СССР, 1936, 88 мин.
Реж. Григорий Александров, Исидор Симков
В ролях Любовь Орлова, Евгения Мельникова, Владимир Володин, Сергей Столяров, Александр Комиссаров, Николай Отто, Джим Паттерсон, Федор Курихин, Сергей Антимонов, Соломон Михоэлс, Павел Герага, Лев Свердлин, Владимир Канделаки, Николай Орлов, Эммануил Геллер, Александра Панова, Павел Массальский, Роберт Росс, Марк Цибульский, Лев Иванов
Музыкальная комедия
Оценка 6.7 (569) Моя оценка 6.5 (неплохо)
В 1945 ильм вышел в прокат в Финляндии и Польше. В том же году он был показан на МКФ в Риме.
Производство Мосфильм.
В 2011 год была выпущена колоризированная версия фильма.
По мотивам комедии Ильи Ильфа и Евгения Петрова, и Валентина Катаева «Под куполом цирка». Авторы убрали свои фамилии из титров, так как не были согласны с трактовкой Александрова.
По некоторым данным, Александрову помогал в работе над сценарием Исаак Бабель.
Неожиданное начало. Афишу «Цирка» клеят поверх афиши «Веселых ребят». В начальных кадрах звучит «Широка страна моя родная». Слова «Где так вольно дышит человек» в фильме 1936 года — «черный юмор», слишком циничный даже для меня. Например, оператор фильма Владимир Нильсен был расстрелян в 1938.
У белой звезды цирка родился черный ребенок. Мэрион Диксон бежит в СССР. Она приехала в Союз с номером «Полет на Луну», основанном на смелости и ловкости мисс Мэрион Диксон.
Актриса влюбляется в советского парня. Но ее импресарио шантажирует ее тем, что у нее есть черный ребенок, но он не знает, что советскому мужику чужд расизм и черный ребенок ему не помеха.
«Что она там поет? — Поет, что на Луне хорошо. — С такой зарплатой везде хорошо».
Актерский состав. Сняли фильм классик советского кино Григорий Александров и Исдор Симков. Александров был автором сценария и некоторых костюмов фильма. И спел песню «Широка страна моя родная»
В фильме снялись звезды и известные актеры Любовь Орлова (Мэрион Диксон), Евгения Мельникова (Раечка) («Летчики», «Аэроград», «Дело было в Пенькове»), Владимир Володин (директор цирка)(«Волга», Волга», «Светлый путь», «Кубанские казаки»), Сергей Столяров (режиссер Мартынов) (Руслан в «Руслан и Людмила»), Павел Массальский (импресарио, шантажист) («Гаврош», «Иван Грозный», «Алые паруса»), Александр Комиссаров (Шурик Скамейкин), цирковой артист Николай Павловский (он же Ники Отто)(клоун «Чаплин») («Волга, Волга», «Веселые ребята»), будущий писатель Джеймс Паттерсон (негритенок Джим, его отец в 1932 эмигрировал в СССР), Федор Курихин (дрессировщиу капитан Борнео) («Веселые ребята», «Вратарь», «Депутат Балтики»),
Почему смотреть стоит (плюсы). Один из самых знаменитый фильмов советского кино (как 30-х, так и вообще).
Тут заметно, что Александров пытался сделать из своей жены «советскую Марлен Дитрих». Он был знаком с оригиналом, работал над картиной «Голубой ангел» и здесь попытался придать Орловой черты Дитрих.
Сцену танца на пушке считают одной из самых эротичных в советском кино (по крайней мере, раннем).
Фильм был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже в 1937, а в 1941 — Сталинской премию
Музыку написал Исаак Дунаевский. «Песня о Родине» стала одной из самых популярных советских песен.
Юрий Никулин считал, что Мэрион — лучшая роль Любовь Орловой. Он писал, что « Александров показал удивительно правдиво атмосферу цирка».
Колыбельную на идише поет знаменитый режиссер Соломон Михоэлс (эту сцену несколько раз удаляли, а затем возвращали в фильм).
По свидетельству современников и самого Григория Александрова Сталин любил «Цирк» и смотрел фильм много раз.
Почему смотреть не стоит (минусы). Я не люблю фильмы с Любовью Орловой. Многие из них очень наивны и вторичны по отношению к западным образцам. Как выразился один из критиков о творчестве Александрова и Орловой «сталинизация Голливуда».
Песня «Мэри едет в небеса» мне показалась вульгарной. Сами трюки, конечно, впечатляют, но вот предваряющая песня...
И главное во всем этом — я не люблю цирк. Вообще. Так что главное действо было явно не для меня.
Итог. Один из самых знаменитых советских фильмов, признанная советская классика. Посмотреть надо, хотя бы для общего представления о советском кино 30-х.