Магнолия с мечом, или «Моя крошка стала совсем взрослой и спасла Китай», ой! Это из другой сказки
Древний Китай. Хуа Мулан с детства выделялась среди девчонок деревни. Задорным нравом, мальчишескими проделками и мощным уровнем энергии Ци. Энергии, максимальным овладением которой славятся величайшие воители.
Время шло, родня Мулан активно склоняла ее к привычной женской судьбе – замужеству.
Девушка почитала семью, смиренно (почти) готовясь принять свою долю.
Но тут на Империю обрушиваются безжалостные жужаньские кочевники. Вместо отца, оставшегося калекой после предыдущей войны, в армию тайком отправляется Мулан.
Так как об участии женщины в боевых действиях не может быть и речи, ей приходится притвориться юношей.
А дело это ой какое нелегкое!
И все ближе вражеская армия во главе с жаждущим мести Бори Ханом и ведьмой Сянь Лань.
Диснеевскими игровыми ремейками своих собственных мультфильмов уже никого не удивишь.
И вот пришло время новой Мулан, в версии 2020 больше ориентированной на старинную китайскую легенду о деве-воительнице, а не на мультфильм 1998 года.
Значение имени «Мулань» — «Магнолия».
Изменений по сравнению с любимым мультиком детства нас ожидает немало. Вернулся к предкам дракончик Мушу (искренне ненавидимый китайскими зрителями, считающими его оскорблением величественных драконов Поднебесной), а сверчок из насекомого превратился в комического пухлого юношу. Да, без этих персонажей история Магнолии теряет изрядную долю своего обаяния, но есть в новом творении наследников Уолта и положительные моменты.
Так как Дисней ориентирован на семейную и детскую аудиторию, несмотря на присутствие в ленте сражений и убийств, показаны смерти достаточно мягко (рейтинг PG-13). Герои (и антигерои) в полной мере демонстрируют акробатику и владение боевыми искусствами, повергая противников пачками, при этом на экране не прольется ни капли крови. Sapienti sat – взрослые видят, как десятками наносятся «травмы несовместимые с жизнью», а детишки могут пребывать в блаженной уверенности, что перед ними — то ли бессмертные, то ли персонажи компьютерной игры. Спорный подход, однако альтернатива ему в семейном кино отсутствует (разве что «Голос монстра» с «Терабитией» несколько выделяются).
Битвы по-китайски красивы, обстоятельны, но размахом и количеством не поражают. Все скромно, по-домашнему: редкие мелкие разборки с гарнизонами крепостей, одно более-менее крупное сражение, финальная беготня (порадовала «засада» в императорском городе – чтоб ваши дети всю жизнь такие засады делали, хоть бы корейцев с «Королевством» посмотрели). Зато излюбленных в кинематографе Поднебесной прыжков на грани (и за гранью) фантастики, пробежек по стенам, хождений по воздуху и невообразимой акробатики, нам покажут с лихвой.
Что несколько покоробило – часть этих «использований энергии Ци» смотрится гармонично, но некоторые спецэффекты просто режут глаз (невзирая на 200 лимонов бюджета, вопросы по использованию которого возникают не раз). «Тщательней надо, ребята», оно конечно для подростков младшего и среднего школьного возраста снято, но относиться к аудитории столь пренебрежительно все же не стоит.
Также позабавила легендарная тупость командиров империи, повелевающих дать ровно один лучный залп, ведущихся на детскую хитрость, отправляющих всадников на убой в откровенную засаду. Впрочем, враги отвечают подобной же полководческой гениальностью, играя в Коловрата, и обстреливая горы.
Сюжетная линия вообще не поражает изысками, прямолинейно катясь к известному финалу, но хотя бы не повторяя покадрово мультфильм. Жужане остаются безликой массой – смесью ниндзя, монголов и бессмертных Ксеркса. Власти Империи – полны внутренних достоинств, но не дружат с мозгами. Воины – бодры, полны сомнений и любви к родине (с индивидуальностью у подавляющего большинства опять же не складывается). Временами лента превращается в историю феминистического противостояния двух сильных дам. Одна из которых, как выясняется в финале, также не поражает глубиной интеллекта. Нет, чтобы собрать «своих пацанов», поинтриговать вволю, да самой на трон усесться.
Зато о добродетелях типа верности, уважения к старшим, традициям, заботе о чести роди и личной честности нам все уши прожужжат.
Также выделяется слабая с эмоциональной точки зрения игра актеров. Практически все время они демонстрируют «Покер фейс», гуляя по экрану с одним и тем же выражением лица. Интересно, китайские актеры в принципе не любят «внешнюю игру» в стиле того же Ди Каприо или Безрукова, или все же имеются исключения? Надо будет присмотреться.
Главная героиня трогательно пугается увиденных впервые голых мужиков, блистает обаянием, которому не мешает грязная мордашка, и талантливо дает «люлей» неприятелям.
Злодейка демонстрирует тяжелую долю выделяющейся из толпы дамы в суровом китайском древнем мире.
Из мэтров в наличии Джет Ли в непривычном образе императора (аж никак не чуждого боевым искусствам, не благостный старичок из мульта, не надейтесь).
И Донни Йен в образе мудрого отца-командира, внезапно уступающего лидерство девице?!
Кстати, влюблена в здешней версии Мулан оказывается в сослуживца, а вовсе не в начальника, все в русле современных трендов.
Картинка, опять же традиционно для восточного кино очень сочная, насыщенная и яркая.
Летящие специи и полотна ткани, бамбуковые рощи, марево пустынь, колорит базаров и императорского города, шикарная природа (съемки проходили в Китае и непременной Новой Зеландии). Красиво, не придерешься.
Эрго. Красочная восточная легенда о сильных женщинах, тем не менее, проигрывающая мультипликационной версии. Радует яркой картинкой и фантастической боевой хореографией (настолько нереалистичные бои, правда, далеко не всем зрителям по нутру). А вот сюжет, неровные спецэффекты, резковатый монтаж, скромность битв и большую часть актерских работ к достоинствам не отнесешь.
Режиссер: Ники Каро
В ролях: Ифэй Лю, Донни Йен, Гун Ли, Джет Ли, Джейсон Скотт Ли, Йосон Ань, Ци Ма, Розалинд Чао, Чжэн Пэйпэй, Сюзанна Тан
P. S. Объявив универсальную жизненную энергию Ци исключительно мужской, создатели ленты действительно изрядно накосячили. С другой стороны рассказ в ленте изрядное время идет от первого лица отца Мулан. Так что перед нами натуральный «ненадежный рассказчик», возможно озвучивающий свою версию, возникшую от заблуждения, или недостатка знаний.