М Ю Харитонов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Farit» > М.Ю.Харитонов, «Факап»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

М.Ю.Харитонов, «Факап»

Статья написана 4 февраля 2021 г. 20:07

«Факап»
Михаил Харитонов
Факап
2022, роман

Жёсткая SF. Параквел к сочинениям Стругацких. Имеет смысл читать тем, кто более или менее помнит, что такое Институт Экспериментальной Истории, кто такие прогрессоры и зачем нужна позитивная реморализация.


Достаточно редкий случай – количество упоминаний об этой книге в окружающем меня пространстве и даже прямые советы ее почитать вылились в то, что я этим советам таки последовал. Прочитал.

Писать на нее рецензию довольно тяжело вот по какой причине. В силу ее содержания она, скажем так, немного скребет по идеалам – так как это очевидная полемика со Стругацкими, а те имеют у очень многих культовый статус. Причем полемика в некотором роде не очень-то честная – ну вот представьте себе, что написано ровно то же самое, но только убраны все точки соприкосновения с миром Полдня? Вызовет ли такая книга интерес? А так – вызвала, и немалый.

Поклонники пишут, что «Факап» наконец-то делает мир Полдня логичным и понятным, некоторые даже замахиваются на то, что автор, де, провел деконструкцию мира Стругацких; противники же используют слова типа оплевания, обмазывания грязью и прочие сильные эпитеты. Попытку остаться в стороне не поймут ни те, ни другие. Ну, да и фиг с ним.

Сразу скажу о «деконструкции». Ее там нет и в помине. Хотите знать, что такое настоящая деконструкция – читайте «Сердца четырех» Сорокина. У Харитонова, в общем-то, даже попытки нет. Это чистый фанфик конспирологического толка – то есть через известные нам по книгам АБС события и сцены проведена совсем другая линия, их связывающая и объясняющая.

Сам по себе такой метод написания книг не плох и не хорош и, по большому счету, мало что говорит о литературном первоисточнике. Тут целиком и полностью знакомство с автором (что ему при прочих равных кажется более вероятным, логичным и реальным), ну и с его читателями (то же самое). Так что острую реакцию некоторых поклонников первоисточника я не понимаю. Ну, блин, что меняется в вашей любимой книге, если кто-то в Интернете скажет, что все было совсем наоборот? По идее – ничего, зачем же вести себя так, будто что-то таки в этом есть?

Если брать «по-крупному», то «Факап» представляет собой альтернативную версию романа «Трудно быть богом». Естественно, не только его – пока протагонист ее раскапывает, мы знакомимся со всем тамошним контекстом, так что по большому счету – это история мира Полдня так, как ее видит автор «Факапа».

Я отвлекусь немного и скажу о собственном восприятии ТББ. Прямо скажу, из всего полуденного цикла она у меня вызывает меньше всего эмоций. Не нравится, то есть. Как-то так вышло – в детстве я АБС не «ухватил», читал все в более менее зрелых летах и как общий посыл книги, так и ее герои мне совершенно не пошли. Антон, в общем-то, банально глуп – и в мыслях, и в поступках. Не может и не хочет просчитать их последствия, что непосредственные, что отдаленные. Он совершенно не знает истории. Критерии, по которым он делит людей на плохих и хороших кажутся ему незыблемыми. Алхимика он ставит намного выше, чем специалиста в государственном управлении – почему? Потому. Поставить себя на место собеседника? Упаси бог.

Ну и самое главное – его железобетонная уверенность в том, что он знает как оно надо. Ладно, если это относится к текущему состоянию мира Полдня – но он столь же твердокаменно убежден в собственном знании того, что нужно делать в Арканаре. Никаких сомнений. А из их отсутствия следуют торопливость, эмоции и все прочее.

Ну да ладно, не о нем речь.

Первое, что бросается в глаза при чтении «Факапа» это его размер. Мягко говоря, он огромен, и отнюдь не потому, что в нем изображено большое количество людей и событий, что там развесистый сюжет и все такое. Сюжетных событий там совсем немного – разве что на крепкую повесть. Просто главный – и по большому счету единственный – герой книги считает необходимым, во-первых, делиться с нами грандиозным количеством воспоминаний, а во-вторых считает необходимым сообщить нам все, что он думает о том, другом, третьем, пятом и десятом.

