Незнайка — герой, олицетворяющий новую, после-сталинскую детскую литературу. Но он был настолько ранне-оттепельным персонажем, что его облик был канонизирован (застыл) уже в середине 1950-х гг. Поэтому молодые художники детской книги, столь полно раскрывшиеся в Шестидесятых, к Незнайке доступа не получили. А ведь в 1958 году вышел «Незнайка в Солнечном городе», в 1965 году — «Незнайка на Луне». Посмотрим, как иллюстрировали художники старшего поколения Незнайку, когда он разменял свой второй, а потом и третий десяток.
В Шестидесятых первую книгу трилогии кроме Лаптева никто уже не иллюстрировал. Одна попытка всё же была. Украинские художники по праву приоритета (первая публикация повести была на украинском языке) пытались создавать свои образы, отличные от лаптевских. Вот диафильм 1969 года, сделанный в Киеве. Обнаружил его на Фантлабе (полностью выложены все кадры): https://fantlab.ru/edition157881. Художники (мне неизвестные) — Е.Антохина и Бе-Ша.
Коротышки в целом изображены как дети дошкольного возраста. Малышки возят кукол в колясках. Малыши в соломенных шляпах.
Незнайка тоже в широкополой соломенной шляпе. Но эта шляпа — как у всех! Она Незнайку не выделяет из общей массы. Художники решили сделать идентифицирующим признаком Незнайки его нос. У всех коротышек носы нормальные, у одного Незнайки — нос завитушкой (как древесная стружка).
Сомнительная идентификация.
Проблема возраста коротышек тоже решается странно. У малышей и малышек имеются настоящие дети. Вот на этой картинке видно.
Такая интерпретация, основанная на отрицании устоявшегося лаптевского образа, ничего кроме отрицания не содержит и вызывает только недоумение.
В 1958 году Носов опубликовал «Незнайку в Солнечном городе» — вторую книгу трилогии. История с первыми иллюстрациями повторилась. В 1959 году в московском Детгизе книга с повестью вышла с иллюстрациями А.Лаптева. У Лаптева во второй книге трилогии всё те же игрушечные коротышки-малыши.
Однако в журнальной публикации (на сей раз это был общесоюзный журнал «Юность») повесть проиллюстрировал И.Оффенгенден, книга с его иллюстрациями вышла через год в республиканском издательстве в Минске параллельно с московским изданием. Хоть Оффенгенден и был первым иллюстратором новой книги, выбор облика Незнайки был предрешён: широкополая шляпа и торчащие во все стороны космы.
Внезапно у Носова появился волшебник с бородой. Возникла проблема бородача. Есть или нет в мире Незнайки возраст, взрослые люди, старение?
У Лаптева волшебник — тоже коротышка. И пропорции Незнайки и бородатого волшебника одинаковые. При этом бородач смотрится вполне естественно: волшебник же. У Оффенгендена наметился другой подход: Незнайка очень реальный персонаж, это не малыш, а школьник средних классов. Мимика у него сдержанная. Когда он стоит рядом с волшебником, видно, что их размеры соотносятся как размеры взрослого и подростка, т.е. намекается на то, что Незнайка будет расти и взрослеть.
Нарушим хронологию. В 1997 году Г.Вальк проиллюстрировал в цвете «Незнайку в Солнечном городе». Персонажей он взял тех, которых создал для «Незнайки на Луне» в 1965 году. Поэтому по духу, иллюстрации Валька — это иллюстрации Шестидесятых. Вальк развивал тему Лаптева, поэтому и концепция Валька оказалась близка Лаптевской. Можно подумать, что Вальк просто перерисовывает Лаптева. Вот Незнайка с волшебником на лавочке (лаптевская композиция): одинаковые пропорции, хотя видно, что волшебник — старик.
Все остальные персонажи у Валька, как и у Лаптева — молодые коротышки (включая милиционеров). Правда, кое-где дамы-малышки держаться слишком по-взрослому, почему начинают походить не на сказочных персонажей, а на лилипутов.
Продолжили иллюстрирование цикла о Незнайке и самые первые иллюстраторы — супруги Григорьевы из Киева. Незнайка — мальчишка, волшебник — взрослый (старик).
Да, художники не только лаптевскую шляпу пририсовали, но и собственную концепцию изменили: сделали Незнайку ребёнком.
А вот это жаль. Украинский Незнайка стал заурядным. А ведь Григорьевы как раз имели полное право отстаивать своего авторского — самого первого — Незнайку. Ладно, первый образ Незнайки из «Барвинка» (1953) — молодого гнома — не выдержал сравнения с иллюстрациями Лаптева, которые почти одновременно появились в центральном издательстве. Но по прошествии десятилетий (в Киеве вторая книга трилогии вышла уже в 1978 году) на фоне прискучивших лаптевских персонажей, разухабистый «Незнайко в Сонячному місті» смотрелся бы здорово.
