовая серия для самых маленьких обязывает. Но манера Токмакова узнаваема и здесь.
Свара деда и бабки развёрнута пошире.
Звери узнаваемы, только Колобок стал совсем заурядным.
Лисичка стала красивой и кокетливой, но простенькой.
Вместо напряжённого акта трагедии в первом варианте, когда лиса с Колобком вытягиваются ввысь — приземлённая подготовка к поеданию тестяного изделия. И дед с бабкой чего-то суетятся, спешат на помощь. Всё равно ведь никогда не успевают.
Нельзя остановить солнце — нельзя спасти Колобка.