В какой-то момент мне это стало что-то очень сильно напоминать. Наконец, понял – это блог. Что-то автора торкает – и он катает вату, спеша поделиться ею с благодарными читателями. Завтра торкает что-то другое. Ну и…

Я в какой-то момент начал считать, сколько раз на главу автор использует выражение «вот, кстати». Ну, то есть сворачивает с основной сюжетной дороги. Получилось довольно много.

При этом меня немного напрягал, так скажем, выбранный автором угол зрения. Он такой… особенный. «Дядя Яша» очень напоминает мне одного моего давнего сослуживца. Тот в работе был, в общем-то, совсем неплохой спец. Подстав не делал, и положиться на него вполне можно было. Но в частных разговорах он был очень и очень специфичен. Во-первых, говорлив необычайно, а во-вторых, как бы это сказать… зело злоязык. Тот у него был подлец, этот дурак, третий еврей, четвертый вообще антисемит. А если к человеку решительно не за что было придраться – он начинал передразнивать манеру его речи: картавость, шепелявость или его любимые словечки.

Что интересно, ни разу за свой длинный язык он не пострадал, что наводит на некоторые нехорошие мысли.

Такой вот главный герой. При этом, более менее зная автора, я не думаю, что он просто выпустил из рук нити повествования и не справился с материалом. Нет, видимо это как раз то, что он задумал изначально. С какой целью – ну, это очевидно. Хотел показать нам «настоящий» мир Полдня. Как он начался, как развивался и к чему пришел в итоге. Панорама, так сказать, срыв покровов, обнажение естества и приводных механизмов.

Насколько убедительно это все для меня? Совсем неубедительно. Тут в некотором смысле проблема размера. Если взять эпизоды – один за другим, по отдельности, то в каждый вполне можно поверить. Ну, то есть так оно и могло бы быть. Но то, что получается после объединения этих эпизодов в целое – убедительность теряет напрочь. Так бывает, и не сказать, что редко. Выписать убедительный эпизод – одно умение, а составить из них убедительную историю – совсем другое.

Тут плохо то, что автор довольно сильно идеологически заточен. Его цель – перевернуть Полдень и он не хочет эту цель упускать. Каждый элемент повествования у него этой цели подчинен. Это плохо и потому, что цель слишком уж выделяется и зачастую мешает просто читать историю и ею по-настоящему увлечься. Но главное – когда каждый эпизод этому посвящен, вся конструкция оказывается перенапряженной – ну и валится, а как иначе.

В этой связи вспоминается Швейк, тоже наполненный боковыми рассказиками. Представьте себе, что все они посвящены только и исключительно срыву покровов с обреченной Австро-Венгерской империи, ее разложившейся монархии и т.п. Что там нет просто анекдотов, приколов и скабрезностей. Книга мгновенно утратит легкость и обаяние. Ну да, ее обличительный пафос сильно вырастет, но число читателей уменьшится – в пределе до нуля.

Здесь есть еще одна проблема, лично для меня в некотором смысле решающая. Дело в том, что АБС были честны. Они совершенно явно симпатизировали Антону, но совсем не утверждали, что он во всем и абсолютно прав. Это тонкость, которую почему-то многие упускают из вида. Они рассказали историю и доверили решать вопрос о правоте или неправоте читателю. Там ведь по большому счету все просто – работа, вызванные работой эмоции, последовавший за этими эмоциями срыв и его последствия. Те, кто мыслил с ними схоже – решили так, те, кто от них отличался – решили эдак. Это нормально. И это очень большой плюс книги.

К сожалению, «Факап» этого плюса лишен. Причем лишен дважды. Во-первых, выбранным жанром – конспирологический фанфик прямо предполагает, что его автор рассказывает как оно было на самом деле и не дает права читателю что-то решать самому. Во-вторых, формой повествования – от первого лица с подтверждающими флешбэками и «расследованием», приводящим к однозначному выводу. Расследование тут в кавычках потому, что там его по большому счету нет как процесса – ну не считать же за таковое сидение в местном гугле или загрузку памяти вышестоящего товарища. То есть, если Антон по мере развития сюжета изменяется, развивается и действует, то «дядя Яша» просто узнает какую-то новую информацию и транслирует ее читателю. Причем он ей и не удивляется особо, его основная эмоция «так я и знал».

