Вещий Олег Бориса


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Завета» > "Вещий Олег" Бориса Васильева
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Вещий Олег» Бориса Васильева

Статья написана 16 февраля 2010 г. 10:23

Хотела сначала написать отзыв в ветке исторических романов, но получилось довольно много. К тому же подписавшимся, вероятно, интересны древнерусские дела, иначе они бы мою колонку не читали. Это не рецензия, это просто мои впечатления от прочитанного.

Аннотация к роману «Вещий Олег» кратко описывает образ Вещего Олега в сознании русских людей, щит на вратах и все такое, но не пытается даже как-то обозначить сюжет. И понятно — разобраться, о чем роман, довольно сложно. В нем даже толком нет ГГ, поскольку сам Олег там занимает довольно мало места и активное действие все переложено на других людей. Идет подготовка похода на Киев и сам поход, но все действие занимает описание каких-то интриг вокруг этого дела, причем во многом интриги завязаны на каких-то несчастных случайностях. Так что сам поход на Киев среди всех хитросплетений, кто кого убил и по чьему поручению, совершенно теряется.

Борис Васильев писал романы также о разных эпохах: здесь и Невский, и Мономах, и Иван Грозный, не считая более новых времен. Он, конечно, писатель предыдущих поколений и явно других взглядов на процесс. Тем не менее, все это  служит еще одним подтверждением того факта, что нельзя писать хорошие исторические романы о разных эпохах. Все согласятся, что едва ли можно быть одновременно сталеваром и стоматологом, но почему-то мало кто понимает, что между 9 веком и 19 настолько огромная разница, что это фактически разные специальности даже для писателя, не только для историка. И там и здесь свои трудности: о раннем средневековье информации мало, или, точнее, достаточно много, но она разбросана на огромном протяжении мелкими кусочками и собрать ее сложно, а о поздних эпохах информации, наоборот, много и в ней поэтому сложно разобраться. Но о наполеоновских войнах или Гражданской люди успешнее находят именно тот пласт информации, который им нужен. А когда дело доходит до раннего средневековья, они предпочитают более легкий путь: не изучать древность, а выдумывать ее.  Выдумал Борис Васильев фактически все, кроме того, что перенес в 9 век из более поздних эпох. Он не искал материалы о том, в каких домах жили люди Рюриковых времен, какую одежду носили, чем расплачивались, каким оружием сражались и как относились к разным вещам (например, внебрачным княжеским детям) — он все это просто придумал. В результате возникли какие-то расшитые жемчугом нагрудники, тонкие нательные кольчуги (в которых можно спать), груды золота, короткие абордажные варяжские мечи, длинные славянские мечи, огромные палаты со множеством помещений, но отапливаемые очагами, вокруг которых стоят кресла... да, романтичная картина — очаг 7 века, а вокруг кресла... И опять же застекленные окна... Правда, учитывая его возраст и длинный творческий путь (и не только творческий), я где-то начинаю его понимать. По сравнению с этим, что ему разница между настоящим мечом и выдуманным? Сам подход его — «думы о судьбах России», и даже было бы странно, если бы он копался в статьях археологов, изучая типы каролингов. Вот думаю об этом и ощущаю, насколько изменился подход к написанию, по крайней мере, исторических романов.

Еще в книге действует несколько выдуманных германских племен, проживающих в Старой Русе, Рузе и Полоцке — русы, рузы и роги. Оные русы, вытесненные готами... откуда-то, обосновались в Старой Русе, но там тихо вымирали, не в силах вести хозяйство и промышляя разбоем. Неоднократно герои сокрушаются о вымирании своего славного племени. Потом Олег решает завоевать Киев, и все славянские князья соглашаются ему помогать, иначе он заставит их силой. А он обещает поубивать всех, кто выступит против него. Вопрос: а как он собирается это сделать, имея маленькое вымирающее племя, зажатое во враждебном окружении?  Может, автор их и не сам придумал, но явно не пытался проверить, если ли основания поселять в Полоцке и на Ловати племя германского происхождения.

