Четыре волны советской


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > «Четыре волны» советской фантастики: Беляев, Казанцев, Стругацкие и другие. Лекция в музее истории ГУЛАГа
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Четыре волны» советской фантастики: Беляев, Казанцев, Стругацкие и другие. Лекция в музее истории ГУЛАГа

Статья написана 26 апреля 2021 г. 11:34

В минувшую субботу прочитал в рамках Библионочи лекцию для Музея истории ГУЛАГа. Такой краткий ликбез о «четырех волнах советской фантастики» и о том, что эта периодизация оставляет желать лучшего. Площадка, видимо, все-таки не совсем подходит, просмотров пока с гулькин нос, но там видно будет. Ничего принципиально нового, но некоторые очевидные вещи стоит проговаривать регулярно – свежий народ постоянно подтягивается, для кого-то все это внове.





1161
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 апреля 2021 г. 20:04
Посмотрел полностью. Возражений особых нет — теория и классификация уже практически каноническая.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2021 г. 21:04
Ну, что не удивительно: она — единственная.
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2021 г. 21:48
Весомое замечание...)))


Ссылка на сообщение27 апреля 2021 г. 22:17
Здравствуйте, Василий. Вот Вы говорите о четырёх волнах советской фантастики. Вместе с тем, в конце своей лекции приводите как пример «Мы» Замятина и подчёркиваете, что он особо влияния на свою эпоху не оказывал. В то же время Вы говорите, что «четвёртая волна» к 90-м создала весьма небольшой по объёму корпус текстов. Их творческий расцвет относится к 90-м годам, а ранние произведения впервые издавались порой даже в районе 00-х (Лазарчук, Рыбаков, Геворкян, к примеру). Достаточно ли года первой публикации и общей тематики произведений (у многих осмысление итогов перестройки и последовавшего за ним краха страны) для того, чтобы относить их именно к «четвёртой волне» советской, а не к, скажем «первой волне» российской фантастики?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2021 г. 00:54
Здравствуйте. Не очень понял вопрос. Первая публикация Геворкяна — 1978, Рыбакова — 1979, Лазарчука — 1983. Никаких итогов перестройки в их произведениях восьмидесятых по понятным причинам и близко нет.
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2021 г. 10:24
Прошу прощения, несколько путано выразился. Я имел в виду, что несмотря на то, что начали публиковаться они в СССР, они в то время были не слишком активны. Мне кажется, что рассматривать их только как «четвёртую волну» советской фантастики не вполне оправдано. Скорее, они создавали фантастику 90-х.
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2021 г. 11:08
Верно, «четвертая волна советской фантастики» создала фантастику девяностых. Именно их романы и повести, написанные в семидесятых-восьмидесятых во многом изменили представление о фантастике — когда наконец вышли. Хотя, конечно, изменили не так сильно, как ФЛП.
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2021 г. 20:38
Да, конечно, ФЛП оказала своё влияние, очень сильное. Но вот оллько всё ли, что выходило у «четвертой волны» было написано ещё в советское время. Я их читал, и многие вещи никак не вписываются именно в СССР, даже в стол. Они явно писались, или были дописаны, актуализированы, именно в 90-е. Так что, извините, не соглашусь с Вами в том плане, что они создавали фантастику 90-х только тем, что написали в советское время в стол. По многим признакам то, что публиковалось в 90-е, было написано по горячим следам. Либо дописано, либо переписано. А там подключились ещё и люди, которые были в среднем на 20 лет младше, и создали поток объединённый примерно одинаковыми реалиями. Получается, что «четвёртая волна» слилась с «пятой» в плане творчества?
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2021 г. 10:33
Разумеется, в советское время были написаны только первые книги авторов «четвертой волны». Я абсолютно с вами согласен, не очень понимаю, в чем предмет спора. 8-)
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2021 г. 11:14
Спасибо большое Вам за лекцию и ответы. Извините, если напряг.
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2021 г. 12:28
Наверное, я не сказал в лекции одну важную вещь: тут надо учитывать общую ситуацию. Фантаст, дебютировавший в конце 1950-х или начале 1960-х, довольно быстро становился востребованным, его охотно публиковали, «в стол» он не писал. Те авторы, что пришли на десять-пятнадцать лет позже, собственно «четвертая волна», работали почти исключительно «в стол» — ну и для обсуждений на семинарах. Тот, кто публиковал по рассказу в год, считался счастливчиком. Понятно, что много написать при таком узком бутылочном горлышке они не могли: кто-то умер, не дожив до первых серьезных публикаций, как Виктор Жилин или Сергей Казменко, кто-то перегорел, как Владислав Задорожный, кто-то написал две-три отличные повести за 15 лет и работать быстрее так и не научился. За исключением десятка имен поколение фактически потерялось.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2021 г. 11:21
Спасибо большое за ещё несколько фамилий! Я сейчас постепенно как раз читаю «четвёртую волну», пытаюсь анализировать в меру своих способностей. Понятно, что попадаются самые известные авторы.
По итогу пока складывается впечатление, что в 90-х (особенно в первой половине) описывают именно развал и хаос, который был в то время. Очень уж близки они между собой либо тематикой, либо общим настроением, либо сюжетами. Главным образом, конечно, я имею в виду романы и повести.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2021 г. 19:06
Это интересное в видимо верное наблюдение — что описывают они развал и хаос. Вот только развал и хаос они начали в 1980-х.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2021 г. 13:43
Разумеется, начали в 80-х, но между тем (80-е) и этим (90-е) хаосом есть вполне заметные отличия. Приведу пример. А. Столяров «Монахи под луной» — вполне перестроечный роман, тематика гибнущего строя, его пороки, и прочее.
С другой стороны Э. Геворкян «Времена негодяев». Написан в 1992 году. Тоже разруха, тоже ужас, но акцент сделан на том, что государство перестало существовать как таковое и нужно вновь собирать земли.
С третьей стороны В. Рыбаков «Гравилёт «Цесаревич»». Утопическая Империя, и совсем рядышком вся грязь 90-х: бандитизм, пьянство и прочие прелести.
И вот таких отголосков, где-то более, где-то менее выраженных, можно найти в творчестве «четвёртой волны» немало.
Про более поздние (середина, вторая половина 90-х) я уже и не говорю, там «инфоповодов» для тем хватало: Ю. Брайдер и Н. Чадович «Стрелы Перуна», тот же А. Столяров «Мумия» и т.д.

