Нет, гром не грянул с небес
Когда пили кровь как зверьё
Но нестерпимым стал блеск
Креста, что мы Южным зовём...
---------------------------------------
Про Лог (и про кое что ещё) --- на идею этой статьи меня натолкнул недавний интерес почтеннейший публики на форуме касательно недавно выпущенной на русском книги Агустина Бастерикка. Я, конечно, как тот циркач, «помог чем смог», но мне показалось небезынтересным рассмотреть эту тему в перспективе, кавалерийским наскоком промчавшись по важным вехам темной литературы с указанием наиболее примечательных (на мой вкус) произведений (в свете этой темы выделил слово петитом, специально, из чистой вредности).
Разумеется, статья не претендует на какое-то мало-мальски подробное освещение темы, иначе можно просто утонуть в сухом перечислении, лишь личный взгляд на ситуацию, которая весьма и весьма любопытна.
Короче, CAVEAT EMPTOR, вы предупреждены...
Некоторые предварительные изыскания --- в дни моей бурной студенческой юности ваш покорный слуга, начитавшись Лавкрафта, тогда еще толком не переведенного на русский язык, решил проконсультироваться с моим преподавателем анатомии и физиологии касательно некоторых пассажей из рассказа «Картина в доме». Помните? «Человек сможет жить очень долго, если будет есть только то, из чего состоит он сам, то есть себе подобных» .
Подобный вопрос вогнал почтеннейшую матрону в ступор и она долго пыталась проанализировать все подробно, вплоть до химического состава и не нашла ни единого подтверждения этому безаппеляционному утверждению. Хотя, если хорошенько подумать, сказала мне она, все мы когда-то ведь были каннибалами в ранний период своей истории.
Удивленный, я поинтересовался откуда такая информация, и она, не мудрствуя лукаво, ответила: «Молодой человек, вы русский язык знаете? Все, что мы когда-то переживали, навсегда в нем остается». С этим трудновато поспорить, ведь каждый из нас рано или поздно вставляет в свою речь фразочки типа: «я его не перевариваю», «меня от него тошнит» etc. Если, например, человека выживают из коллектива, то как в таких случаях говорят? Правильно, «съели человека». Как там у Шварца? «Человека проще всего съесть, когда он в отъезде»... Ох, неспроста все это, неспроста...
(Шастающие рядом студенты просят добавить песню Моргенштерна «Я съел деда». «Требуют — примем...»)
Остановка #1 --- «Curious Adventure of Mr. Bond» Ньюджента Баркера (1939) (https://fantlab.ru/work85421)
Незадачливому путешественнику мистеру Бонду, из тех, кто на свою пятую точку обожает выискивать приключения, не сиделось дома и нелегкая занесла его в глухую провинцию, где всем заправляют содержатели местных трактиров, находящимся в дне пути друг от друга, братья Сассерахи. Как водится в таких случаях, привыкшего к комфорту городского жителя как-то не насторожили зловещие названия этих трактиров — «Покой путешественника», «Безголовый человек» и «Голова путешественника». Что ж, очень скоро на собственной шкуре он поймет, ИЗ ЧЕГО варился съеденный им бульон и из ЧЬИХ ИМЕННО костей один из братьев так любит вырезать свои костяные поделки.
ВЕХА ПЕРВАЯ: тяжело приходится жить в провинции несчастным поедателям человечинки. Хумансятинка она такая, мясо зело капризное и с неба не падает, ее еще поймать нужно. Нет, ну в с самом деле, ну сколько людишек можно схомячить за сезон? Максимум двух-трех и то не особо крупных особей. Почему некрупных? А толстяки любят от ожирения лечиться на дорогих швейцарских и австрийских курортах, а не шастать по провинции, где «приходится ложиться спать в 8 часов, где «Спортивный вестник» не раздобудешь ни за какие деньги, и где, чтобы разжиться пачкой табаку, приходится пешим ходом освоить миль 18». Почему двух-трех? Какой бы ни была тупой местная общественность и какой бы продажной не была местная полиция, рано или поздно кто-то сообразит, что «это ж-ж-ж неспроста» и что недаром в округе слишком часто пропадают люди и тогда никому мало не покажется. Короче, хлопотно это, ненадежно... Что же далее, скажете вы? Как прокормиться бедному антропофагу?