Это о фантазиях, теперь об анахронизмах. Рюрик правит в Новгороде, мало того — в городе под названием Господин Великий Новгород, имеющем развитую общественную структуру. Имеется Новгородское княжество, Смоленское княжество, Киевское княжество, активно работает торговый путь из варяг в греки, на котором те самые русы сидят, как паразиты, грабя торговые караваны. А потом они как бы просто решили сменить обстановку и выйти на более широкий простор, то есть в Киев. И уговаривают остальных князей: давайте, ребята, объединимся, тогда всех победим! Вообразите, что президент России соберет сейчас президентов Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Польши, Сербии, Хорватии, Болгарии и скажет: давайте объединимся в одно государство, выберем общего президента и покажем этим гадам из Америки! Вот так, типа, происходило формирование Древнерусского государства. Но возникает вопрос: если Древняя Русь уже имела такую развитую систему гос.управления и торговых путей, зачем ей нужны были эти варяги, то есть русы? Государство-то фактические уже есть, сталось только Аскольда заменить на Олега — а чем, собственно, Аскольд хуже? Да тем, что киевляне, дескать, когда-то давно принесли клятву Рюрику... как и по какому поводу? Какие права и возможности у вождя морских разбойников претендовать на власть в княжестве, лежащем очень далеко от моря?  Об этом автор как-то глухо пишет, и неудивительно — если бы Киев приносил Рюрику клятву заодно с Новгородом, значит, они уже были единым государством? И поход Олега на Киев был бы просто очередным переворотом, переходом власти из одних рук в другие без каких-то принципиальных изменений? Когда авторы выстраивают такие положения, на них влияют две вещи. Первое: легко заставить своего героя «предвидеть» будущее, когда автор уже знает, что из всего этого вышло. И второе, на них влияет концепция Повести Временных Лет, которая прикладывает много усилий, чтобы доказать легитимность власти потомков Игоря.  Белые нитки этого шва я сейчас разбирать не буду, это долго. Так зачем вообще нужен был истории Олег? Славяне, дескать, доверчивы и простодушны, а русы с детства приучены к мечу... несерьезно это. Новгородец Вадим сражается «длинным и тяжелым славянским мечом, который незаменим в борьбе с юрким степным кочевником». Вопрос: где в Новгороде кочевники и почему новгородец берет меч, уместный в степи? Значит, уже существует единое культурное пространство от степей до Балтики?  Во-первых, это неправда, а во-вторых (что сейчас важнее) — если бы оно уже было, то что бы Олег стал объединять? Короче, неточность деталей еще можно было бы извинить — но сама концепция, идея исторического процесса нежизнеспособна и не имеет оснований. На свете больше фантастов, чем мы думаем.

Теоретически можно долго рассуждать, как все это могло или не могло быть. Но факты остаются фактами. Карамзин и ему подобные великие мужи древности могли сколько угодно воображать себе роль Новгорода и Старой Русы, но археология показывает, что во времена Рюрика их просто не было. Равно как не могло быть германских племен на восточной окраине славянского мира.  Нашли бы уже... А раз не было Новгорода и не было германцев-русов, то сам принцип теряет всякие обоснования.  Поэтому вывод: если вам нравятся нарисованные автором картины, вы можете, конечно, это читать. Но о реальном 9 веке вы оттуда не узнаете вообще ничего. Только фантазии известного писателя «на древнерусскую тему»...





1028
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 февраля 2010 г. 13:56
История это вообще сплошное враньё?! Языка не знаем, а с другими документами работать сложно. Остаётся кому-то доверят, а кому-то нет. Похоже, Борису Васильеву Вы не поверили. Я тоже читать его «Вещего Олега» не стану. Перечту «АЗиЯ» Олжаса Сулейменова. От него я узнала, что значит слово — вещий. Любви, мудрости и творчества всем читающим. Пока.