Вероятно, я заблуждаюсь, но кажется мне, что не очень сильно. Собственно, я на основании этих моментов и прихожу к выводу, что они всё-таки в большей степени относятся к российским (РФ), нежели к советским писателям. К тому же, 1985—1995, а то и 1999 мне видится одним переходным этапом, который развивался, вполне последовательно и закономерно. Чего нельзя сказать о переходе 1982—1985, например. ИМХО.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2021 г. 15:23
«Времена негодяев» не очень удачный пример, Геворкян работал над ним примерно 10 лет. Или больше. Это как раз позднесоветская книга. 8-) «Гравилет» да, написан именно тогда, когда опубликован.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2021 г. 16:01
Может быть, не буду спорить. Значит, я не вполне прав. Подскажите, где можно было бы поподробнее про них почитать, кроме как интервью, статьи в «Если», из доступного в сети? На периферии Белоруссии очень большая проблема достать бумажные экземпляры. Они зачастую сюда просто не добирались.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2021 г. 18:40
О них — это о «четвертой волне»? Или о «Временах негодяев»?
 


Ссылка на сообщение1 мая 2021 г. 18:59
О «волне», конечно) Вернее, об её представителях.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2021 г. 10:28
Кое-что есть, но сейчас не готов подборку составить. Ну вот я в прошлом году делал для «Горького» такой материал: https://gorky.media/co...

Вот здесь кусок книги Володихина лежит, как раз по «четвертой волне»: https://iknigi.net/avt... Из вот этого сборника.

Будет время покопаюсь, составлю список, это интересная задача. Но не прямо сейчас.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2021 г. 17:06
Спасибо большое! Только я это уже нашёл. Буду сам дальше стараться откапывать. Огромное спасибо за беседу! Со светлым Праздником Пасхи! Если отмечаете.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2023 г. 12:04
цитата vvladimirsky
, довольно быстро становился востребованным, его охотно публиковали, «в стол» он не писал
Почему не писал? В «стол» пишут либо то что точно не пройдет. ну вот хочется написать. Либо то что просто не принимают. например первоначальную версию Семи Подземных Королей Волкова


Ссылка на сообщение28 апреля 2021 г. 23:02
Мне очень понравилась лекция, спасибо за неё. И хотя с научной точки зрения четыре волны я ну никак не могу понять — с 1957 года в советской фантастике почти ежегодно выходили яркие произведения (даже в начале 80-х), да и у тех же Стругацких было минимум три кардинально разных периода творчества, но всё равно лекция very good.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2021 г. 10:34
Ну да, нюансов много. Спасибо на добром слове.


