1. Содержание. Сто королей капитала, убедившись в безнадёжности их борьбы с наступающим ревдвижением, социализмом, решают отравить всю воду мира несколькими граммами особого яда, который лишает человечество возможностей деторождения. Решение это подслушивается двумя хулиганами, из которых один спасается, а другой гибнет. Хулиган случайно сходится с одним из активных комсомольских работников, рассказывает ему об «ужасной опасности». Комсомольцы вырабатывают план спасения небольшой части рабочих и юношей; кроме того, предупреждают СССР. Ряд похождений, приключений, сообщений радио. Неплохая, не выпячивающаяся любовная интрига. Старый профессор, изобретший яд, убит капиталистами. Он изобрёл, конечно, и противоядие, но знает это только его племянница, наивная девушка. Наивные картины погибающего человечества (под Уэльса). Работа в СССР. Герой-хулиган давно стал комсомольцем. Встреча с племянницей профессора, любовь, открытие тайны. Смена человечества спасена.
Неожиданно выясняется, что роман написан фабзайчиком. Старик слушатель вскрывает недостатки романа: отсутствие фундамента, надуманность фабулы и т. п.
2. Идеология: Общая установка светлая, жизнерадостная, бодрая, комсомольская. Но... идеологических nonsens`ов бесконечное количество. Они выливаются у автора с непринуждённой естественностью незнания. Чувствуется, что автор не задумывается особенно над мотивировками. Поэтому в романе «уэльсовского размаха» получается громадный провал. Почти все мысли заимствованы. Но есть и новые, не совсем оригинальные, однако не лишённые свежести.
3. Оформление. Автор немного юмористичен (не ироничен). То, что в конце разъяснится «авторство фабзайчика», придаёт ему возможность писать с тёплой наивностью. Горе автора — штампованность описаний, положений, развязок. В начале она достигает размеров пародии. Язык не вполне литературный по грамматике. Читается легко: как будто выкурил папироску. Даже не очень жаль потерянного времени.
Лит. худ. отделу издавать книгу не следует. Но передать её Юн-сектору с тем, чтобы автор серьёзно переработал, отделал её, несколько сократил, выровнял тон — можно. При всех этих условиях среди определённой части молодёжи книга могла бы разойтись, конечно как лёгкое чтение, без всяких воспитательных, пропагандистских или агитационных задач.
Л. Нитобург 20/V 26.