Я из лесу вышел был сильный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alexlazer» > Я из лесу вышел (был сильный жара)...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Я из лесу вышел (был сильный жара)...

Статья написана 9 апреля 2021 г. 09:28

Мужичок с гармошкой

Выпал из окошка,

И пока летел,

Сам себя отпел...

------------------------------------------

“The Woods” Харлана Кобена (2007) (https://fantlab.ru/work690719)

Главная беда авторов многих современных триллеров в том, что они абсолютно не умеют останавливаться и хотят запихнуть на каждый квадратный сантиметр книжного пространства абсолютно всё возможное, из того, что крутится в голове, передают по радио/ТВ etc. Они как звери набрасываются на какую-нибудь идею, которую кому-то недавно удалось успешно продать и высасывают ее досуха, клепая клоны одной и той же книжки.

Мартин выпустил свою многотомную опупею? ОК, наш чувак могёт не хуже, и вот уже полки книжных магазинов наводняют целые километры dark fantasy, одно другого омерзительнее. Словно авторы соревнуются в том, кто больше пакостей сумеют выплеснуть на голову ни в чем не повинного читателя, который чисто компенсаторно (в психиатрическом смысле) пытается вдогонку во всём этом бедламе отыскать хоть какой-то глубинный смысл.

Кто ищет, тот, впрочем, всегда найдёт, прав Филипп Кузен, причем смысл зачастую примерно такой же. Как говорил один почтеннейший лаборант, начитавшись глубокого философского анализа нового Творения Гениального Автора, с указанием буддийских/христианских/ницшеанских влияний на творчество, готовишься причаститься Великим Истинам, а откроешь книжку, там орды каннибалов трупы насилуют...

Мадам Майер удалось продать сентиментальную историю о влюбленном вампире? А что, народ такое покупает? Их есть у меня! И все заверте…

Картонные космодесантники с психологией оловянной ложки, отзывчивостью жареной репы и эмпатией мороженой курицы, браво крошащие толпы врагов? Да не вопрос! Хоть хлорофосом отгоняй...

Юмористическая/попаданческая фэнтезя, способная привлечь разве что глубоко закомплексованных людей с потаенной mania grandiosa? Да их, этих книг, уже столько, что они наводят на кошмарную мысль о том, что книжки эти научились размножаться в неволе, прав пан Анджей.

Вот и бродят ночами напролет по затянутым туманам улицам толпы авторов и авторок в надежде урвать где-нибудь идейку-другую, а поскольку такие идеи генерируются каждый квартал нехилыми такими пачками, их срочно как можно больше нужно вставить в своё очередное творение, пока конкуренты не опередили. А конкуренты зверятки те еще, стоит только отвлечься и намеченный тобой кусок в момент уведут, тут главное ковать мифрил, пока он горячий.

Приступая к чтения очередного magnus opus Кобена (а я как вежливый лось, их все в хронологическом порядке осваиваю), я ничего особенного не ждал, поэтому сильно и не расстроился, даже 9 баллов поставил. Но если посмотреть пристальнее, Великий Ктулху, спаси и сохрани...

Проще сказать, чего в этой книжке не завезли, чем перечислять всё то, что автор умудрился туда впаять на полном серьёзе. Просто какая-то сборная солянка, а не триллер. Однако по порядку…

Знаете, что делают северные народы, когда им холодно? Он собираются в самом большом чуме, затыкают все щели и садятся вокруг свечки. А что они делают, когда им ОЧЕНЬ ХОЛОДНО? Они эту свечку зажигают…

Вот и у меня было такое ощущение, когда я приступил к чтению, что пора бы запалить свечку, а то как-то оно так, холодновато как-то…

Двадцать лет назад из летнего лагеря тайком ушли четверо молодых людей и больше их никто не видел… Так, стоп, закроем книжку и взглянем на обложку. Тана Френч, опять ты, радость моя? Колобок, Колобок, я тебя читал… и на BBC “Dublin Murders” тоже смотрел… Нет, блазнится видимо, все-таки Кобен вроде бы… Что ж, вернемся к чтению.

У главного героя, прокурора Пола Коупленда, в ту ночь вместе с остальными пропавшими исчезла сестра и его отец был настолько убит горем, что после этого много дней и ночей возвращался в лес с лопатой, раскапывая мало-мальски подозрительные холмики в отчаянной безуспешной попытке отыскать хотя бы труп. И даже на смертном одре завещал сыну в лучших традициях индийского кино не ведать ни сна, ни покоя в дальнейших поисках, безнадежный смысл которых Пол как законник отлично понимает. Разве что напоследок отец клятву на крови не потребовал, и то уже хлеб.

Ну неплохо так, подумалось мне, хоть автор и выжимает слезу у меня из глаз кованым сапожищем, но я вообще парень сентиментальный, так что пусть себе отрабатывает обязательную программу. Так и виделись мне отчаянные метания героя в безнадежных поисках, но Кобен, видимо решив, что с меня хватит, резко меняет темп и градус повествования, и сюжет одним бурундучьим прыжком летит на судебный процесс, где Полу необходимо добиться обвинительного приговора для двух высокопородных ублюдков, жестоко изнасиловавших девушку-стриптизёршу. Вотэтаповорот, сказал я, быстро старина Харлан однако переобувается в воздухе. Мало ему сестры пропавшей, возможно, жестоко убиенной, добавим еще одну страдающую дщерь рода человеческого.