Ссылка на сообщение16 февраля 2010 г. 17:13
Странно. Для меня Борис Васильев один из любимых авторов. Правда книг про Древнюю Русь я у него не читала.
Но не доверять Вашему мнению и компетентности в указанном вопросе оснований нет.

Озадачили, однако

Но, Борис Васильев для меня прежде всего автор таких книг как «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», а не исторических романов. И это неизменно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2010 г. 17:20
Вот-вот, пару лет назад я тоже взялась читать исторические романы Васильева, полагая, что автор такой военной прозы и об истории будет писать хорошо и со знанием дела. Была глубоко разочарована.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2010 г. 17:41
Вероятно, он знает другие темы, а не Древнюю Русь. О том и разговор — нельзя знать всю историю настолько хорошо, чтобы писать об этом толковые книги. Либо ты сталевар, либо стоматолог...


Ссылка на сообщение17 февраля 2010 г. 19:59
Елизавета, статья интересная, но все же я бы хотел развести два вопроса, которые в ней смешаны и которые, в общем-то, смешивают традиционно. Первый — вопрос исторической достоверности, второй — литературности. Историческая достоверность, как и любая укорененная в жизни череда причин и следствий, заведомо лишена художественности. Всякое произведение «на основе реальных событий» — это неизбежное искажение реальных событий, что хорошо известно. Мне настойчиво кажется, что обвинения в адрес того или иного литературного произведения в отходе от действительности изначально несостоятельны. На мой взгляд, к литературе можно предъявлять только одно требование: создать «внутреннюю правду» — замкнутую в себе эстетическую систему. Ту самую литературность, если угодно. Эта «правда» может питаться источниками с высокими или низким уровнем точности, но мерить результат нужно безотносительно их.

Я понимаю, что вы рассматриваете произведение через призму своих специальных знаний в конкретной области, но, повторюсь, по-моему, для художественных задач соответствие реальности не критично.

Не хочу, чтобы мои слова были восприняты как защита наплевательского отношения к фактам. Суть их в том, что оправданный внутри произведения факт важнее, чем факт, укорененный в реальности и привнесенные в книгу только потому, что он -- «правда».

Я не читал «Вещего Олега», но на основе вашего отзыва полагаю, что Васильеву по каким-то причинам не удалось именно такое внутреннее обоснование.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2010 г. 20:55

цитата А.Б.

к литературе можно предъявлять только одно требование: создать «внутреннюю правду» — замкнутую в себе эстетическую систему.


цитата А.Б.

для художественных задач соответствие реальности не критично.


Мне кажется, я вас понимаю, но не уверена, что смогу понятно выразить свой взгляд на этот сложный вопрос.

Я вижу в нем две стороны. Первое: когда произведение является историческим романом, то есть формально призвано изображать реальную прошедшую эпоху, то мы вольно или невольно сравниваем изображенную автором реальность с картиной, сложившейся у нас при помощи других источников. То есть васильевской Руси с трудами археологов. В принципе, я понимаю и даже соглашаюсь, что для художественных задач соответствие реальности не критично, хотя на примере фантастического романа (особенно о вымышленном мире) понять это легче. Но реалистический роман тоже может быть такой «замкнутой системой». Если же всплывают сомнения, что «все было не так», значит, автор выстроить убедительную картину не сумел. Думаю, что с «Вещим Олегом» получилось именно так. Я там критикую его концепцию похода Олега на Киев, которая несостоятельна с исторической точки зрения. Чтобы хотя бы оценивать ее художественную убедительность, надо, чтобы мы полностью Русь Васильева отделили от реальной. То есть признали его роман чистым фэнтези или хотя бы альтернативкой. Но в целом я сама думаю, что так цепляюсь к несоответствию в деталях именно потому, что художественная сторона мне сильной не показалась. Даже если бы автор сам все это осознал и написал в предисловии: дорогие читатели, это — параллельная Древняя Русь, в которой на Ловати живет германское племя русов, а Великий Новгород уже существует во всей красе развитой общественной структуры, так что даже племя словен заменено понятием гражданства «новгородцы»... Даже если бы он сам «отрекся от действительности» и тем снял возможные упреки в несоответствии — все равно это была бы довольно скучная книга, потому что персонажи картонные, манера пафосная, сюжет теряется в интригах и невнятен. То есть претензии к недостоверности растут именно из-за того, что художественная сторона не убедительна.

