Весь первый сезон сериал промаялся, как дистрофик, сидящий на двух стульях.
Есть старая-едкая, идущая от комикса-первоисточника метафора — классовое общество с его бешеной ненавистью, жуткой диспропорцией в потреблении материальных ресурсов и тотальным расслоением людей на страты. Бунт должен пробегать весь поезд, как огонь пробегает бикфордов шнур.
Есть реалистичный подход — вот вам больше технических деталей про поезд, вот вам неоднозначность персонажей, вот конформизм и двурушничество, и тут сбоку набор промежуточных интриг, который заключен в общую скобку-необходимость — поезд должен двигаться во что бы то ни стало..
В результате — полный рассинхрон.
К седьмому году пребывания людей на этой электричке — пытаются показать то, что должно было случиться в первые несколько месяцев:
— раскрывается обман, который организовали три человека в рубке. Невидимый голос «м-ра Вилфорда» — это для самых маленьких или безвластных. Cо всеми остальными придется говорить лично. Если человека, который непосредственно осуществят власть, куда-то деть — то и власть не так уж долго протянет. Но авторам требуется метафорический образ невидимого властителя и эффект обмана;
— силовики решают, что надо брать власть самим, а не слушать каких-то там указаний от «м-ра Вилфорда». Собственно, со сбора технической информации о поезде и с вербовки части персонала ребята бы и начали — чтобы иметь возможность давить на инженеров. Но в сюжете нужна тупая вооруженная сила, потому они сиднем сидят несколько лет;
— люди из хвоста (безбилетники и полутрупы) убеждают «третий класс», что второй и первый в итоге тоже их отправят на холод. Следует совместное восстание. Это было бы в первую пару месяцев, когда начали бы подходить к концу расходники (стиральный порошок, туалетная бумага, все виды упаковки) и обострился бы кризис с запчастями для основных механизмов. То есть надо показывать или станцию, или 3D-принтеры, которые позволят снова и снова перерабатывать старые бумажные полотенца в новые. Или остановку для торговли с каким-то местными, или еще кучу техники в дополнение к «теплицам». Но эффектнее вывести на экран долговременно страдающие массы — там все совсем плохо, и единственный луч надежды это избавление от каннибалов, которые завелись в первые месяцы. Им головы открутили. С тех пор только забирают детей.
Словом, до решительных событий могло полгода пройти. Но семь лет?
При том не показаны дети, которых все эти годы воспитывали, и теперь это пятнадцатилетние фанатики с твердой верой в благо м-ра Вилфорда /см. гитлерюгенд/. То есть в девятой серии фигурирует единственный из них — сын повстанца, которого начали воспитывать в рубке буквально пару дней назад.
И? Мальчик подай-принеси-задавай-вопросы.
Лишь в финале, когда уже все закончилось и создатели сериала делают откровенный задел на следующий сезон — есть попытка вывести воспитанников на демонстрацию. Но это все еще дети.
На фоне этой базовой проблемы — очень много сделано для того, чтобы сериал стал интересным.
Характеры и модели поведения персонажей выстроены в механизм, который и позволяет нормально развиваться сюжету.
— женщина, которая имитирует власть, проводница, она готова головой рисковать, только чтобы поезд жил, и при том врет каждую минуту. В итоге от плутократии (почти бескорыстной, хоть это и парадокс) она переходит к возможности честно отдать управление поездом подходящему человеку. Это удача;
— повстанец. На роль его взяли не только потому, что он негр — он еще и играть умеет. От борца за лучшую жизнь — к реальному хозяину поезда, который своими руками обрек на смерть какое-то количество соратников;
— врачи, полицейские, «работники сферы развлечений», аристократы — свои маленькие сюжетные арки.
— есть динамика развития сюжета и пара твистов. Собственно, держится сериал на этих твистах, на подчеркивании роли социальной неоднозначности, и на экзотичности.
Хорошо продуманы декорации. Конечно, хватает и натяжек, и даже клюква небольшая затесалась. Но эффект длиннющего, живущего как бы своей механической жизнью поезда, в котором чего только не происходит, а вокруг тотальный ледниковый период и смертельный мороз — он вполне обеспечен. Показывают постепенное накопление поломок и проблем в этом составе — весьма фантастически, но это позволяет передать ощущение времени. Проходит год, новый цикл, новое кольцо в путешествии, и по старым рельсам перемещаться все сложнее.
Зрелищность присутствует — сталь и кровь перемешаны в необходимых пропорциях — батальные сцены не кажутся абсолютной глупостью.
Да, авторы бегут впереди паровоза в вопросах роли меньшинств.
Но в итоге сохраняется главная сюжетная вилка. Если кроме поезда нет другой жизни, то людям придется плясать под перестук стальных колес — и правила этой польки просты. Повстанец, власть которого открыта и адекватна — сможет прикрыть излишества первого класса. Но через пару лет столкнется с исчерпанием ресурсов, и даже если посадит второй класс на умеренный паек, и пойдут очень схожие проблемы. Если есть возможность получить новые ресурсы — какими угодно способами — то вопрос в командах добытчиков.
Не удивлюсь, если сериал продлят на следующий сезон. Как развлекательный продукт — он вполне соответствует: яркое действо и намеки на серьезные размышления. 7-8 баллов