Остановка #2 --- «The Rats in the Walls» Г.Ф.Лавкрафта (1924) (https://fantlab.ru/work31703)
Наследник древнего рода Де ла Поэр возвращается в заброшенную в течение долгого времени семейную усадьбу, про которую издавна ходит в округе недобрая слава. В этом месте много лет назад произошло ужасное загадочное преступление. Прямой предок главного героя по неизвестной причине убил всю свою семью. А среди жителей окрестных деревень и по сей день живёт необъяснимая неприязнь к древнему роду. В первый же вечер тени древнего Зла начинают тревожит наследника и очень скоро он понимает, ЗА ЧТО именно его предок вырезал весь клан и ПОЧЕМУ его оправдали, ЧЕМ ИМЕННО питались его предки и ЗАЧЕМ им нужны были такие обширные сады и огороды.
ВЕХА ВТОРАЯ: следующий шаг по своему логичный. Зачем отлавливать свежую, тающую на языке, питательную хумансятинку по сельским дорогам и перелескам, когда можно завести на откорм собственное человечье стадо и питаться им, забивая особей по мере надобности. Сплошные преимущества, верно? Никуда бегать не надо, ценный источник легкоусвояемого белка под рукой, фураж на прокорм стада легко выращивается в тех же огородах, а если ты местный феодал, то это автоматически ограждает тебя от ненужных вопросов излишне любопытных. Другое дело, когда кто-то из своих может восстать против милых застольных традиций и поубивать всех к чертовой бабушке, но риск того стоит, верно?
Остановка #3 --- «Kin» Килана Патрика Бёрка (2011) (https://fantlab.ru/work441125)
Молодая девушка Клэр Ламберт, которой чудом удалось сбежать от семейки каннибалов, обитавших в грязном ветхом доме, расположенном вблизи городка Элквуд в штате Алабама, вынуждена собирать из осколков свою прежнюю жизнь, шарахаясь от каждой тени. Но семейные тайны нужно охранять и так просто ее в покое не оставят.
ВЕХА ТРЕТЬЯ: феодальные обычаи давно уже в прошлом и приходится налаживать первые, пока еще робкие и осторожные контакты с окружающим социумом, который, по счастливому совпадению, весь слагается из обладателей сочной хумансятинки. Правда, данные контакты более похожи на кровавые разборки, ну да лиха беда начало, надо же нащупывать стартовую точку. А там ведь можно и в идеологию попробовать, кто помешает-то, психопатов среди власть предержащих хватает...
Остановка #4 --- «Make Room! Make Room!» Гарри Гаррисона (1966) (https://fantlab.ru/work441125). Экранизирован, фильм «Soylent Green» (1973, https://fantlab.ru/film293).
Близкое будущее. Нью-Йорк 1999 года. Тридцать пять миллионов жителей влачат жалкое существование, используя в качестве жилья все: заброшенные автомобили, корабли, станции метро, заводы и фабрики. Соя, чечевица и маргарин здесь являются основными продуктами питания, а питьевая вода — главным угощением. Нарушена экология, остановлено производство, иссякли природные ископаемые. Все говорит о приближающемся конце света. Что может спасти цивилизацию от страшной гибели? Только контроль за рождаемостью и...
ВЕХА ЧЕТВЕРТАЯ: политики — прагматичные сволочи. Как же нам прокормить множество миллиардов дебилов, которые, наплевав на все законы экологии, продолжают бездумно переполнять экологическую нишу? Но ведь они и дохнут от болезней и прочего, что влечет за собой перенаселенность. Столько мяса зря пропадает! Ведь его можно тщательно измельчить и добавить в пищу населению, нет? Безотходное производство, так сказать по всем заветам советской плановой экономики... А вдруг кто-то узнает? У нас наверняка найдутся ресурсы заткнуть пасть любым недовольным, нет?