Но в задачи моего отзыва, собственно, этот вопрос не входил. Потому я и указала, что пишу отзыв, а не рецензию. Я не критик и не замахиваюсь на слишком многое. Я могу осветить вопрос о соответствии реальности Васильева современным представлениям о той эпохе. Вот это я и постаралась сделать. Разбор художественной стороны в мои задачи не входил. Рассматривать же исторический роман как замкнутую художественную систему я не могу, потому что в написании портрета эпохи вижу далеко не последнюю задачу исторического романа в целом. И пыталась описать, насколько «Вещий Олег» выполняет именно эту задачу. Об остальном каждый может судить сам.

То есть что я хочу сказать:

1) К историческому роману предъявляются определенные требования исторической достоверности, иначе он не может существовать как таковой;
2) Если вопрос о достоверности возник, значит, художественная сторона неубедительна;
3) В мои задачи входил в основном вопрос о соответствии реалиям. Чисто художественную сторону разбирать я не берусь.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2010 г. 21:35

цитата Завета

К историческому роману предъявляются определенные требования исторической достоверности, иначе он не может существовать как таковой

Да, это верно. Наверное, моя реакция отчасти связана с тем, что я попытки сопоставления смысла книг с реальностью давно в себе подавляю.

Вообще — вот только сейчас пришло в голову — ваш подход сродни критике твердой НФ за ненаучность (мне это сравнение как-то понятней). Подобно историческому роману, твердая НФ тоже должна удовлетворять критериям достоверности, иначе она не может считаться таковой. Да, во многих случаях упреки совершенно справедливы. Но — черт возьми! — как же эта «ненаучность» иногда цепляет! И опять возвращаюсь к мысли: все дело в форме и еще раз в форме. Но это уже ходьба по кругу. Я не возражаю вам. Мои высказывания — это реакция на занимательность ваших статей, это попытка установить для себя ориентиры в совершенно незнакомой мне области древнерусской истории.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2010 г. 08:11
Я давно заметила: если книга тебе нравится, то ты охотно прощаешь ей любые ляпы, «потому что это же не учебник!» Причем в любом жанре. Но если речь идет о современной действительности, каждый нормальный читатель сам заметит, где что неправда. А от исторического романа читатель ждет, что ему расскажут о старине, желательно — правду. И произведение должно отличаться ну очень высоким художественным уровнем и увлекательностью, чтобы можно было ему неправду простить и признать, что его собственная правда ничуть не хуже. Васильев — явно не тот случай. Когда он писал «Вещего Олега», ему было, судя по датам, около семидесяти. Вероятно, про войну он уже все написал, а в современности (1996 год) уже не мог или не хотел разбираться, вот и потянуло на старину. А древность многие люди путают со сказкой и считают, что ее тоже можно пересказывать по-своему как хочешь — все равно связей с реальностью нет. А вот это и есть очень большое заблуждение... Я, в общем-то, даже не требую, чтобы заслуженный писатель в преклонных годах разбирался в новой для него области каролингов и дирхемов. Я скорее хочу обозначить для заинтересованных лиц, что у него получилось — с точки зрения достоверности.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2010 г. 11:15
2) Если вопрос о достоверности возник, значит, художественная сторона неубедительна;

цитата



Это совершенно верно. Я не историк и не знаю, какое племя жило на Ловати и что представлял из себя в то время Новгород. Я читатель, и если берусь за исторический роман, то рассчитываю, что мне расскажут о том, «как было». И если сюжет внятен, герои убедительны и в результате чтения возникает общая картина, сомневаться в достоверности изложенных фактов мне не придет в голову (если, конечно, не попадется совсем уж очевидный ляп). А если художественная сторона неубедительна, то степень исторической достоверности уже неважна — учебник истории в любом случае достовернее.

