Малоизвестные страницы колобковианы времён «застоя». Провинциальное издание (жалкие 315 тыс. экземпляров) с рисунками Б.Чупрыгина и потаённые образы В.Стацинского.
На Фантлабе с образцами иллюстраций представлено вот это издание: «Колобок». — Калининград: Калининградское книжное издательство, 1970.
Очень заинтересовало, но более нигде никаких упоминаний этой книжки не обнаружил. Уникальное издание, спасибо тем, кто выложил на нашем сайте качественные фото трёх страничных иллюстраций.
Только-только (считается, что в 1960 году) в СССР начали выходить книжки с иллюстрациями «новой волны» — с плоскими абстрактными геометрическими фигурами. А вот уже через 10 лет мода изменилась. Реализма душа художника ещё не требует, но абстракционизм плавно переходит в стилизацию народного лубка.
Заяц — крестьянин в нарядной праздничной рубахе.
Волк — дворянин в спецодежде опричника. Жаль, неизвестно, каков был медведь в этой сюите.
Лиса — волосатая модница в сарафане
Поглядев на зверей в лубочном стиле, невозможно не вспомнить другого художника, создавшего канон таких изображений. Это В.Стацинский, художник узнаваемый всеми, кто листал старые «Мурзилку» и «Колобок» (журнал с пластинками). Книг у Стацинского было немного, но именно он создал атмосферу детской иллюстрации первой половины Семидесятых (в конце Шестидесятых он немного впереди своего времени бежал, потом время его догнало).
Парочка листов, посвящённых сказке «Колобок» у Стацинского имеется, чем уже оправдано его присутствие в этой теме. Это из журнала «Мурзилка».
Но есть у Стацинского замечательная книжка русского нонсенса (потешки, считалки и т.п.) «Лиса по лесу ходила...». Сделана книжка была в начале Семидесятых, потом Стацинский уехал во Францию, там выпустил сюиту микротиражом в малом формате. Но в 2015 году эту книжку прекрасно издала наша «Речь». Сказки про Колобка в книжке нет, но много зверюшек-персонажей из сказки (жаль, раньше не сообразил: из «Теремка» там действующих лиц ещё больше).
Макет такой: на левой стороне разворота зверь стилизованный под русский лубок (чёрно-белый), на правой стороне — фантазийный в буйной психоделической раскраске (тоже в духе ранних Семидесятых). Вот такой разворот с лисой.
А вот этот заяц — из журнала «Колобок». Именно таким мы себе и представляли настоящего зайца.
Какие-то уточняющие черты заячьего характера можно найти на развороте альбома «Лиса по лесу ходила...». Причём, на левой стороне лубочный заяц дурашливый, а на правой стороне — страдающий.
Не нашлось у Стацинского портрета волка, но медведь представлен в двух прочтениях. Мог бы Колобок и с таким медведем повстречаться. Чудом разминулись. Медведь на левой стороне — в духе лубка — добродушный, а на правой стороне — страшный (на печи посреди леса лежит).
Иллюстрации начала Семидесятых — яркие и вызывающие. По большей части, уход в карнавальный лубок был после «оттепели» для художников некой формой противопоставления себя официозу (в 1970-х гг. ведь и появилась группа художников-«нонконформистов», которых никуда не пускали, кроме как в детскую иллюстрацию — парадокс). Талантливый Стацинский был из таких нонконформистов. Но не думаю, что Б.Чупрыгин, издавший книжку в Калининграде в 1970 году, был диссидентом. Б.Чупрыгин на Фантлабе представлен: https://fantlab.ru/art2101. «Колобок» — это счастливое исключение в его творчестве. Была, значит, какая-то общая тенденция, затронувшая всю иллюстрацию той эпохи.