Впрочем, когда в социалку, это мы тоже любим, взгрустнулось мне, и я продолжил. Всё судебное разбирательство и в самом деле оказалось неглупо прописанным, добротно смикшированным a-la Эрл Стэнли Гарднер и поднимающим вполне себе жгучие остросоциальные вопросики. Тэк-с, сказали мы с Петром Ивановичем, давай же, Кобен, жги как ты умеешь. И он в самом деле зажег, да так успешно, что местами приходилось жмуриться, чтобы искрами не опалиться.

Естественно, родителям обвиняемых попытки упечь за решетку их драгоценных отпрысков пришлись не по нутру, и по веками отработанным традициям на прокурора стараются надавить. Сначала сделана была попытка договориться по-дружески, но паренёк оказался принципиальным, аки пионер из детского кукольного театра, и на сделку с совестью идти отказался к немалому огорчению заинтересованных сторон.

Что ж, дело за малым, значит, не хотим по-хорошему, будем искать на вас компроматец, господин прокурор, и как водится, он-таки есть, как тот суслик в анекдоте. Про пионера, кстати, я не для красного словца сказал. Оказывается, в прошлом господина Пола (в девичестве русский мальчик Паша) действительно скрываются “страшные” тайны, ведь он вместе со всем своим семейством однажды сбежал из СССР, спасаясь от вездесущего КГБ. Вотэтаповорот, опять мелькнуло у меня в голове, старина Харлан, у нас какой век на дворе, чтобы пугать почтеннейшую публику КГБ-шными страшилками?!

И снова бурундучий скачок — находят тело убитого неизвестного, в котором прокурор узнает одного из пропавших в ту далекую ночь, вот только родители пропавшего подозрительно крутят мордами и отказываются признавать очевидное. Не книжка, проворчал я, а какие-то американские горки, сюжет скачет non-stop в режиме маятника как зайчик на лужайке в брачный период.

И пошло-поехало… Попытки найти бесспорные доказательства для обвинения насильников лихо переплетаются с веселыми похождениями маньяка-убийцы и коварными происками карикатурной советской охранки. Зловещий русский след под звуки балалайки лаптями протоптался по сюжету. Так и хотелось ответить вслед с чудовищным акцентом: «Какие ваши доказательства?»

Блин-тарарам, Кобен, ну вот зачем вообще все это было, а? ГУЛАГ, Карл! Шпионы из Совдепии!! Советская интеллигенция с замашками киллеров средней руки!!! Ближе к финалу я всерьез начал опасаться, что от фэйспалмов рука к лицу прирастет, однако, спас-таки Ктулху, воздадим же хвалу милосердию Его!

Вот ответьте мне, зачем к суровой и добротно сваренной судебной драме было приплетать всю эту развесистую клюкву? Комрад Кобен, вам без КГБ-шных происков скучно живется, что ли? В результате к финалу сюжет окончательно превращается в какое-то мексикано-бразильское «мыло» со всеми очевидными вывертами. И стриптизерша в суде победила, и пропавшая сестричка тоже отыскалась и радостные лобзания и прочие поцелуйчики в диафрагму под скорбные звуки волынки растворяются в закате… Fade to Black… Титры…

И вот вроде бы всё было на месте — и пулеметные диалоги, и крутые повороты сюжета, и симпатичный ГГ, в кои-то веки отлично прописанный, и неплохая атмосфера, но всерьез воспринимать всё это под таким диким соусом попросту невозможно. Когда все время ждешь, когда из-за угла появится медведь в ушанке со звездой и с бутылкой самогона в лапах, как-то не до глубокого погружения в сюжет. На этом фоне мельчают и теряются и сложные семейные отношения, и тупая жестокость подростков, и садизм серийных убийц.

Я, конечно, понимаю, что для автора все эти воспоминания о блокадном Ленинграде до кучи с кознями КГБ служат триггером для оправдания злобной ненависти друг к другу между теми, кто по идее должен был бы любить и защищать друг друга, но во имя Хаоса Предвечного, нельзя же так топорно-то… Учитывая, что ГУЛАГа уже к началу 60-х не было, герои-диссиденты, которых арестовывают в середине 70-х годов и туда отправляют, как минимум странно выглядят...

Ах да, тут до кучи еще и штампов воз и маленькая тележка. Кто там у нас злополучная стриптизерша? Угадаете с одного раза? Несовершеннолетняя афроамериканка, мать-одиночка, говорите? Вы знали, вы знали…

Вердикт: написано бодро, читается легко. Убить пару-тройку вечеров в самый раз. Разочарованием не назовёшь, но и обязательным чтением тоже. Вот такие пироги с дятлами-мутантами из полесских чащ…





665
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 апреля 2021 г. 19:43
Получается, что вольная польская киноадаптация не так уж плоха на фоне книги?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 апреля 2021 г. 03:41
книжка неплоха, вот если бы только не вся эта околоКГБ-шная клюква. А так добротная судебка, вполне читабельно


⇑ Наверх