ПС. Когда я рассказывала маленькой дочери о Киевской Руси — вовсю цитировала ранние романы Заветы. Очень убедительно получалось. В результате дочь выросла в филолога-слависта... Это я тем, кто не читал Завету. Она очень хорошо пишет:)
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2010 г. 19:20
++++++... много короче:-)))

Так просто рассказывать о таком сложном — это талант, господа;-)
За что люблю книги Заветы, что довольно легкий язык сочетается с глубоким смыслом и правдивостью книги, даже если это фэнтези — веришь, что именно так оно и было — не иначе^_^


Ссылка на сообщение18 февраля 2010 г. 19:28

цитата А.Б.

Всякое произведение «на основе реальных событий» — это неизбежное искажение реальных событий, что хорошо известно. Мне настойчиво кажется, что обвинения в адрес того или иного литературного произведения в отходе от действительности изначально несостоятельны.


:-[

Может сравнение не в тему, но даже интервью, как правило (если оно не дословное, а пересказ) не полностью отражает то, что сказал собеседник.

В любом случае художественное произведение, даже если оно про наше время и нет сомнений в исторической достоверности, будет отражать реальность субъективно, через призму сознания писателя.

Звучит пафосно, но у Тютчева в одном из стихотворений есть такое выражение: «Мысль изреченная есть ложь», то есть, даже когда человек сам выражает свои мысли вслух, уже тогда смысл искажается, что уж говорить о художественном произведении.

Извините, что не совсем по теме8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2010 г. 15:17
А.Б.: что конкретно вы понимаете под «неизбежным искажением реальных событий»?
Любое изображение субъективно, это аксиома. Но существуют исторические факты, искажать которые нельзя.

Можно написать роман, например, о том, что сын Ивана Грозного от Сабуровой действительно родился, выжил и долгое время тайно царствовал в Сибири. Такой роман даже на самом деле существует, я читала. Ряд историков подтверждают историю о спасенном царевиче, так что романическая версия имеет право быть.
Но если бы написали роман о том, что этот сын царствовал в Москве, то назвать этот роман историческим было бы невозможно.


Ссылка на сообщение27 февраля 2010 г. 15:39
   Здравствуйте, Завета! Спасибо за развернутый отзыв: по иронии судььбы планировала данную книгу к прочтению и теперь вот семь раз подумаю, прежде чем ее открыть)
   Для меня, как для читателя, обожающего историческую прозу, очень важно, чтобы книга соответствовала описываемому в ней времени (или, по крайней мере, тому, что теперь об этом знают). А сюжет и персонажи в данном случае — это просто очень хорошее дополнение, еще один бонус, который притягивает к книге — ведь, беря в руки подобный роман, я, в первую очередь, желаю почерпнуть для себя что-то новое в историческом плане. И любые искажения подобного рода очень сильно огорчают — вплоть до того, что могу бросить книгу на полпути, даже если автор действительно талантлив... Вот как-то так))))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2010 г. 15:49
Я и писала свой отзыв для людей, которые, как и вы, рассматривают исторический роман как источник сведений об эпохе. Рада, если смогла быть полезной.


Ссылка на сообщение19 мая 2010 г. 17:00
Что-то с нашими корифеями не то. Один снимает про «Нестояние», под видом исторического полотна о Великой Отечественной, другой пишет про древних германцев в Старой Руссе и как Олег в Новгороде объединял Русь(причем пишет об этом не в 19 а в 21 веке) И каждый, поди же ты, великий знаток истории которую он видит «очень по своему». Извините, если роман или фильм носит гордое название «исторический» значит содержание должно соответствовать заявленному бренду, иначе мы имеем классический пример ложной рекламы и обмана потребителя. Вот если в коробке, на которой написано «Стиральный порошок» вместо оного порошка окажется, к примеру, клейстер, вы разве не возмутитесь? Вряд-ли вас устроит разгово про то, что «таково видение» маркетолога


⇑ Наверх