Зарубежных ультра-авангардных иллюстраторов у нас не очень издают. Но не совсем обычных издают. Вот сейчас на российском рынке представлены такие современные иллюстраторы Андерсена как бельгийский художник К.Гребан и датская художница С.Брикс.
С иллюстрациями Гребана издан сборник «Дюймовочка и другие сказки» (2017).
Рисунки приятные, слегка меланхолические, цвета действуют умиротворяюще. Такие картинки приятно созерцать. Особенность в подаче образа солдатика: он не застывший, он сгибается — вот, в сидячем положении, например, на шмуцтитуле.
Это решение потребовало от художника большого мужества: солдатик перестал быть Стойким (и оловянным).
1) Введение в сказку.
2) Солдатик, балерина и тролль. У солдатика появляется кое-какая мимика.
3) Выпадание из окна и поиски солдатика
4) Встреча с крысой. Крыса огромная, неприятная, но не отталкивающая и не буйная.
5) Попадание в рыбу и выход из рыбы. Солдатик выбирается сам, при этом опять указывается на его сгибаемость и наличие мимики.
6) Гибель. Причём, гибель мучительная: у солдатика расплавлена нижняя часть, у балерины тоже нижняя часть сожжена, да ещё у нас на глазах рука её сгорает. А герои-то всё ещё живые. Грустят.
Вот такие у художника по-европейски уравновешенные сюжеты.
С иллюстрациями Брикс издан сборник «Андерсен. Самые любимые сказки» (2018).
Противоположность манере Гребана. Рисунки остро карикатурные, шутовские. Хотя цвета спокойные, здесь прозрачная акварель роднит Брикс с Гребаном.
1) Весёлые дурашливые солдатик и балерина. Никакого смущения и комплексов.
2) Так ведь и тролль весел и дурашлив.
3) Приятное путешествие на лодочке по водным просторам.
4) Встреча с очаровательным добродушным хомячком (такие теперь таможенники в Европе без границ)
5) Совершенно опущена сюжетная линия с рыбой: её жизнь до солдатика, её жизнь с солдатиком внутри, её смерть и расчленение. Последнее, наверное, не вяжется с общим безоблачным настроем иллюстраций.
6) Но завершающая сцена всё же дана. Было интересно, как художница со своей шутовской концепцией покажет гибель главных героев. Художница показала, как жаркий огонь полыхает в плите.
Свежий взгляд художницы на Андерсена можно понять: восприятие писателя как нудноватого мизантропа начинает утомлять. К тому же, надо признать, что иллюстрации у Брикс искренние и добрые. Вероятно, есть и педагогические доводы в пользу окарикатуривания Андерсена: такие разухабистые картинки помогут уверить ребёнка, что всё прочитанное было понарошку (это бывает полезно для уравновешивания глубоких переживаний).