Это, честно сказать, просто скучно. Где-то с середины книги я ее буквально домучивал – и не потому, что, типа, понял, чем это все кончится. Я в такие игры не играю. Финал там вполне замысловатый, неожиданный и все такое, к тому же он не один – после него еще и идет разговор местных типа вершителей судеб, которые растолковывают читателям то, что было на самом деле. Ну да, там события еще раз совершают головокружительный кульбит, только зачем все это? «Все не так, как кажется» – ну да, мы в курсе. То есть, нам только что об этом долго и нудно рассказывали, зачем повторять то же самое еще раз?

В итоге получилось ни о чем. Но, с другой стороны, чтение весьма полезно, так как – я уже говорил про это – дает нам понимание того, что движет автором, в какой реальности он живет и что хочет сказать окружающим. В данном случае такая информация очень и очень ценна. Мир меняется и нужно представлять его обитателей.





1213
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 февраля 2021 г. 20:51
Спасибо, прекрасная рецензия на распиаренное произведение! Думаю, Вы многим помогли определиться — читать или не читать:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:12
Спасибо!


Ссылка на сообщение4 февраля 2021 г. 20:59
Спасибо за труды. Любопытно, появится ли Факап на бумаге?Я в электрокнижке почти весь осилил. Да, почти. Ибо труд тяжелый. Слишком много всего.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:12
Я не думаю, что появится. Там требуется, на мой взгляд, серьезная редакторская работа.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 16:05
Неужели?
Редакторская работа, несомненно, лишней не будет. Но в её жёсткой необходимости и, тем более, объемности, позвольте усомниться.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 18:21
Позволяю :)


Ссылка на сообщение4 февраля 2021 г. 23:57

цитата Farit

чтение весьма полезно, так как – я уже говорил про это – дает нам понимание того, что движет автором, в какой реальности он живет и что хочет сказать окружающим.

Можно понять то же самое, почитав короткую прозу Харитонова. Что быстрее, разнообразнее и вообще занятнее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:13
Да, это так.
Но «длинные мысли» — они тоже важны.


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 01:05
Пару раз я пытался браться за этот «Факап», но оба раза увязал уже в самом начале. Неинтересно, скучно, да еще и эта выпирающая ангажированность текста. Если бы Крылов прислал мне этот текст на предмет публикации в серии «Время учеников» (если бы такая серия продолжалась), то я, разумеется, отклонил бы его без особых сомнений — и даже не уверен, что стал бы объяснять автору своё решение. Любой редактор имеет право на отказ без объяснений — в конце концов, это он несет ответственность за свой выбор, и именно его имя будет стоять в выходных данных книги или даже на контртитуле. Слава богу (или дьяволу), но сейчас не советское время с его издательским монополизмом — есть интернет и электронные библиотеки, поэтому все, кто хотел, прочли и «Факап» Харитонова, и «Черную пешку» Лукьянова, и теперь эти тексты уже не вырубить из сети ни топором, ни даже каким-нибудь хитрозакрученным киберпанковским вирусом. Пускай живут, раз уж есть у них свои читатели. В конце концов, «была проделана большая работа»...)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 01:23
По крайней мере, «Факап» вызывает гораздо больше откликов и обсуждений чем, например, верноподданный Джакч.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 03:47
Зато у Успенского есть замечательно написанное «Змеиное молоко»; у Лазарчука – «Все хорошо».
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:13
Да, верно. Скучно.


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 08:00
Я тоже благодарю за прекрасную рецензию, написанную отличным эмоциональным языком. О романе тоже наслышана, но пока не решила: стоит ли тратить время на подобную реконструкцию (или деконструкцию) творчества АБС. Кстати, насчёт их творчества меня как фана вот это место очень эмоционально зацепило

цитата

Я отвлекусь немного и скажу о собственном восприятии ТББ. Прямо скажу, из всего полуденного цикла она у меня вызывает меньше всего эмоций. Не нравится, то есть. Как-то так вышло – в детстве я АБС не «ухватил», читал все в более менее зрелых летах и как общий посыл книги, так и ее герои мне совершенно не пошли. Антон, в общем-то, банально глуп – и в мыслях, и в поступках. Не может и не хочет просчитать их последствия, что непосредственные, что отдаленные. Он совершенно не знает истории. Критерии, по которым он делит людей на плохих и хороших кажутся ему незыблемыми. Алхимика он ставит намного выше, чем специалиста в государственном управлении – почему? Потому. (... ) Ну и самое главное – его железобетонная уверенность в том, что он знает как оно надо.

