Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер «Я, следователь…»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В лесу около дороги обнаружен труп молодого человека, застреленного в затылок. Документов при нём нет, местные жители его не опознали, так что личность убитого неизвестна. Начинается следствие.
Первая публикация: Огонёк, 1969, №№ 14-24, с подзаголовком «роман в документах».
Входит в:
— журнал «Советская милиция № 1, 1969», 1969 г.
— журнал «Советская милиция № 2, 1969», 1969 г.
— журнал «Советская милиция № 3, 1969», 1969 г.
— журнал «Подвиг 1981'01», 1981 г.
— антологию «Современный детектив», 1987 г.
— антологию «Современный детектив», 1991 г.
Экранизации:
— «Я, следователь» 1971, СССР, реж. Георгий Калатозишвили
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 30 октября 2022 г.
На тридцать восьмом километре шоссе Ялта-Феодосия обнаружено тело. Убит неизвестный был тремя пулями в затылок из пистолета ТТ. На шоссе остались следы от протектора «Волги», в карманах убитого только расчёска и обрывок рецепта. Вот по этим тонким ниточкам Следователь начинает охоту на Бандита.
Казалось бы, Бандит умён, безжалостен, силён и обаятелен, а Следователь слаб, невезуч, его тошнит в вертолёте, от него уходит жена, которой надоело терпеть особенности работы мужа. Но это всё неважно, ибо на самом деле против Бандита выступает Система, в которой Следователь всего лишь инструмент. И этот момент здорово раскрыт в книге казённым языком бюрократических документов из дела — через служебные записки, экспертные заключения, запросы, ответы и поручения. Как бы ни петлял Бандит, как бы ни изворачивался, никуда ему не уйти, конец один. И этой, заложенной в текст мыслью, образец советского детектива противопоставляется детективу классическому, где сыщик просто умнее, ловчее и опытнее преступника, а полиция, зачастую, не более чем скопище бесполезных тупиц.
sergej210477, 26 марта 2021 г.
Хороший советский детектив.
Оригинальность книги, и, в то же время, как мне кажется, ее недостаток, в том, что повесть оформлена, стилизована под реальное уголовное дело.
Герой один — Следователь. Без имени — просто должность — Следователь. И все события, которые мы видим, проходят через призму его сознания. Сложно читать: все время — «Я написал, я допросил, я подумал...». В то же время, весь остальной текст — листы из уголовного дела. Ну и небольшие лирические отступления, которые, по-моему, не совсем органичны.
Эдакий псевдодокументальный стиль. Допросы свидетелей, протоколы, запросы на экспертизы. Телефонограммы и отчеты.
Интересно, да. Понимаешь, что советский Следователь обязательно вычислит и поймает Бандита, но, следить за этим противостоянием увлекательно.
Да, «ранние Вайнеры» пишут отлично, но, если сравнить эту повесть с «Эрой милосердия», «Визитом к Минотавру», то, эта книга явно другого уровня.
bubnov1959, 7 января 2021 г.
Гонка за Бандитом по всей стране и нельзя и на малость расслабиться, ибо потерянное время убивает тех, кто пока радуются жизни и не знают, что их ждет смерть в лице Бандита. И приходиться выбирать: либо спасать еще неубитых, либо спасать свой гибнущий брак...И словно открытая на кончике пера планета готовится ловушка для Бандита, известного лишь по следам своих преступлений и описаний свидетелей. И хочется верить, что встреча с хорошей девушкой Элгой станет для Следователя судьбой на всю жизнь. И вообще «жизнь замечательна. даже если ты в детстве мечтал быть дворником и за тобой никто не хочет стоять в очереди». P.S. У Вайнеров среди Бандитов есть Горбатый, Хромой, теперь Бандит без полутора пальцев.
Baskk, 7 февраля 2023 г.
Книгу писал Следователь. Чувствуется рука профессионала сыска, ну и конечно замечательный рассказчик
Kravendel, 3 мая 2016 г.
Повесть хорошая, но в ней нигде не сказано, что следователь — Тихонов. И ни из чего это не следует. Так что её принадлежность к циклу крайне сомнительна. Само же расследование очень заковыристое и интересное, тут тебе и Крым и Таллин и Питер и Москва и Тбилиси и Львов и Рига. Жаль, подробностей жизни конца 60-х маловато.
SAG, 12 марта 2013 г.
Знаете в чем повезло братьям Вайнерам, так это в экранизициях, увы братьям Стругацким не посчастливилось. А может потому, что произведения Вайнеров так очень хорошо подходило под экранизацию- где все действия, небольшие размышления и опять действие. Если у Стругацких текст заставлял задуматься, представлять- выдумывать дальнейшие события, то здесь все просто- следи за сюжетом. Так и в этой повести, которая очень насыщенна отвлечениями отношений ГГ с женой и общественностью, а еще больше приведениями запросов следователя и ответами различных организаций на его запросы. И все это в фильме срезано, уменьшенно и выдается от лица ГГ как дополнения. А еще и это главное подбор артиста, уж очень в точку попали с Кикабидзе, он сумел подать образ следователя так, что уже другого не предсталяешь. В повести следователь, даже учитывая все его размышления и сентеции выглядит как- бы безликим. И только посмотрев фильм он оживает как человек. Естественно сценарий отличается от оригинала, но это касается в основном мелочей, но вот именно в них и раскрывается сущность человека- следователя, но зато образ преступника одинаков, что в повести, что в фильме. Поэтому считаю, экранизация лучше, но для сравнения, надо прочитать и повесть.
Iricia, 1 января 2012 г.
Я хотела было написать, что книга понравилась меньше, чем первые две прочитанные у братьев, но поняла, что это не так.
Сюжет начинается с того, как возле дороги находят тело молодого человека и постепенно превращается в преследование, противоборство следователя и жестокого преступника, где следователь двигается в потемках, с завязанными глазами. Главы начинаются сухим протокольным языком, и если в «Эре милосердия» они больше создавали атмосферу времени, то здесь они непосредственно касаются расследуемого дела. В противовес сухому языку документов, разворачивается история личной жизни героя.
И мне очень стыдно, что я пишу столь шаблонным языком)