Ссылка на сообщение29 апреля 2021 г. 20:59
Стоит упомянуть, что советская власть, ставя себе задачу воспитать образованного и культурного гражданина и Человека, породила, пожалуй, самый массовый сегмент воспитательно-образовательной литературы, куда была присовокуплена и фантастика. Литература эта была очень массовой, обильной, предельно гуманистичной, морализаторской и, тем самым, являла собой своеобразный культурный феномен, невозможный в таких масштабах в буржуазном обществе. Если бы советская власть застряла и растворилась в НЭПе, русскую фантастику, скорее всего, ждала бы судьба очередного эрзаца американской развлекательной низкопробщины. Свои самородки, конечно, появились бы и у нас, но вот такого гуманизма, веры в человечество, в разум, скорее всего не было бы. Было бы, примерно, тоже, что сейчас: мегатонны книг в каждом книжном — либо хорошо апробированная классика, либо какая-то позорная графомания в сумасшедших обложках. Явления уровня Стругацких, Ефремова не наблюдается. Пелевин силён, конечно, неимоверно, но, всё-таки он не про гуманизм. Все пишут коммерческую эскапистскую чепуху, но никто не пишет честно о том, что бурлит внутри страны и народа, причём на таком высоком уровне, чтобы книга стала явлением, чтобы о ней говорили все.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2021 г. 21:34
Советская власть на разных этапах ставила разные задачи. Собственно, об этом в числе прочего и лекция. Но, конечно, правильно всех расстреляли застрявших в НЭПе, чего уж там. :-)))


Ссылка на сообщение1 мая 2021 г. 22:15
Спасибо :beer:
Новость во Вконтакте https://vk.com/wall-150543_32505 :cool!:
(Авось просмотров подрастёт)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 мая 2021 г. 00:29
Спасибо!


Ссылка на сообщение18 сентября 2023 г. 18:13
Интересно каким именно образом ФЛП повредило четвертой волне?Или имеются в виду уже девяностые?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2023 г. 20:41
Повредило ФЛП, публиковавшаяся миллионными тиражами в 90-х.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2023 г. 20:46
цитата vvladimirsky
Повредило ФЛП, публиковавшаяся миллионными тиражами в 90-х.
понял:-)Тут очень странный эффект кстати. Очень мало именно советских писателей «перестроилось» в девяностые.Булычев конечно. Гуляковский. Головачев разумеется. и.. Все? Никитина советским писателем нельзя назвать в принципе. У него пара сборников всего выходила в то время. большинство успешных авторов девяностых совсем новые были.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2023 г. 21:07
Почему Никитина нельзя? У большинства советских писателей «пара сборников выходила». Так устроено было советское книгоиздание.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2023 г. 21:20
цитата vvladimirsky
Почему Никитина нельзя? У большинства советских писателей «пара сборников выходила». Так устроено было советское книгоиздание
да... Тут еще есть момент. наверняка тысячи и тысяч рассказов повестей романов посылали.. И их разумеется не печатали. Их большинство выкидывали? Какие то сохранились? Какие? Ну я знаю нашли Семь подземных королей Волкова недавно а еще какие были случаи?
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2023 г. 21:26
Рукописи, присланные в издательства и журналы, сохраняли и передавали в архивы. Многое сохранилось. Но это же миллионы страниц машинописного текста, кто копаться будет?
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2023 г. 21:35
цитата vvladimirsky
Рукописи, присланные в издательства и журналы, сохраняли и передавали в архивы. Многое сохранилось. Но это же миллионы страниц машинописного текста, кто копаться будет?
Это да... Но есть Госфильмофонд например или не знаю как точно называется. И там постоянно что то интересное находят..Ну и если знаменитый писатель. Как Волков. То это очень интересно!


Ссылка на сообщение18 сентября 2023 г. 18:19
Как же никто? Дем Михайлов из Узбекистана))))


⇑ Наверх