Гаррисон все-таки был наивным оптимистом, он верил, что если люди узнают, о том, чем именно их кормят, они хотя бы будут протестовать. Ага, щаззз. А в пасхального кролика он тоже наверное веровал?
Остановка #5, последняя --- «Cadáver exquisito» Агустина Бастеррика (2017) (https://fantlab.ru/work1276640)
Внезапное появление смертоносного вируса, поражающего животных, стремительно меняет облик мира. Все они — от домашних питомцев до диких зверей — подлежат немедленному уничтожению с целью нераспространения заразы. Употреблять их мясо в пищу категорически запрещено.
В этой чрезвычайной ситуации, грозящей массовым голодом, правительства разных стран приходят к радикальному решению: легализовать разведение, размножение, убой и переработку человеческой плоти. Узаконенный каннибализм разделяет общество на две группы: тех, кто ест, и тех, кого съедят.
ВЕХА ПЯТАЯ, последняя: Что будет если милые застольные привычки лавкафтианских героев (см. выше «Крысы в стенах») перевести на общечеловеческие рельсы? Если не можешь остановить, проще ведь возглавить процесс, нет? А чего нам стесняться-то, поставим антропофагию на конвейер, чего хумансятинке зря пропадать-то?
Гораздо отвратительнее здесь даже не поедание хумансятины, мы закаленные просмотром «Ада каннибалов» и не такое читать можем.
Намного страшнее государственный компонент всей этой кровавой вакханалии, я имею в виду тщательно продуманные меры поддержания процесса на государственном уровне.
Традиционным персонажем любой антиутопии здесь является Маркос, работник скотобоен, который помнит прошлое, ужасается настоящим и с ужасом смотрит, как человечество все быстрее скатывается к скотскому состоянию. Он бы и рад бросить это дело и обойтись пищей попроще, но вот только кто будет оплачивать счета и содержать престарелого отца. Всю книжку его раздирает внутренний конфликт и это вносит дополнительные мрачные краски в и без того чернющую атмосферу.
Да и у тех, с кем он контактирует, тоже проблем хватает. Один сетует, что человеческая кожа чересчур непрочная для поделок, фермеру жалко тратить дорогие антибиотики и корма для откорма хумансятины, третья сетует, что мало возможностей тестировать на «особях» новую косметику etc.
Охота вообще превратилась в тотальное безумие: выследить «беременную самку», подстрелить и приготовить по особому рецепту — самое крутое удовольствие из доступных.
Вообще книжка о том, как из любой мерзости можно сделать конфетку, если правильно подключить мощности пропаганды, видели неоднократно за всю человеческую историю.
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ: вы заметили, как быстро по меркам истории (слава Ктулху, хотя бы пока в литературе!) был пройден путь от отдельных милых эксцентричных сельских жителей с их «традиционными ценностями» к безжалостной и агрессивной общегосударственной политике? Если хорошенько подумать, учитывая бесконтрольное размножение человечества и быстрое истощение природных ресурсов, в частности, проблемы с питьевой водой во многих регионах земного шара, кто его знает, уж не готовят ли вот такими книжками исподволь человечество к подобному варианту развития событий? Вам не тревожно? А ведь массовая культура и в особенности фантастика недаром были названы «кривым зеркалом человечества» со всеми его возможными и невозможными путями развития... Подумайте об этом на досуге...
GRAND FINALE: ну и напоследок, раз уж пошла такая человекоядная пьянка, можно послушать небольшой рассказ «Человекокаша» (https://www.youtube.com/watch?v=X2MzYjosz...), ну чтобы проникнуться тематикой... Приятного аппетита!