Вот таким «Незнайко» был в 1953 году и таким стал в 1977 году.
Но, видимо, тоже сработали требования советского книжного рынка: Незнайка должен быть таким, к которому дети привыкли.
Уже второй раз сталкиваемся с тем, что Носов перерабатывал свои повести в пьесы, которые попадали на иллюстрирование не к Лаптеву, а к другим художникам (так, Г.Вальк иллюстрировал пьесу по первой книге трилогии «Незнайка-путешественник»). Вторая книга трилогии тоже была переработана в пьесу: «Незнайка в Солнечном городе: сказка-водевиль» (1970). У меня этой книжки нет. Сканы — отсюда: https://gbhfn.livejournal.com/315169.html.
А иллюстрировал этот «водевиль» знаменитый Е.Мигунов. Мигунов сохранил тот образ гротескного Незнайки, который он сделал в 1960 году для рассказа «Винтик, Шпунтик и пылесос».
При этом бородатый волшебник — не коротышка, а взрослый человек (старик).
Вообще появились особенности в подаче окружения Незнайки. В «Винтике и Шпунтике» тоже были пожилые персонажи, но они все были, как и Незнайка, коротышками. В «водевиле» же получились персонажи трёх видов: взрослые люди (милиционер, например), нормальные дети (малыши и малышки из Солнечного города) и совершенно фееричный Незнайка.
Ситуация, применимая к народной сказке, когда на иллюстрациях нормальные люди (Иваны да Марьи) соседствуют с фантастическими существами.
Г.Вальк после смерти Лаптева принял на себя создание цикла иллюстраций к третьей книге трилогии «Незнайка на Луне». Книга вышла в 1965 году, канон иллюстраций сложился в издании 1967 года и состоял из ч/б рисунков и восьми цветных иллюстраций на вклейках.
В 1997 году Г.Вальк сделал полностью цветные иллюстрации ко всей трилогии. Посмотрим здесь и ранние, и поздние иллюстрации: концептуально они не изменились.
Было понятно, что персонажи, перекочевавшие из первых двух книг трилогии, могут быть только в рамках, заданных Лаптевым. Конечно, у Валька совсем другая манера рисования, чем у Лаптева. Персонажи получились другими. Но Незнайка исполнен в соответствии с лаптевским каноном: шляпа, космы, «глуповатое лицо».
Вот галерея цветных персонажей Лаптева:
А вот галереи персонажей Валька (тоже цветных):
Г.Вальк почётче прорисовал лица персонажей. В результате они всё-таки приобрели некоторые черты взрослых людей (залысины кое-где мелькают). Знайка стал ближе к образу, созданному писателем (у Лаптева он совсем ботаник в цветочке вместо шапочки).
Вальк окончательно зафиксировал причёску Незнайки: длинные волосы не просто торчали ёжиком, а разбились строго геометрически на три пряди, образующие вершины равнобедренного треугольника. Незнайка стал узнаваем даже без шляпы.
Сравнение чёрно-белых иллюстраций 1965 года и цветных 1997 года самого Валька добрые люди выложили в «Лабиринте». Показываю оттуда:
Видно, что это, конечно, не механическая раскраска, но и концептуальных изменений нет. Авторская реплика.
На Земле все коротышки — добрые и милые, у них нормальная детская психика: кто-то книжки читает, кто-то с техникой возится, а кто-то балду гоняет. А на Луне — взрослое классовое общество, очень много неприятных персонажей. Естественно, что Вальк решил изобразить лунных коротышек взрослыми людьми, причём преимущественно пожилыми.
Поэтому, вероятно, пришлось и земных коротышек сделать взрослыми (хоть и моложавыми) — иначе был бы полный диссонанс: дети против стариков. А так получилось просто молодое землянское поколение против отжившего лунного.
Первые иллюстраторы — В.Григорьев и К.Полякова (к тому времени уже супруги Григорьевы) — тоже иллюстрировали «Незнайку на Луне» (хоть это и был уже 1988 год, рассмотрим эти иллюстрации здесь).
То, что коротышки могут быть преклонных лет, Григорьевым было всегда понятно (в самом первом украинском варианте «Незнайки» они такими и задумывались). Но теперь в отношении Незнайки они концепцию поменяли — он и его друзья — это дети. Ну а пожилые лунные коротышки — пожалуйста!
Лунный миллионер Скуперфилд у Григорьевых очень похож на персонажа Валька (видимо, совсем художники рукой махнули на свои амбиции).
Но всё же в украинском издании Скуперфилд в детских коротких штанишках (наверное, это что-то означает).