Честно говоря, нет у него такой уверенности — он просто сорвался от простой человеческой слабости и слетел с катушек / не более того. Потому что он обычный человек с обычной психикой, а не бог — хотя, что для Стругацких эта именно парадигма, в свою очередь сказать не так-то просто.
Безусловно, у всех всегда свои ожидания и ассоциации от конкретного произведения, и здесь всё всегда в пределах разумного:-) Но на мой скромный взгляд ТББ — это одно из самых сильных произведений в сегменте фантастики. И дело не столько в главном герое и его мотивациях (они там все по умолчанию очень размыты) а скорее в том, что Стругацкие в своё время ещё раз классно обыграли вот эту известную классику тантрического пути: Когда наступают тёмные времена, воины света одевают маски. Глубокая тема и они в ней оказались очень сильны со всем своим условным циклом.
Спасибо ещё раз за Ваш труд чтения и написания рецензии. Отличный материал — трудно пройти мимо в самом хорошем смысле этого понятия:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:15
Здесь можно как угодно судить — и счастье, что АБС написали текст, позволяющий это делать.
Я знаю, что очень многими ТББ ставится очень высоко — но у меня вот так не вышло. У меня на безусловно первом месте ВГВ.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:36
Да, я Вас поняла предельно точно:-) И по ТББ соответствующая ветка на форуме периодически горит — аж пламя выше неба:-D
Прошу прощения за оффтоп, у меня самые любимые «Пикник на обочине» и «Хищные вещи века». Правда с экранизациями у братьев не очень — их лучше читать, чем смотреть.

Хорошая рецензия — чистый стиль. Вдохновения Вам в дальнейшем творчестве:beer:
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 15:35
Спасибо!


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 08:44
Спасибо за рецензию, очень хороший и элегантный разбор.

цитата Farit

Антон, в общем-то, банально глуп – и в мыслях, и в поступках. Не может и не хочет просчитать их последствия, что непосредственные, что отдаленные. Он совершенно не знает истории. Критерии, по которым он делит людей на плохих и хороших кажутся ему незыблемыми. Алхимика он ставит намного выше, чем специалиста в государственном управлении – почему? Потому. Поставить себя на место собеседника? Упаси бог.

Вот да, совпадает с моими впечатлениями.
От себя бы добавил, что это типичная картина для «молодого специалиста» — он «знает, как надо», а другие «не понимают», но он «сейчас всем покажет». О просчете последствий, анализе, понимании других молодой специалист еще не задумывается.
Впрочем, как я понимаю, повесть (в этом аспекте) в том числе и об этом — о том, как молодой специалист сложным (волей авторов) образом вынужден начинать задумываться и пытаться думать не только о себе, но и о других людях.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:15
Да, есть такое.


Ссылка на сообщение8 февраля 2021 г. 18:53
Интересная рецензия.
Я как раз от романа был в восторге — больше чем от оригинала.


Ссылка на сообщение6 апреля 2021 г. 18:47
Как «поклонник» скажу, что ЛИЧНО МНЕ все претензии связанные со связью Факапа и «оригинала» кажется несколько примитивными. Как показалась бы примитивной и банальная попытка расписать тупую инверсию Полдня на столько страниц. И кроме примитивности, ещё и очень сильно сбивающими с толку. Что-то вроде синдрома завышенных/заниженных ожиданий.
Возможно, что изначально что-то такое у автора и было, но по ходу реализации блога стало получаться уже совсем иное. Вместо отзеркаливания получилось более хитрое, и скорее всего не задуманное автором, преобразование. И кстати, из текста вполне прямо (на мой взгляд) следует что как оно на самом деле — не знает никто. И не может знать. И это хорошо.
Меняется ли Яша по ходу повествования? А на пол-шишечки. Дубель — меняется. Оригинал — тоже. Но по разным векторам. Я бы сказал по противоположным.

