В Париже в 1950/51 году тиражом 2200 экземпляров, издательством Arc-En-Ciel был выпущен пятитомник Вольтера с иллюстрациями Поля Эмиля Бека (1885-1960).
Листы книг сфальцованы, сложены по порядку, но брошюрки не прошиты и не переплетены, поэтому хранятся и переносятся в специальных футлярах, имитирующих книжный переплет — на лицевой (выдвижной) части футляра приклеены специальные закругленные дощечки, внешне это изделие выглядит как нормальная книга с круглёным корешком, причем на лже-корешках нанесено тиснение с именем автора и названием книги. Это обычная старая библиофильская забава — необрезные листы, без проклейки или шитья — всё как бы подготовлено для индивидуального владельческого переплета в телячью кожу, но никто его (переплет) не делает и библиофильская книга живет именно в таком разобранном виде. Еще непременно порядковый номер экземпляра в выходных данных пропечатан штемпелем или вписан от руки (только на первом томе, выпущенном в 1950 году. Следующие четыре тома вышли в 1951 году без номерации). Не ленточка-ляссе признак библиофильского выпуска, а полное ее отсутствие за неимением переплета как такового вовсе.
Творчество Вольтера живет в веках под вывеской философии, но у него вполне животрепещущая высококачественная просветительская проза времен гениальных энциклопедистов (Дидро, Гельвеций, Гольбах, Кондорсе и даже социопат Руссо), с нормальной динамкой развития сюжета и типичными французскими фривольностями восемнадцатого века, поэтому для французов эротические иллюстрации для своего забронзовевшего классика приемлимы, а у нас это вызывает некоторое заползание бровей на затылок.
В книгах иллюстрации помещены по ходу текста, и плюс к тому отдельно приложена стопочка этих же картинок в цветном исполнении (как в книге) и в черно-белом. Получается в одном томе — три комплекта одного и того же рисунка. В каждом томе по 12 иллюстраций, итого 60 уникальных картинок на всё собрание. А так как картинки дублируются еще и в двух вариантах (цветное и черно-белое), то всего получается 180 листов иллюстраций.
том 1 «Кандид» (Candide)
том 2 «Письма Амабеда», «Простодушный» (Les Lettres d'Amabed; L'ingénu)
том 3 «Человек с сорока экю», «Мир, каков он есть», «Белое и черное», «Жанно и Колен» (L'homme aux quarante écus; Le monde comme il va; Le blanc et le noir; Jeannot et Colin)
том 4 «Задиг», «Микромегас» (Zadig ou la destinée; Micromégas)
том 5 «Белый бык» и «Принцесса Вавилонская» (Le taureau blanc; La Princesse de Babylone)
Это из тома 1 «Кандид»
Это том второй, «Письма Амабеда» и «Простодушный»
А это из следующих томов
В России попытку повторить это издание предприняла Вита Нова в 2009 году. Но начинания, вознесшиеся мощно, сворачивают в сторону, теряют имя действия. Надо сделать маленькое отступление. Есть еще великолепный художник, итальянского происхождения, жил он во Франции — это Умберто Брунеллески. Брунеллески делал иллюстрации для книг Вольтера — «Простодушный» вышел в 1948 году. Но в 1949 Брунеллески умер. И художник Поль-Эмиль Бека сделал заново иллюстрации к «Простодушному» и «Кандиду», а потом еще три тома проиллюстрировал. А в 1952 всё равно вышел и «Кандид», проиллюстрированный Брунеллески. Такая вот зебра.
Поэтому у Вита Новы вышло такое собрание сочинений Вольтера:
том 1 «Кандид», 2009, иллюстрации Брунеллески.
том 2 «Простодушный» 2011 — иллюстрации Брунеллески
том 3 «Задиг. Царица Вавилонская», 2011, иллюстрации Бека — это тома 4 и 5 парижского издания
том 4 «Новеллы», 2012, иллюстрации Бека — это тома 3 и 5 из Франции.
Четырехтомник Вольтера от Вита Нова — отличное и красочное издание, я сравнивал картинки с парижским изданием 1950/51 годов — они воспроизведены так же сочно и контрастно. Может быть на фото это тоже видно — белая бумага это Вита Нова, кремовая — у французского издания.
Удивительное наблюдение. Если Вы задумаете сегодня купить в магазине новой книги сочинения Вольтера, то всё равно дешевле 900-1500 рублей изданий не обнаружите — нет ни покетбуков, ни массмаркета по 200-500 руб. При этом некоторые издания будут и вовсе 6880 руб, как «Орлеанская девственница» московского издательства «Верже» (оставим за скобками чересчур неряшливый внешний вид этих настольных фолиантов 30х20 см на пухлой бумаге). Так что интереснее взять условный четырехтомник от «Вита Новы».
«Кандид». 2009 год, 256 стр. 44 иллюстрации Умберто Брунеллески. Это великолепный иллюстратор, делающий картины в духе сказочного прерафаэлизма в стилистике модерна. Заставки к главам цветные, попроще чем в «Задиге», но заглушки к каждой главе — индивидуальные.
«Простодушный». 2009 год, 256 стр. 62 иллюстрации Умберто Брунеллески. Не все иллюстрации цветные, множество черно-белых.
Обратите внимание, что портреты Вольтера во всех томах — разные. Порой в современных изданиях используют один и тот же фотоснимок на двадцати томах, как будто в ХХ веке был дефицит с плёнкой или фотографами.
Это сравнение одного и того же изображения в книге от «Вита Нова» — и во французском издании (к изданиям Брунеллески в 1940е годы так же отдельно печатали рисунки на отдельных листах и продавали как открытки):
«Задиг, или Судьба. Царевна вавилонская». 2011 год, 256 стр, 18 иллюстраций Поля-Эмиль Бека. Кроме того цветные заставки перед главами, заглушки в оконцовках, и буквицы. Иллюстрации похожи на раскрашенные фотоснимки, одна из моделей — вылитая Бетти Пейдж, начавшая карьеру в пин-апе в 1950 году в Нью-Йорке. Конкретно эту серию рисунков к Вольтеру Бека делал в 1950-51 году, может совпадение, может взаимовлияние, хотя очевидно общая мода и общий стиль времени.
«Новеллы». 2011 год, 288 стр. 23 иллюстрации Поля-Эмиля Бека. Опять вычурные заставки пред главами, псевдобуквицы, множество иллюстраций цветных на всю полосу. Содержание: Микромегас, Белое и черное, Человек с сорока экю, Билита, Письма Амабеда, Тампоне, Белый бык.
«Микромегас» — это честное научно-фантастическое произведение, одно из предтеч жанра НФ. Рассказ о том как два инопланетянина, один житель Сатурна, а второй вообще с далёкого Сириуса, посещают Землю и изучают ее жителей. Примечательно, что инопланетяне перемещаются на попутной комете. В XVIII веке еще не знали что она рыхлая как январский снежок, и в двадцатом веке читатели потешались над этой конструкцией. А в XXI веке инженеры всерьёз рассматривают и такой способ перемещения — по крайней мере, межзвездные кометы доказали принципиальную возможность перемещения физического тела на расстояния измеряемые световыми годами.