Лично мне Факап зашёл не как ответ Стругацким, хотя начинал я его именно из-за этого. А скорее как летопись мира, где человеки/тагоряне/странники и даже все эти шизотерические существа каббало-сайентологического пантеона, как таковые лишь копошашиеся на огромной энерго-информационной структуре мураши. На фоне этого и полемика со Стругацкими и «деконструкция» практически не видны.

и особенно занятно было читать про организацию линии доставки. Блокчейн с материальными транзакциями — это очень оригинальный концепт.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2021 г. 11:33
Странно такое читать. Факап — это фанфик, произведение не самостоятельное по определению, без оригинала полностью теряющее свой смысл. И «забыть» об этом что при чтении, что при анализе — невозможно, просто потому, что оно основано на фактах, описанных авторами оригинала, а здесь получающих иную интерпретацию.

Это не плохо и не хорошо, это просто так и есть. И никак не связано с завышенными ожиданиями, инверсией или искажением или чего там еще.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2021 г. 11:56
ок. тогда так:
Лично для меня «фанфиковость» этого произведения была в лучшем случае затравкой. И причиной первого, весьма поверхностного прочтения.

Намного интереснее стало, когда я попробовал читать Факап как отдельное произведение.
В конце концов, моя основная задача при чтении — получить удовольствие, новые ощущения. может быть новый опыт. Всё это я получил.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2021 г. 15:14
А объясните, как его можно читать как отдельное произведение? В данном случае я не покушаюсь на ваши впечатления и не пробую их изменить, я реально не понимаю.
Ведь героев Факапа мы знаем не благодаря автору Факапа, а благодаря именно оригиналу. Как и сеттинг и все остальное. Если это убрать — я не вижу, что в принципе может остаться.

Это для меня примерно то же самое, что кто-то написал книгу, где действие происходит в России 19 века, в числе персонажей Пушкин, Рылеев, Жуковский, Лермонтов, цари Александр и Николай, Гоголь, Паскевич, Ермолов, Пестель и т.д. и т.п., но нам говорят, что для получения истинного удовольствия от текста нужно на все это не обращать внимания, что Россия там — совсем не та Россия, а герои — совсем не те герои, которые нам известны.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2021 г. 15:25
Можно наверное назвать это упражнен6ием по ментальной самодисциплине. Как начинаю сравнивать — даю себе мысленного леща )))
И ещё помоло то, что в мелких рассказах своих, Харитонов уже обспорился со своим восприятием Стругацких.

цитата Farit

что Россия там — совсем не та Россия, а герои — совсем не те герои, которые нам известны.

а вот тут то какая проблема? ммм... вот аналогия — молекулярная кухня. Когда берёшь клубничку. откусываешь. и чуствуешь что это мусс из костного мозга, острый соус и желатин. Удивляешься. Но когда берёшь вторую — уже начинаешь оценивать не сходство с клубникой и имитацию косточек, а вкус мусса и степень остроты соуса.

Ну и плюс помогло то, что после детского и юнешеского заболевания Стругацкими, их оригинал для меня уже не так и интересен и не так ярок. Как и полемика с ним.

Если что — свой способ восприятия я никому не навязываю. Но считаю, что рассматривать очень редкие качественные фанфики исключительно в тени оригинала — это излишнее упрощение. Хоть и не могу спорить с тем, что сравнение, хотя бы и поначалу, будет неизбежным.
PS: Отдельное спасибо за сравнение Факапа с блогом. Очень точно. Мне сильно не хватало такого меткого образа.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2021 г. 08:18
Здесь дело не в сравнении как таковом.
Вопрос чисто технический, если можно так сказать. Кто такой Горбовский? Комов? Что такое Леонида? Тагора? Само повествование в Факапе ведется, так сказать, в «отраженном свете».
Я просто не могу представить, что произойдет, если этот свет убрать. Весь текст опирается на написанное Стругацкими и является надстройкой над ними. Если убрать этот фундамент — что остается? Некий персонаж по фамилии Горбовский — но в рамках Факапа он описан крайне фрагментарно и совершенно недостаточно.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2021 г. 08:40
Понимаю.
Выходит всякое там с отсылками к библии — это фанфик на библию. Не говоря о скажем немалой части творчества Олди. И прочая, вроде «Реки богов». Верно?
Что мешает авторам вместо ИИсуса сделать скажем некоего Ивана Петровича Семёнова. Который просто оказался на кресте. Или вместо Ганга и шиваитов использовать речку Шепетовку и местный кружок краеведения.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2021 г. 09:52

цитата Цефтриаксон

Что мешает авторам вместо ИИсуса сделать скажем некоего Ивана Петровича Семёнова. Который просто оказался на кресте.

Я бы такое почитал.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2021 г. 11:08
Думаю попаданцеделы такое уже со всех сторон обписали.

но даже если и. всякая самопожертвенность будет вызывать ассоциации с христианской мифологией. как минимум у тех кто в её рамках воспитан. включая махровых атеистов.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2021 г. 15:47
Вы слишком хорошо думаете о попаданцеписцах — они, как правило, довольно примитивные ребята, если сумели застрять на таком примитивном жанре.
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2021 г. 16:26
Понимаете, одно дело — отсылки. Скажем, история двух сыновей, один из которых убивает другого.
И совсем другое — фанфик, в котором действуют Авраам, Исаак, Сара, Иезекииль, живут они там же, где они жили в Библии, и занимаются тем же, и даже события, в общем-то те же самые, просто известные нас по Библии соединяются неожиданными связками. То есть, в Библии мотивация Авраама одна, а в фанфике — другая, но внешняя канва — бог приказал Аврааму принести в жертву Исаака та же самая.
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2021 г. 16:34
Олдей тоже в фанфорубы записываем? Или «это другое»? :-)

ну и заодно весь постапокалипсис.

Впрочем это не важно. Фанфик — так фанфик )
:beer:
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2021 г. 09:13
С Олдями я в этом отношении не знаком, так что ничего сказать не могу.
Постап... не понимаю, при чем тут он.
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2021 г. 16:41
«Мастер и Маргарита», «Отягощенные злом», «Петля гистерезиса» и проч. подобное — тогда фанфики по Евангелиям, получается?
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2021 г. 18:44
Это называется «литературная традиция». Так что и «МиМ», и «ОЗ», и даже «Се человек» Муркока — все они принадлежат к этой «традиции». А есть другая «традиция», связанная с мифами Древней Греции, чем и занимаются те же Олди и когда-то занимался Бушков. Или еще одна «традиция», вытекающая из пьес Шекспира, который, кстати, тоже не стеснялся переписывать и переиначивать исторические и литературные первоисточники.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2021 г. 15:21
Да на здоровье! Просто если бы Крылов-Харитонов захотел написать отдельное, независимое произведение, никак не пришитое белыми нитками к Миру Полудня Стругацких, а просто полемизирующее с какой-то условной коммунистической утопией в голове автора, то он бы его и написал, благо таланта, похоже, у него на это вполне хватило бы. Да и куда полезнее это было бы как для самого Крылова, так и для всей отечественной фантастики в целом — еще один оригинальный утопический мир всяко лучше еще одного разоблачительного фанфика на АБС! Но зачем-то же ему понадобились эти белые нитки — так что теперь уже никуда от них не денешься! Не хотел ты шить дело, начальник, так и не шил бы, а если уж сшил дело — так и отвечай за него. Закон — он ведь дура лекс, да только лекс — он ведь для всех один сед.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2021 г. 15:36
Что-то мне подсказывает, что как самому Крылову, так и отечественной фантастике — наплевать на «очередную условную коммунистическую утопию».

Хотя вы мне подали оч. здравую (надеюсь) мысль. Я потому и смог так легко читать факап, что если там и велась полемика с условной утопией Полдня в голове читателя, то в моём случае такой сущности в голове просто нет. Больше нет.

цитата chert999

еще одного разоблачительного фанфика на АБС

вот как раз с этим я и пытаюсь спорить. чтобы он был разоблачительным — он и должен сравнивать одно с другим непосредственно в повествовании. И там обязаны присутствовать как разоблачители, так и разоблачаемые. Не в голове читателя, а в тексте. Как это было в «Мирах учеников».
Фанфик может быть и «я то точно знаю как было, Даблдор был Гэндальфом, а Гэндальф — геем»   так и «в МЭИ (Мурманский Эзотерический Институт) , в 2021 году, ректором стал Дамблдор Васильевич Выбегалло»

Да и к самому Факапу есть у меня и большие претензии. Личные )


⇑ Наверх